Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:23, реферат
История политических учений занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Политическая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как на нечто, противостоящее человеку.
Введение
История политических учений занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Политическая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как на нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникло отрешение осмыслить государство как создание человеческого искусства, понять политику в связи с интересами людей и их объединений. Из многовековой борьбы, смены, развития учений о государстве, политике, праве сложилась история политических учений.
1 Представления о власти и властителе в ранней античности и на Древнем Востоке
В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов -.древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
Земные порядки, согласно мифологическим представлениям, - неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение.
Божественный первоисточник существующих социальных и политических порядков - основная идея и тема древних мифов но интересующей нас проблеме, но в них по-разному решается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Различные версии этой связи, по существу, обусловлены своеобразием того строя и тех порядков, мировоззренческое оправдание которых дается в том или ином мифе.
Так, по древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными силами.
В Египте, Вавилоне, Индии встречается несколько иная версия мифа, по которой боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Некоторое своеобразие свойственно религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом, договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей).
В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем Заратустр.В 11 в. до н.э. зороастризм - уже сформировавшееся учение и течение философской мысли, В дальнейшем идеи зороастризма получили довольно широкое распространение в древнем мире (на Ближнем Востоке, в Передней Азии, Индии, Греции) и оказали заметное влияние на становление христианской доктрины.
Политическая мысль в Древней Индии развивалась под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано и то главенствующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников, именуемых в целом Ведами.
С критикой ряда основных положений брахманистской идеологии в VI в. до н.э. выступил Сиддартха, прозванный Буддой (Просветленным), Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. Буддисты считают, что миром управляет природная закономерность, естественный закон. Тем самым буддисты отвергали мысль о свободной воле, присущей личности. Человеческое бытие - это страдание, заведомо определенное законами абсолюта.
Существенную роль в истории философской и политической мысли К и - тая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Оно трактовалось как большая семья.
2 Политические учения в Древней Греции
В истории возникновения и развития древнегреческих политических воззрений более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI вв. до.н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности. В нем наблюдается заметная рационализация политических представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно знаменитых "семи мудрецов"- Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилона) и формируется философские подход к проблемам государства (Пифагор, Гераклит). Второй период (Vв. - I пол. IV в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философской и политической мысли, выразившейся в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Ллатона и Аристотеля. Третий (II пол. IV в. - II в. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося, упадка древнегреческой государственности и попадания греческих полисов под власть сначала Македонии, а затея Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Возникнув в условиях деления
людей на свободных и рабов, античная
политическая мысль оформилась и
развивалась, как идеология свободных.
Свобода - фундаментальная ценность,
главная цель усилий, основной предмет
забот всей древнегреческой политической
теории. Это, конечно, была не всеобщая,
а ограниченная свобода: рабы были вне
ее. Политика и связанные с ней
практические и духовные занятия
выступают здесь как дело свободы
и сфера усилий свободных людей,
а труд (и прежде всего труд физический)
как удел рабов. Большое значение
древнегреческие философы придавали
законам и их соблюдению, считая
наилучшим государственным
3 Основные направления политической мысли Древнего Рима
Значительное влияние взгляды Сократа, Аристотеля, Полибия и других греческих мыслителей оказали на древнеримских авторов. С конца III в. до н.э. и во II в. до н.э. в римском обществе пробуждается тяга к греческой культуре, начинается наплыв в Рим греческих ученых, риторов, художников и философов. В своих теоретических построениях римские авторы, использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, фордах государства, смешанной форме правления и т.д. Но это не было простым заимствованием положений своих предшественников, а применение их с учетом римской действительности (высокое развитие рабовладения и отношений товарного производства, кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи и т.д.). Большого внимания заслуживают взгляды Марка Тулия Цицерона, римского оратора и государственного деятеля, теоретика риторики и классика латинской художественной и философской прозы. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам, государства. Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но одновременно также и как согласованное правовое общение определенное правовое образование, общий правопорядок.
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон удалял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, круговороту этих форм, поискам наилучшей формы и т.д. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в “характере и воле” тех, кто правит государством.
В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
4 Основные черты
политической мысли
Многие проблемы истории
феодализма достаточно дискуссионны,
в частности его периодизация. В последнее время наибольшее распространение
получило выделение следующих этапов:
1) раннее средневековье – V-IX вв. В этот период по явились первые ростки феодализма
земля концентрировалась у высших слоев
общества, формировался слой зависимого
крестьянства, устанавливались вассально-ленные
отношения;
2) высокое средневековье – X-XIII вв. Для этого периода характерны
господство домениальной системы хозяйствования,
оформившаяся феодальная иерархия, значительное
развитие ремесла и торговли.
3) позднее средневековье – XIV-XV вв. В феодальной системе возникли
кризисные явления, появились элементы
раннего капитализма.
Отличительной чертой политических идей того времени являлось сильное влияние на них христианской религии и римско-католической церкви. Переход от античного мировоззрения к христианскому и сопровождавшая его «переоценка ценностей» включали в себя пересмотр воззрений на сущность и предназначение человека и его деятельности. При этом особым значением наделялось истолкование библейских текстов.
5 Политические учения эпохи Возрождения и Реформации
Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.
Последним периодом Возрождения является
эпоха Реформации, завершая этот величайший
прогрессивный переворот в
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Главным очагом европейской Реформации была Германия.
У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновляли и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.
К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509-1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат “Наставление в христианской вере” (1536 г.). Сердцевина кальвинского сочинения - догмат о божественном предопределении. Согласно Ж. Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (её предуказывает бог) идёт успешно, они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним.
Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм - все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.
6 Ранние буржуазные революции и учения о политике
Кризис феодальной системы достиг своей первой кульминационной точки в период нидерландской (голландской) и английской раннебуржуазных революций XVII в. В ходе идейной подготовки этих революций, в самом процессе их проведения складывалось и активно включалось в классовую борьбу такое явление формировавшегося буржуазного политико-правового сознания, как юридическое мировоззрение. Оно выступило антиподом христианского богословия, под сильным влиянием которого развивалась со времен средневековья политическая и правовая мысль.
Исходной стала идея естественных прав человека. Эти права представляли собой продиктованные разумом, от природы данные людям свойства, среди которых такие, как быть свободным в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являться равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п.
Идею естественных
прав развивала и дополняла