Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:07, курс лекций
История социально-политических учений есть одной из важнейших составных духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, которые интересовались проблемами общественного и государственного устройства, политикой, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, которые появились на протяжении исторического развития человечества, продолжают взыскивать влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния разных учений, «наследственности» их развития формировались универсальные, общие для всех людей ценности.
Марк Тулий Цицерон—
Идеальное государство–республика (такая, как Римская). Основная цель государственной власти–безопасность граждан, преодоление у них страха друг перед другом.
Цицерон, как и Полибий, выступал за смешанную форму государства по аналогии с государственным устройством Рима, в котором монархическая форма проявлялась в полномочиях магистрата (прежде всего власть консулов), аристократическая–в полномочиях сената, демократическая–в полномочиях народных собраний и народных трибунов.
Управление государством, которое, по мнению Цицерона, является объединением науки и искусства, требует знаний, честности и практических навыков. Мудрый государственный деятель должен предусмотреть ход политических событий, своевременно нейтрализовать нежелательные последствия, а в период опасности для государства быть способным диктаторским путем установить порядок.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ—ТЕОЛОГИЯ.
Упадок греко-римской
цивилизации и образование
Догматы Церкви выступали одновременно и политическими аксиомами и правовыми нормами
Центральным пунктом средневековых доктрин был принцип «нет власти не от Бога, существующая власть Богом установлена». Наибольшее распространение в XII- XIII ст. приобрела доктрина «двух мечей», которыми владела Церковь. Один меч она сохраняла при себе, другой вручала правителям, чтобы те могли вершить земные дела и одновременно выполнять волю Церкви. Аврелий Августин.
Фома Аквинский «О граде Божьем и о Земле».
2.2. Просветительско-
(XV ст. - I половина XIX ст. )
В эпоху Нового времени, с зарождением капиталистических отношений, политическая философия пыталась освободиться от теологии, рационально объяснить природу политических явлений.
Данный период представлен такими пятью основными концепциями:
Макиавеллизм
Основателем данной был Николо Макиавелли. Главная его работа, в которой заложил основы светского понимания государства и политики—«Государь». Он пытался освободить политику от религиозных и моральных основ. Сущность любого вероучения, по мнению Макиавелли, важно не с точки зрения его истинности, а с точки зрения общественной выгоды; т.е. для выполнения рабской повинности или для формирования высоких качеств свободного человека. Отстаивал лозунг «цель оправдывает средства», а это означало, что правитель ради славы и могущества государства может нарушать моральные нормы. Но допускал аморальность правителя только в случае смертельной опасности для Родины. Во всех других случаях правитель должен стремиться быть честным и справедливым.
Идеалом
государственного управления для Макиавелли
была смешанная республиканская
форма Древнего Рима. Но ей должна предшествовать
единоличная диктатура для
Основные принципы политики (советы для политика), обоснованные Макиавелли, можно обобщить таким образом:
Концепция государственного суверенитета.
Основатель Жан Боден.
Жан Боден сформулировал понятие суверенитета как существенного признака государства. В его понимании, суверенитет государства–единая, неделимая, свободная от ограничений и законов власть над гражданами и подданными.
Основными признаками суверенитета (по Бодену) являются:
Суверенная власть, по мнению Ж.Бодена, имеет право издавать законы, провозглашать войну и мир, назначать чиновников, осуществлять высший суд, миловать, чеканить монету, устанавливать меры и веса, собирать налоги.
Теория общественного договора
Концепции природных прав и общественного договора были разработаны английскими мыслителями Томасом Гоббсом и Джоном Локком, а также французскими мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен посягать на природные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в природном состоянии. Это состояние философы понимали по-разному: Т.Гоббс—как «войну всех против всех», Дж.Локк, хоть и подчеркивал мирный характер людей в природном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существования природных прав людей, а Ж.-Ж. Руссо трактовал природное состояние как наиболее счастливый период человечества. В зависимости от понимания природного состояния эти мыслители поясняли суть общественного договора между властью и людьми.
Природа человека–война всех против всех. Государство- результат общественного договора между властью и людьми, где люди полностью отказываются от своих прав, подчиняются абсолютной власти (Левиафану- мифическому чудовищу), чтобы избавиться от постоянного страха за собственную жизнь.
2. Дж.Локк
Люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей «минимальные» полномочия, сохраняя при этом индивидуальные особенности.
3. Жан Жак Руссо
Общественный договор–обман бедных богатыми, которые создали для защиты своих интересов публичную власть. Взамен предлагал такой договор, при котором отдельные индивиды при передачи своих прав общности, созданной ими, обеспечивают свои гражданские права и свободы.
Ж.-Ж.Руссо считают основателем концепции народного суверенитета, сущность которой заключается в том, что народ является источником и носителем государственной власти. Суверенность народа, в соответствии со взглядами Ж.-Ж.Руссо, не может быть отчуждена или поделена. Поэтому он критиковал сторонников разделения властей, сравнивая их с японскими фокусниками, которые разрезают ребенка на части, подкидывают вверх, а ребенок остается живым и невредимым.
Идее
разделения властей Ж.-Ж.Руссо
Концепция разделения властей
Дж.Локк и Шарль Монтескье выдвинули концепцию разделения властей. Согласно Локку, власть делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.
Первая устанавливает нормы поведения граждан, вторая осуществляет мероприятия по применению законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж.Локк не отделяет от исполнительной.
Развивая учение Дж.Локка, Ш.Монтескье выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения
властей предполагал, что она
принадлежит разным органам власти,
и закон устанавливает
Концепция гражданского общества и правового государства
Основные
идеи концепции правового
Иммануил Кант отстаивал мысль, что благо и предназначение государства в совершенном праве, в максимальном соответствии устройству и режиму государства принципам права. Государство (по Канту) –объединение многих людей, подчиненных правовым законам. Цель государства не в заботе про материальные и социальные интересы граждан, а в правовом обеспечении индивидуальной свободы.
Таким
образом, к основным компонентам
концепции правового
Теоретические основы концепции гражданского общества заложил Ф.Гегель. По его мнению, гражданское общество характеризуется системой потребностей, правосудием и корпорациями, основывается на частной собственности и всеобщем равенстве.
Главная
функция гражданского общества, которое
в своих действиях полностью
полагается на правосудие, - защита свободы
и частных интересов граждан.
Однако Гегель рассматривал гражданское
общество сквозь призму социально-статусной
структуры общества того времени
и отдавал приоритет
Марксизм Серьезным оппонентом этих политических концепций классического либерализма был марксизм. Марксистская концепция политики, разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, содержит такие основные положения: