Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:07, курс лекций
История социально-политических учений есть одной из важнейших составных духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, которые интересовались проблемами общественного и государственного устройства, политикой, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, которые появились на протяжении исторического развития человечества, продолжают взыскивать влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния разных учений, «наследственности» их развития формировались универсальные, общие для всех людей ценности.
Например, Х.Арендт объясняла происхождение тоталитаризма из атомизированного общества, которое состояло не из граждан, а из массы, которая возникла вследствии разложения классовой системы и, находясь в стадии всеобщей растерянности, ищет вождя, без которого она яляется толпой. В то же время вождь без массы—ничто. В таком обществе, где существует движение ради движения, террор становится главным стержнем политической деятельнсоти.
Х.Арендт различала «террор революционной диктатуры», направленный против противников режима, и тоталитарный террор, направленный против всех. Она считала, что основное отличие тоталитарных диктатур от предыдущих заключается в неразрывной связи идеологии и террора. К тоталитарным режимам Х.Арендт относила только национал-социалистическую Германию начала 40-х годов ХХ ст. и сталинскую Россию.
Р.Арон
исследовал тоталитарный режим в сравнении
с либеральным. В качестве критерия сравнения
он брал тип организации политических
партий. Исходя из этого, Р.Арон различал
два типа режима—конституционно-
Основная черта монополистического режима—обеспечение одной единственной партии монополии на узаконенную политическую деятельность, которая приводит к таким последствиям:
Нельзя
путать историю политических учений
и идей, накопление политического
знания с политической наукой в собственном
смысле слова. Если первые в той или
иной форме возникают с
Политология как наука берет отчет с таких 3 событий:
1857 Френсис Лейбер в Колумбийском университете начал читать лекции по теории политических процессов
1880 Джон Берджес открывает первую политическую школу
1949 В СССР под эгидой ЮНЕСКО образовывается международная Ассоциация политической науки
Набор задач для проверки достижения конкретных целей обучения
1. К какому этапу (периоду)
в развитии мировой
A. к доантичному (IV в. до н.э.)
B. к античному (V в. до н.э.- II в.н.э.)
C. к просветительно-
D. к политико-социологическому (II пол. XIX- 1940-начало)
E. к политологическому (с 1949 г.)
2. Каким образом соотносятся понятие «политическая наука» и «политические учения, мировая политическая мысль»?
3. В истории мировой
A. Наука, которая изучает религию
B. Этап мировой политической мысли
C. Философское учение
D. Политологическая концепция
E. Не имеет правильного ответа
4. Автор фразы «Цель оправдывает
средства» -___________________
A. Конфуций
B. Сократ
C. Платон
D. Аристотель
E. Макиавелли
5. К какому этапу (периоду)
в развитии мировой
A. к теологии (средние вка)
B. к античному (V в. к н.э.- II в.н.э.)
C. к просветительно-
D. к политико-социологическому (II пол. XIX- 1940-начало)
E. к политологическому (с 1949 г.)
Эталоны ответов: 1 A, 2 E, 3 E, 4 E, 5 E
Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви.
Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века, в частности «Четыре плавания» (фр. Quatuor Navigationes) Америго Веспуччи, и, до некоторой степени, произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи взята завязка «Утопии» — встреча с Гитлодеем, его приключения. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.
Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.
Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (англ. enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.
Во второй части
снова сказываются
Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.