Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:23, реферат
История политических учений занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Политическая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как на нечто, противостоящее человеку.
10 Основные направления современной политологии
Сложность и противоречивость политической жизни большинства стран в конце XIX - начале XX вв. заставили часть западных социологов по-новому взглянуть на государство и политику, обратить внимание на так называемые скрытые структуры власти.
Западная политология руководствуется в своих исследованиях следующими основными методологическими принципами.
1.Политика - это самостоятельная часть общественной жизни, связанная с организацией принудительной власти в обществе.
2.Связь между политикой и обществом должна быть обоюдной.
3.Политика должна обеспечивать маневрирование и реформирование общественных структур, помогать обществу приспосабливаться к новым потребностям, новым возможностям.
В современной политической науке Запада сложились следующие методологические подходы к политике:
1.Институциональный;
2.Функциональный;
3.Социологический.
Эти направления выделялись по мере своего формирования. В настоящее время доминирует комплексный синтетический подход. Суть институционального подхода в том, что его представители рассматривают политическую власть как совокупность стабильных, долговременных институтов, большей частью закрепленных в законе.
Впервые было предложено использовать термин "институт" для обозначения того, что мы сейчас именуем органами государственной власти, французским социологом Морисом Ориу (1856-1929). Он разделял политические институты, т.е. то, что закреплено в праве, и социологические институты, к которым он относил традиции, моральные предписания.
Не так давно в качестве политического института стали рассматриваться партии. Наука признала их в 50-е годы. Первой конституцией, признавшей партии в качестве политического института, была конституция ФРГ, произошло подобное и во Франции. В США партии не признаны в качестве политических институтов и в конституции не закреплены.
Тесным образом связано с концепцией институционализма учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги. Опираясь на идеи французских социологов Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма и Л.Буржуа, он развил концепций социальной солидарности и взаимозависимости. Дюги считал, что каждый класс выполняет свою миссию, свой долг по обеспечению солидарности и гармонии общества. Сотрудничество классов в процессе общественного разделения труда приведет, согласно его взглядам, к преодолению теневых сторон капитализма.
Необходимость активного государственного вмешательства в экономику была разработана английским экономистом Джоном Кейнсом. В последующем его идеи послужили основой многочисленных концепций "государства всеобщего благоденствия". По мнению Кейнса, правительство - это субъект, относящийся к экономике, как к объекту. Экономика как объект отделена от правительства и развивается независимо.
Преодолеть указанные слабости институционализма пытается фушодионализм, разработанный преимущественно американской политологией, рассматривающей политику как систему взаимных функций и взаимных действий между политиками и обществом.
Функциональное направление в политологии начало развиваться преимущественно в США. Это произошло потому, что в этом государстве не было монархии, с самого начала его существования стали применяться демократические формы правления.
Поэтому основной акцент в американской политологии ставился не на институтах, а на поведении, на действиях и избирателей, и политических лидеров. Теория установок ценностей получила развитие в так называемом бихевиористском, изучавшем политическое поведение и делавшем большой упор на психологию, изучение избирательных кампаний, избирательных прогнозов, а также моделирование идеальных политических типов. Возникновение бихевиоризма в политологии датируется 1924 г., когда один из ведущих политологов того времени Л.Терстоун предложил использовать в качестве метода экспериментальную психологию. Впоследствии термин "бихевиоризм" был заменен понятием "бихавиорализм.
К концу 60-х годов появилось течение постбихевиорализма, основные идеи которого были изложены Дэвидом Истоном. Функциональные концепции получили развитие в так называемых системно-функциональных и структурно-функциональных теориях, разработанных Габриэлем Алмондом, Карлом Дойчем, Толкоттом Парсонсом и другими.
В начале XX в. широкое распространение получила идея о неспособности народных масс к управлению. Эта идея нашла свое выражение в теории элит.
Истинными создателями теории элит были два итальянских ученых: Гаэтано Уоска (I858-I94I) и Вильфредо Парето (1848-1923).
Парето выделял тесть видов таких побуждений:
1. Инстинкт общительности;
2. Инстинкт комбинаций ;
3.Стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках;
4.Постоянство агрегатов, выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи;
5. Инстинкт целостности индивидуума;
6.Половой .
Своеобразным выражением теории элит является концепция технократии.
Западные политологи много внимания уделяют профессиональным управленцам, что вылилось в различные концепции бюрократии. Теоретические истоки современной теории бюрократии восходят к Сен-Симону, который первым обратил внимание на роль организации в развитии общества, считая, что в обществах будущего власть не должна передаваться по наследству, она будет сосредоточена в руках людей, обладающих специальными знаниями. Определенный вклад в теорию бюрократии внес О.Конт.
В западной социологии и политологии общепризнано, что основоположником систематического исследования и творцом развернутой теории бюрократии является крупнейший социолог XX века, классик западной политологии Макс Вебер (1864-1920). М.Вебер различал два типа бюрократии: а) патримониальную; б) современную.
Типы бюрократии Вебер соотносил с типами господства в традиционных обществах, где главную роль играют традиции и с которыми он связывал прежде всего монархическую форму правления, господство может быть авторитарным или смягченно авторитарным.
Вебер предлагал теорию плебисцитарной демократии, с помощью которой, по его мнению, можно избежать тирании бюрократии.
Кроме концепции плебисцитарной демократии М.Вебера, в XX в. формируются другие теории, рассматривающие демократию как инструмент власти, а не как народовластие, и тем самым отличающиеся от античности и классической демократии нового времени:
Политика включает все формы деятельности, имеющие своей целью улучшение и обеспечение условий для удовлетворения человеческих потребностей в каждом конкретном обществе и в соответствии с некоторой универсальной системой приоритетов. Цель и оправдание политики состоит в том, чтобы содействовать созданию более справедливого общества, приверженного принципам оптимальной безопасности и свобода для всех людей на основе постулата о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни.
Список литературы