История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Политическая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как на нечто, противостоящее человеку.

Файлы: 1 файл

История политических учений.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

 

10 Основные направления современной политологии

Сложность и противоречивость политической жизни большинства  стран в конце XIX - начале XX вв. заставили часть западных социологов по-новому взглянуть на государство и политику, обратить внимание на так называемые скрытые структуры власти.

Западная политология руководствуется в своих исследованиях следующими основными методологическими принципами.

1.Политика - это самостоятельная часть общественной жизни, связанная с организацией принудительной власти в обществе.

2.Связь между политикой и обществом должна быть обоюдной.

3.Политика должна обеспечивать маневрирование и реформирование общественных структур, помогать обществу приспосабливаться к новым потребностям, новым возможностям.

В современной политической науке Запада сложились следующие методологические  подходы к политике:

1.Институциональный;

2.Функциональный;

3.Социологический.

Эти направления выделялись по мере своего формирования. В настоящее время доминирует комплексный синтетический подход. Суть   институционального подхода  в том, что его представители рассматривают политическую власть как совокупность стабильных, долговременных институтов, большей частью закрепленных в законе.

Впервые было предложено использовать термин "институт" для обозначения того, что мы сейчас именуем органами государственной власти, французским социологом Морисом Ориу (1856-1929). Он разделял политические институты, т.е. то, что закреплено в праве, и социологические институты, к которым он относил традиции, моральные предписания.

Не так давно в качестве политического института стали  рассматриваться партии. Наука признала их в 50-е годы. Первой конституцией, признавшей партии в качестве политического института, была конституция ФРГ, произошло подобное и во Франции. В США партии не признаны в качестве политических институтов и в конституции не закреплены.

Тесным образом связано  с концепцией институционализма учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги. Опираясь на идеи французских социологов Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма и Л.Буржуа, он развил концепций социальной солидарности и взаимозависимости. Дюги считал, что каждый класс выполняет свою миссию, свой долг по обеспечению солидарности и гармонии общества. Сотрудничество классов в процессе общественного разделения труда приведет, согласно его взглядам, к преодолению теневых сторон капитализма.

Необходимость активного  государственного вмешательства в  экономику была разработана английским экономистом Джоном  Кейнсом. В последующем его идеи послужили основой многочисленных концепций "государства всеобщего благоденствия". По мнению Кейнса, правительство - это субъект, относящийся к экономике, как к объекту. Экономика как объект отделена от правительства и развивается независимо.

Преодолеть указанные  слабости институционализма пытается фушодионализм, разработанный преимущественно  американской политологией, рассматривающей политику как систему взаимных функций и взаимных действий между политиками и обществом.

Функциональное направление  в политологии начало развиваться преимущественно в США. Это произошло потому, что в этом государстве не было монархии, с самого начала его существования стали применяться демократические формы   правления.

Поэтому основной акцент в  американской политологии ставился не на институтах, а на поведении, на действиях и избирателей, и политических лидеров. Теория установок ценностей получила развитие в так называемом бихевиористском, изучавшем политическое поведение и делавшем большой упор на психологию, изучение избирательных кампаний, избирательных прогнозов, а также моделирование идеальных политических типов. Возникновение бихевиоризма в  политологии датируется 1924 г., когда один из ведущих политологов того времени Л.Терстоун предложил использовать в качестве метода экспериментальную психологию. Впоследствии термин "бихевиоризм" был заменен понятием "бихавиорализм.

К концу 60-х годов появилось течение постбихевиорализма, основные идеи которого были изложены Дэвидом Истоном. Функциональные концепции получили развитие в так называемых системно-функциональных и структурно-функциональных теориях, разработанных Габриэлем   Алмондом, Карлом Дойчем, Толкоттом Парсонсом и другими.

В начале XX в. широкое распространение получила идея о неспособности народных масс к управлению. Эта идея нашла свое выражение в теории элит.

Истинными создателями теории элит были два итальянских ученых: Гаэтано Уоска (I858-I94I) и Вильфредо   Парето (1848-1923).

Парето выделял тесть видов таких побуждений:

1. Инстинкт общительности;

2. Инстинкт комбинаций ;

3.Стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках;

4.Постоянство агрегатов, выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи;

5. Инстинкт целостности индивидуума;

6.Половой .

Своеобразным выражением теории элит является концепция технократии.

Западные политологи много  внимания уделяют профессиональным управленцам, что вылилось в различные концепции бюрократии. Теоретические истоки современной теории бюрократии восходят к Сен-Симону, который первым обратил внимание на роль организации в развитии общества, считая, что в обществах будущего власть не должна  передаваться по наследству, она будет сосредоточена в руках людей, обладающих специальными знаниями. Определенный вклад в теорию бюрократии внес О.Конт.

В западной социологии и  политологии общепризнано, что основоположником систематического исследования и творцом развернутой теории бюрократии является крупнейший социолог XX века, классик западной политологии Макс   Вебер (1864-1920). М.Вебер различал два типа бюрократии: а) патримониальную; б) современную.

Типы бюрократии Вебер  соотносил с типами господства в традиционных обществах, где главную роль играют традиции и с которыми он связывал прежде всего монархическую форму правления, господство может быть авторитарным или смягченно авторитарным.

Вебер предлагал теорию плебисцитарной демократии, с помощью которой, по его мнению, можно избежать тирании бюрократии.

Кроме концепции плебисцитарной демократии М.Вебера, в XX в. формируются другие теории, рассматривающие демократию как инструмент власти, а не как народовластие, и тем самым отличающиеся от античности и классической демократии нового времени:

    • Йозеф  Шемпетер концепция “олигархической домок”;
    • Артур Бентли “теория корпоративной демократии” и др.

Политика включает все  формы деятельности, имеющие своей целью улучшение и обеспечение условий для удовлетворения человеческих потребностей в каждом конкретном обществе и в соответствии с некоторой универсальной системой приоритетов. Цель и оправдание политики состоит в том, чтобы содействовать созданию более справедливого общества, приверженного принципам оптимальной безопасности и свобода для всех людей на основе постулата о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни.

 

 

 

Список литературы

  1. Л.В. Подъяловская ─ История политических учений. Конспект лекций. ─ Гомель, 1992.

 


Информация о работе История политических учений