Исполнительная власть государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:45, доклад

Описание работы

«Система органов исполнительной власти ориентирована, прежде всего, на реализацию законов и решений, принимаемых федеральным Собранием, решения референдумов, указы Президента РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Таким образом, основная функция органов исполнительной власти, которая и предопределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение (осуществление) правовых актов, принятых законодательной ветвью власти».

Содержание работы

Введение
1. Исполнительная власть и правовой статус органов исполнительной власти
1.1 Понятие исполнительной власти
1.2 Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
1.3 Виды органов исполнительной власти
2. Главы государств как субъект исполнительной власти
2.1 Монарх как глава исполнительной власти
2.2 Президентство
2.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
3. Правительство в системе органов исполнительной власти
3.1 Понятие правительства и его положение в системе органов государственной власти
3.2 Состав и внутренняя структура правительства
3.3 Формирование правительства
3.4 Порядок работы правительства
3.5 Ответственность правительства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социол доклад.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, «возможно  предание президента суду Конституционного суда. В этом случае речь идет опять-таки только об отрешение от должности, уголовное е наказание затем установит суд общей юрисдикции. Предает президента суду Конституционного суда опять-таки парламент. В-третьих, по постановлению парламента президента может судить особого рода суд, создаваемый только для этой цели. В-четвертых, президент может быть смещен на основе решения общегосударственного референдума. В-пятых, президент может быть смещен от должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства большинством в 3/5 голосов»26. Кроме того, имелись случаи добровольной и вынужденной отставки президента. В 1991 г. в связи с распадом СССР был вынужден уйти в отставку Президент СССР М. С. Горбачев. 21 августа 1998 года 248 депутатов Государственной Думы России (общее, конституционное число депутатов – 45) на внеочередном заседании этой палаты парламента приняли постановление, призывающее Президента России добровольно уйти в отставку.

Наряду с президентом  во многих странах есть вице-президент. Он избирается обычно в паре с президентом (при едином голосовании избирателей) либо в редких случаях назначается президентом. Иногда президент назначает двух или даже трех вице-президентов. Вместе с тем, хотя и редко, возникают противоречия между президентом и вице-президентом. Обычно в этом случае последний уходит в отставку, но в России в 1993 году вице-президент А. Руцкой был смещен президентом Б. Ельциным, а в последствии Конституцией 1993 года должность вице-президента в России была упразднена.

2.3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

«Статус Президента Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над  законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти»27. Тем не менее, основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Президент Российской Федерации  обладает широкими полномочиями в области  исполнительной власти. Эти полномочия относятся к формированию организационной системы и к содержанию её функционирования.

«Президент Российской Федерации формирует Правительство  Российской Федерации. Предусмотренное  Конституцией Российской Федерации  согласование Президентом с Государственной  Думой имеет формально процедурный характер. Президент, в конечном счете, может назначить на эту должность свою кандидатуру. Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства Российской Федерации; определяя внешнюю внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства Российской Федерации и всей системы исполнительной власти»28.

Именно этим обусловлено  юридическая зависимость Правительства  Российской Федерации не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти. Учрежден институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов. Его цель – обеспечение единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти, повышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами указанных субъектов Российской Федерации.

 

3. Правительство в системе органов исполнительной власти

3.1 Понятие правительства  и его положение в системе  органов исполнительной власти

«Правительство обычно имеет название совета или кабинета министров (в некоторых странах  для обозначения правительства  используется термин «государственный совет», иногда оно официально называется «правительство»). Правительство традиционно рассматривается как создаваемый парламентом и президентом (иногда только парламентом или президентом) орган исполнительной власти, который должен организовывать выполнение законов, принятых парламентом»29. Кроме парламента и принимаемых им законов над правительством юридически стоит и (монарх, президент), хотя фактически это не всегда так. Правительство, министров юридически всегда назначает глава государства и теоретически оно обязано выполнять не только законы, но и декреты (указы) главы государства, а в президентской республике (если существует особый орган – правительство), в дуалистической и абсолютной монархии действительно делает это. Такова ситуация и в России.

Однако для того, чтобы  исполнять законы, указы и особенно для того , чтобы организовать их исполнение, «необходима распорядительная деятельность правительства, осуществляемая им в разных формах, в том числе  и путем издания правовых актов. Эти акты имеют подзаконный характер и по иерархии стоят ниже указов главы государства. Правительство – это организующий исполнительно распорядительный орган государственной власти, занимающий следующую ступень в иерархии государственных органов после парламента и президента. Это – коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением»30. Оно возглавляет всю администрацию государства, под его руководством находится государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела. Хотя правительство, премьер-министр, министры назначаются юридически актом главы государства, при некоторых формах правления наделе не глава государства руководит правительством, а правительство определяет публичную деятельность главы государства.

Правительство подчиняется  закону. «Применяя закон, суд (суд  общей юрисдикции, конституционный  суд и др.) вправе принимать решения, обязывающие правительство, его  членов, может привлекать их к уголовной, гражданской, иной ответственности  за нарушение закона. Правительство е может принимать обязывающие решения в отношение суда. Оно обязано (прежде всего, через министерство юстиции) создавать необходимые условия для деятельности суда, повышать его авторитет, принимать меры (прежде всего через министерство внутренних дел, другие подчиненные органы) по выполнению судебных решений, к кому бы они ни относились»31.

3.2 Состав и внутренняя  структура правительства

«Правительство состоит  из председателя правительства (чаще всего  это премьер-министр). В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства (вице-премьер, иногда вице-президент), министры, руководящие отдельными министерствами (экономики, финансов, внутренних дел, здравоохранения и др.)»32. Нередко в ранге министра находятся председатели некоторых ведомств, комиссий, агентств, имеющих важное значение. «В состав правительства могут входить министры без портфелей (должностные лица, не руководящие министерствами, но выполняющие отдельные поручения премьер-министра и имеющие право решающего голоса на заседаниях правительства), младшие министры»33. В развивающихся странах нередко бывают министры координаторы или главы министры, курирующие группу родственных министерств (так было в Гвинее и Египте), а также министры, ведающие, управлением отдельных крупных регионов страны (в Малави, Сьерра-Леоне и др.). Преобладают в составе правительства министры, руководящие отдельными сферами общественной жизни. Эти сферы выделяются в зависимости от традиций страны и иногда бывают необычными.

Внутренняя структура правительства в разных государствах неодинакова. В странах, где имеет место влияние англосаксонской системы права различаются правительство и кабинет. «Правительство – это более широкий по составу орган, включающий министров, младших министров, некоторых других должностных лиц»34. В Великобритании в его состав входят 70-8 (до 95) человек, меньше в Индии, еще меньше в Австралии и Канаде. Но он не собирается на заседания, (часть его действует иногда лишь как так называемы тайный совет) и не принимает решений. Подлинным правительством является кабинет, а еще чаще – «внутренний кабинет» (более узкая часть кабинета). Кабинет составляется премьер-министром, который включает туда видных деятелей своей партии, имеющих министерский портфели. Обычно в состав кабинета входят министры обороны (военные министры), внутренних дел, финансов, иностранных дел, но иногда премьер-министр включает в состав кабинета министров, которые занимают менее ответственные министерские посты, но хорошо известные в партии. Обычно в кабинете состоит 18-20 человек, которые чаще всего заседают еженедельно или раз в две недели (иногда они созываются премьером по мере надобности), во «внутреннем кабинете» – 3-5 министров, он созывается чаще.

В странах континентального права (в частности, во Франции и находящейся под влиянием этой системы права странах) различают Совет министров и Совет кабинета. Первый из них – это министры, заседающие под председательством президента республики (официальные заседания), второй – министры, собравшиеся под руководством премьер-министра. На заседаниях Совета министров решаются наиболее важные дела, второй орган обсуждает оперативные вопросы и принимает по ним решения.

«Во многих странах в  составе правительства образуются межведомственные комитеты и комиссии. В их числе комиссии по международным вопросам, по экономике, в России есть комиссия по оперативным вопросам. Некоторые комиссии (комитеты) возглавляет сам премьер министр, другие – его заместители»35.

3.3 Формирование правительства.

Правительство формируется неодинаковыми способами, которые зависят от формы правления. Во всех странах (кроме абсолютных и дуалистических монархий) новое правительство всегда назначается после выборов парламента и (или) президента. «В абсолютных или полуабсолютных монархиях, как в тех, где нет парламента, так и в тех, где предусмотрены (хотя распущены или не действуют) консультативные парламенты, правительство формирует по своему усмотрению монарх»36. Очень редко он берет себе пост премьер-министра и руководство некоторыми ведущими министерствами, но чаще назначает премьер-министром лиц из царствующей семьи – старшего сына, брата, племянника и т.д. «В дуалистических монархиях, как и в абсолютных, правительство формируется королем и несет ответственность пере ним. Однако существование парламента ведет к тому, что король учитывает расстановку сил в парламенте, влияние различных партий, хотя он и не обязан делать это. В парламентарной монархии, как и в рассмотренных выше формах, правительство обычно назначается актом главы государства»37. При данной форме правления состав и характер деятельности правительства зависит не от короля, а от парламента. Король вынужден назначить главой правительства лидера партии, победивший на выборах в нижнюю палату (однопалатный парламент), иначе правительство не получит после представления своей программы парламента вотума доверия и, следовательно, не будет утверждено парламентом. Формирование правительства в президентской республике аналогично дуалистической монархии. Министров назначает президент по своему выбору. Иногда президент вводит должность премьер-министра или поручает выполнение его обязанностей вице-президенту. Однако при данной форме правления премьер-министр остается лишь «административным премьером». Фактически руководителем правительства остается президент, который определяет политику правительства. Премьер-министр координирует работу ведомств, решает оперативные вопросы.

«В президентской республике государством управляет партия, победившая на президентских выборах: она имеет  пост президента и должности министров. Некоторые сложности возникают лишь при «разделенном правлении», когда пост президента принадлежит одной партии, а большинство в парламенте находятся у другой. В парламентарной монархии и парламентарной республике способ формирования правительства в принципе одинаков»38. Главой правительства монарх (президент) назначает лидера партии, победившей на выборах в парламент. Назначенное премьер-министром лицо формирует и представляет его на утверждении парламента.

3.4 Порядок работы правительства

«Правительство принимает  решение на заседаниях. Эти заседания  проводятся при закрытых дверях, при  открытии заседания иногда разрешается  присутствовать представителям прессы. В парламентарных монархиях и  парламентарных республиках различаются два вида заседаний: официальные и неофициальные»39. На первых глава присутствует и иногда даже председательствует, но эти заседания в парламентарных монархиях и и республиках имеют во многом формальный характер: на них лишь оформляются решения, выработанные ранее на неофициальных заседаниях. Напротив, в полупрезидентских и президентских республиках, дуалистических монархиях, где фактическим руководителем правителем является глава государства, более важное значение, имеют официальные заседания, так как ни одно значимое решение не принимается правительством без участия главы государства. В тех президентских республиках, где нет должности премьер-министра, естественно не существует деления заседаний правительства на официальные и неофициальные: глава государства присутствует на всех заседаниях и руководит ими.

Решение принимается  большинством голосов, но до голосования  доходит редко. Принято даже говорить о «диктатуре» премьер-министра в парламентарных республики и монархии. Подбирая министров в состав правительства, его глава тем самым устанавливает определенную связанность поведения его членов: они вошли в правительство по приглашению премьер-министра, и хорошо помнят это.

3.5 Ответственность правительства

«За свою деятельность правительство  несет ответственность: политическую, гражданскую и уголовную (речь идет об ответственности при исполнении служебных обязанностей, за другие, общеуголовные преступления, проступки, правонарушения члены правительства несут ответственность как обычные граждане в соответствии с законом). Политическая ответственность правительства или отдельных министров состоит в том, что они обязаны уйти в отставку при выражении вотума недоверия, резолюции порицания и т.п.»40. При солидарной ответственности уходит в отставку весь кабинет, при индивидуальной – только тот министр, которому выражено недоверие. Вопрос о том, какая форма ответственности будет применена, в одних странах решает сам кабинет, в других – парламент.

Информация о работе Исполнительная власть государства