История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Политическая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как на нечто, противостоящее человеку.

Файлы: 1 файл

История политических учений.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Благодаря концепции  общественного договора изменился  взгляд на источник публичной власти в государстве. Это требовало, установления разумных пределов вмешательства государства в жизнь индивида и общества, налаживания взаимозависимых; отношений между властвующими и подвластными. 

Представителями политической мысли того времени в Голландии являются Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза.

Английская  буржуазная революция  ХVII в. была первой революцией европейского масштаба. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого развития капиталистических отношений.

Эта революция имела несравненно  более широкий резонанс, нежели прошедшая за несколько десятилетий до нее нидерландская революция.

Представителями политической мысли того времени  в Англии являются Томас Гоббс и Джон Локк.

 

 

7 Политические  взгляды французских просветителей  и материалистов

В XVIII веке развитие философской мысли  во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские  философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей  выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских  противников у них тогда не находилось. Собственно философские  дискуссии развертывались лишь между  представителями самого просвещения.

В социально-классовом  отношении французское Просвещение  представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской  революции. Подавляющее большинство  просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически  наиболее зрелого класса в составе  “третьего сословия” возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых  масс против феодально-абсолютического  строя.

Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер  и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах.

 

 

8 Основные направления  и развития политической мысли  в конце XVIII-XIX веках

В конце XVIII- нач. XIX вв. капиталистическая цивилизация в Западной Европе утверждается и развивается под воздействием двух основных факторов: влияния Великой французской революции и промышленного переворота, сменившего мануфактурное производство крупной машинной индустрией.

Началось создание новой политико-правовой системы: упрочнение буржуазных свобод и прав; принятие соответствующих  кодексов и конституций; развертывание  деятельности буржуазных партий; создание институтов конституционализма и политического  представительного государства.

В политической жизни преобладало  стремление буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Поэтому ведущим  направлением буржуазной политической идеологии данного периода является либерализм.

В соответствии с потребностями  буржуазии, пришедшей к власти, либералы осуществили пересмотр революционного идеологического наследия XVII в., прежде всего теорий народного суверенитета и общественного договора.

Профессор философии Кенигсбергского  университета Иммануил Кант был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. Кант считал, что каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.

Большой вклад в развитие политической мысли нового времени внес Георг Вильгельм Гегель, который попытался вывести социально-политические отношения на уровень самых широких обобщений, охватывающих все сферы и стороны человеческой жизни. С точки зрения Гегеля ход истории со всеми ее особенностями определяет «всеобщий и для себя сущий дух, мировой дух»,  который воплощает в себе все мыслимые достоинства высшего совершенства. Его политический идеал – конституционная монархия.

Идеологом либерализма был  Бенджамин Констант. В центре его внимания была проблема соотношения личности и государства. Распределение властей он конструировал следующим образом:

  1. Королевская власть;
  2. Исполнительная власть;
  3. Власть наследственной палаты пэров или «представительная власть постоянная»;
  4. Власть выборной нижней палаты;
  5. Судебная власть.

Яркими представителями  данного времени являются О.Конт, Ш.Фурье, Г.Спенсер, Ф.Ратцель, Ф.Ницше.

 

 

9 Основные этапы становления  и развития политической мысли  в Российском государстве

Формирование государственности  у восточных славян проходило  на протяжении длительного времени в процессе разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодализма. Образование государства сопровождалось появлением и развитием политической идеологии.

Важнейшей идеологической акцией князей Киевской Руси было принятие в 988 г. христианства, которое с этого времени становится государственной религией. Христианство стало элективной альтернативой изживающему себя язычеству славян.

К XI веку относится появление  на Руси первого русского митрополита  до этого они присылались из Византии. С этого времени идет борьба за самостоятельность русский церкви.

Политические  идеи Киевской Руси оставили свой вклад в летописях. Одна из знаменитейших - "Повесть временных лет" (1113 г.) - идеализирует единство Русской земли.

Татарский разгром подвал черту под киевским периодом истории  России.

Основы неограниченной монархии были заложены еще в период правления Василия II (1425-1462), который, расправившись с организованной оппозицией, впервые провозгласил себя государем.

Возвеличиванию Русского государства служила теория "Москва - третий Рим".

Царствование Иоанна Грозного завершает развитие русской теократии. Русская церковь не только стала подчиняться государству, она стала составлять с ним одно целое.

XVI столетие отличаюсь неуклонной тенденцией сплочения и интеграции древнерусского общества. Особенно это видно на примере эпохи правления Ивана Грозного (1547-1584), одного из наиболее великих и трагических персонажей русской истории. Страна переживала сложный и противоречивый период развития. С одной стороны, она крепла в политическом и экономическом отношении, с другой - все более жестокой становилась социальная и идеологическая структура, возникал набирающий силу механизм самодержавного правления.

В  XVI в. в политических идеях Руси господствовали два основных направления: абсолютного самодержавия и ограниченной монархии.

В ХVII в. происходит преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот процесс был завершен уже при Петре I. В русской публицистике и политических трактатах этого времени ведущее место занимает проблема верховенства царской власти.

В период петровских реформ складывается официальная идеология абсолютизма, получившая выражение главным образом в царских указах. В основу всех официальных объяснений происходящих перемен была положена Доктрина общего блага.

Учения Прокоповича и  Татищева имели прогрессивное значение для своего времени. Политические взгляды Татищева были полностью освобождены от религиозности и стали вполне светской теорией.

Политические идеи нарождающейся  буржуазии получили отражение в  работах Ивана   Посошкова (1652-1726), который считал, что стране нужна сильная централизованная власть, способная проводить политику общего блага, примирять враждующие общественные силы.

Во II половине ХVIII в. в социально-экономической жизни России наблюдались весьма существенные изменения, определившие формирование основных направлений политической мысли. В воззрениях дворянства можно выделить несколько идейных течений - официальную идеологию, консервативно-аристократическую идеологию и идеологию дворянского либерализма. Самое широкое распространение получили идеи зрелого западноевропейского Просвещения.

Складывается самостоятельное течение политической и правовой мысли, которое, настаивая на сохранении в неизменном виде крепостничества, выступало против просветительских идей и одновременно критиковало справа отдельные проявления политики самодержавного государства (это касается и "Наказа" Екатерины II).

Самым значительным из просветителей  России  считается Александр Николаевич   Радищев (1749-1802). Образование государства Радищев связывал с возникновением собственности. Он считал, что государство возникает в результате молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных. Поэтому законы в государстве должны быть справедливыми и основываться на естественном праве.

В   I    половине XIX в. политика русского самодержавия стала  колебаться от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В эпоху Александра I Россия переживала культурный ренессанс, который происходил в среде дворянства. Это был золотой век русской поэзии, эпоха мистических течений и движения декабристов.

Серьезный шаг вперед в  развитии политической мысли и освободительного движения был сделан декабристами. В I82I-I825 гг. были разработаны программные документы движения. Наиболее значительный вклад в них внесли П.И.Пестель и Н.М.Муравьев, руководители Южного и Северного обществ декабристов.

Славянофильство возникло в  кружках московской дворянской интеллигенции в конце 30-х годов XIX в. (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.В.Самарин, А.С.Хомяков). Славянофилы считали главной особенностью России общинное начало, которое, по их мнению не должно быть разрушено. Они утверждали, что русское государство возникло в результате призвания варягов, которые принесли с собой готовый аппарат государственной власти. Славянофилы стремились к выявлению подлинной народности, народной Души.

Видными представителями  западников были П.В.Анненков, Н.К.Кабот, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин. Западники отстаивали необходимость  развития России по Пути западноевропейских стран.

В 40-х годах XIX в. в России зарождается революционно-демократическая  идеология. Ее представители выступали  противниками крепостничества и  самодержавия. Для них были характерны вера в революционные возможности народных масс, защита идеи крестьянской революции. Вопросы государственного устройства получили освещение в трудах двух представителей революционной демократии - Герцена и Чернышевского.

Уделяя большое внимание личности, Герцен занимался изучением  отношений личности и общества.

Герцен вычленял три отличия  монархии от республики:

1"Монархия непременно должна быть основана на священном неприкосновенном авторитете. Уничтожение авторитета - начало республики. Первое условие ее - свободные и самобытные люди; авторитет убивает независимость разума".

2В монархии нет единства правительства и народа, в республике они неразделимы.

3. Монархия не может существовать без сильной централизации. Республиканское единство основано на общей выгоде и поэтому централизация не нужна.

Крупнейшим русским революционером-демократом был Николай Гаврилович  Чернышевский (1828-1089). Чернышевский много занимался проблемой происхождения государства. Первоначально существовала общинная собственность на землю и господствовала племенная организация. Изменение формы собственности привело к возникновению государства. В новых условиях, считал Чернышевский, необходимость в государственной власти отпадет.

В 70-х годах XIX в. революционный  демократизм выступил в форме  революционного народничества. Весной и летом 1874 г. началось массовое "хождение в народ" революционной интеллигенции, ставившее задачу поднять крестьянские массы на революцию.

Наряду с теориями, обосновывавшими  необходимость революционной замены существующей формы государства, во II половине XIX в. в России развивалась либеральная теория государства, представителями которой являлись С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский, Н.М.Коркунов И Б.Н.Чичерин. Цитаделью московских либералов был университет. Университетский либерализм имел народнический оттенок, нередко оказывался в известной оппозиции к правительству

Важное место в истории  русской мысли занимает Борис  Николаевич Чичерин (1828-1904) - виднейший представитель неогегельянской политико-правовой философии в ее либеральном варианте.

С критикой марксистских идей будущего общества выступал и Николай  Александрович Бердяев .(1874-1948). Бердяев отнюдь не отрицал научной ценности марксизма, он лишь стремился ограничить сферу его применения только как социологической теории.

Либеральные воззрения русских  мыслителей нашли свое воплощение в  программе, изложенной Петром Аркадьевичем  Столыпиным (1862-1911) 6 марта 1907 г. в большой речи в Думе. Центральное место в программе Столыпина занимали следующие вопросы: а) религиозная терпимость и свобода совести; б) неприкосновенность личности; в) совершенствование системы самоуправления; г) административная реформа; д) аграрная реформа; е) трудовое законодательство; ж) народное просвещение.

Начался XX век -эпоха войн и революций. Впервые в истории  России формировались политические партии со своей платформой и социально-экономической идеологией. Различные политические учения постепенно перестали, иметь право на существование. Марксизм из одного из направлений общественной мысли превратился в обязательную для всех идеологию. Отступления от нее вначале были затруднительны, а затем стали просто невозможны.

Информация о работе История политических учений