Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:07, курс лекций
История социально-политических учений есть одной из важнейших составных духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, которые интересовались проблемами общественного и государственного устройства, политикой, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, которые появились на протяжении исторического развития человечества, продолжают взыскивать влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния разных учений, «наследственности» их развития формировались универсальные, общие для всех людей ценности.
Актуальность темы
История
социально-политических учений есть одной
из важнейших составных духовного
мира человечества. Она выступает
как результат деятельности многих
поколений мыслителей, которые интересовались
проблемами общественного и
Политическая мысль давности развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни того времени. Функционирование полисной демократии объективно нуждалось в активном участии граждан в политических процессах. От этого было зависимое государственное устройство страны, существующие механизмы решения конфликтов и организации общественной жизни того времени. Много старинных идей не потеряли своей значимости и актуальности в наши дни. Платоновские воображения о государстве от ее идеального состояния к реальным типам в форме тимократии, олигархии, тирании и демократии дополнил Аристотель, который ввел понимание лучшего государственного устройства в форме политии.
Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении наложило свой отпечаток на политические взгляды этого времени. Политические проблемы в этот период трактовались как часть теологических проблем, как их осколок.
Отход от сугубо
теологической интерпретации
Цели обучения
Общая цель: Определять основные тенденции в истории развития политических учений.
Конкретные цели:
в соответствии с темой занятия студент должен уметь:
Содержание обучения в соответствии с целями
Теоретические вопросы
2.1. Доантичный и античный этапы развития мировой политической мысли. Теология
ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ
1 |
Доантичный этап развития мировой политической мысли (4 ст.до н.э.) |
Политические учения Древнего Востока. Два политических течения—конфуцианство (Конфуций) и легизм (Шан Ян) |
2 |
Античный этап развития мировой политической мысли (5 ст.до н.э.- 2 ст.н.э.) |
Политические учения Древних Греции и Рима, ведущие философы Протагор, Гипий, Фрасемах, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон… |
Теология (средние века) |
Догматы Церкви выступали одновременно и политическими аксиомами и правовыми нормами. Фома Аквинский | |
3 |
Просветительско- |
Европейско-американская политико-философская мысль эпохи Возрождения, Просветительства и реалистические концепции I половины XIX ст. М.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Гоббс, Ж-Ж.Руссо, Д.Локк, Ш.Монтескье, И.Кант, К.Маркс |
4 |
Политико-социологический этап (II половина XIX ст.- II мировая война, начало 1940х) |
Политические процессы исследовались в контексте социологии или самостоятельно, но базируясь на эмпирических методах. О.Конт, Г.Спенсер, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Парето, Моска, Михельс |
5 |
Политологический (с 1949— ) |
Самостоятельная наука и учебная дисциплина, которая объединяет как теоретические, так и эмпирические методы исследования (признана ЮНЕСКО). Генри Лассуэл, Роберт Даль, Девид Истон, Збигнев Бзежинский, Габриэль Алмонд |
2.1. Доантичный и античный этапы развития мировой политической мысли. Теология.
ДОАНТИЧНЫЙ ЭТАП (4 ст.до н.э.)
Политология как наука сформировалась сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории накапливались в течении столетий. С возникновением государства появились первые политологические концепции. Раньше всего этот процесс начался в странах Древного Востока.
Особенности политической мысли Древнего Востока:
Среди политических учений Древнего Востока в IV столетии до н.э. выделялись конфуцианская и легистская концепции политики.
Конфуцианство.
Основатель конфуцианства Конфуций (Кун-цзы) рассматривал государство как большую семью, где власть императора—как власть отца—во имя каждого члена семьи. Отношение между правителем и подданными рассматривались как отношения между старшими и младшими членами семьи. Благо народа было основной целью государственной администрации. Правитель должен иметь благородное происхождение и заботится про достаток народа, защищать его с помощью оружия и воспитывать. В свою очередь народ должен был бы беспрекословно выполнять все приказы правителя.
Легизм. Основателем легизма был Шан Ян. Легисты (законники) отказались от этического и религиозного понимания политики своих предшественников. По их мнению, государственное управление должно базироваться исключительно на законах (впервые появляется такая мысль), выполнение которых должен обеспечить централизованный государственный аппарат чиновников. Неукоснительно придерживаться этих законов должен народ, а не правители, которые являются законодателями. Идеальное государство – то, где на 9 наказаний приходится одно поощрение (одна награда).
АНТИЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
(5 ст.до н.э.- 2 ст.н.э.)
В отличие от доантичного, античный этап имеет свои особенности:
Именно концепции античности заложили фундамент для западной политической традиции.
5 ст. до н.э.—софисты (платные учителя философии в Древней Греции).
Протагор, Гипий, Фрасемах и др.
Протагор: «Мера всех вещей–человек. Все люди от природы равны».
Сократ не написал ни одного научного труда. Его мысли за ним записывали его ученики (Платон, Аристотель). Сократ утверждал, что цари и правители не те, кто держат в руках скипетр, кто получили власть по жребию или путем насилия, а те, в ком есть искусство управлять людьми.
Значительный вклад в развитие политической мысли античности сделали греческие философы Платони и Аристотель, римский историк Полибий, римский политик Цицерон.
Платон—наиболее одаренный ученик Сократа. Он пояснял генезис государства как природное стремление людей к общественной жизни для обеспечения потребностей в существовании и совершенствовании. Одна из его работ- «Государство» (в 4 томах). Государство, по мнению Платона, должно служить прежде всего высокому идеалу—приближению людей к идее добра, спокойствия и счастья. Он разработал две концепции государства: идеальную и реальную.
Основными признаками идеального государства по Платону являются:
1)Всеобщность
и постоянство государства.
2)В идеальном
государстве все граждане
I (наивысший) слой – правители, которые должны быть философами (философы, которые управляют государством). Их добродетель–мудрость;
II- воины, которые заботятся про целостность государства, берегут его границы и внутренний порядок. Их добродетель–храбрость; III- ремесленники, купцы, хлеборобы, все те, кто заняты добычей материальных способов для существования. Их добродетель–умеренность, продуманность действий и поступков.
Первые два слоя должны жить по коммунистическим принципам—без частной собственности, семьи, а также должны пройти школы государственного воспитания.
Платон выделяет формы государства по степени их совершенства и регрессивной линии развития.
Аристократия -власть лучших, тимократия—власть военных, олигархия—власть богатых; демократия—власть, которая допускает равенство и нивелирует иерархические свойства людей; тирания—власть несправедливых и нерозумных людей, которые захватили её силой.
Таким образом,
идеальная форма
У Платона учился Аристотель. Его работа- «Полития». Аристотель, в отличие от Платона, не предлагал проект идеального государства, а сосредоточил внимание на такой государственной модели, которая была б наиболее приемлемой для определенных исторических условий. Он трактовал государство как объединение свободных граждан для осуществления управления делами общества. Аристотель не принимал идею Платона про обобществление собственности и семейной жизни исходя из того, что это приведет к лени и эгоизму.
Формы государства он классифицировал по двум критериям: количеству правителей и целью правления (служение общему благу или личным интересам). В соответствии с этими критериями Аристотель выделил правильные и неправильные формы государства.
К правильным формам он относил монархию (царскую власть), аристократию и политию, а к неправильным–тиранию, олигархию и демократию.
Наилучшей формой государства он считал политию–умеренную демократию, которая объединяет лучшие черты олигархического и демократического правления и базируется на законах. Полития должна опираться на средний класс, который поддерживал бы равновесие между богатыми и убогими.
Основной лозунг «Политии»: человек—животное политическое. (Т.е. каждый человек стремится к власти).
Полибий раскрыл логику возникновения и изменения шести форм государства в рамках одного цикла: монархии, аристократии, олигархии, демократии, охлократии, тирании. Монархия как единоличное правление царя или вождя базируется на разуме. Разлагаясь, монархия превращается в тиранию, а недовольство тиранией приводит к тому, что благородные мужи с помощью народа устанавливают аристократию. Аристократия, в свою очередь, постепенно перерождается в олигархию, где власть используется с целью наживы. Народ, недовольный роскошествами олигархии, свергает её власть и устанавливает свое правление–демократию. Её извращенной формой становится охлократия (власть толпы), при которой доминирует беззаконие и неразбериха. Неспособная управлять толпа снова выбирает себе царя. Для того, чтобы преодолеть круговорот политических форм, нужно установить смешанную форму государства, которая объединяла бы монархию, аристократию и демократию.