Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:23, реферат
История политических учений занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Политическая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как на нечто, противостоящее человеку.
Благодаря концепции общественного договора изменился взгляд на источник публичной власти в государстве. Это требовало, установления разумных пределов вмешательства государства в жизнь индивида и общества, налаживания взаимозависимых; отношений между властвующими и подвластными.
Представителями политической мысли того времени в Голландии являются Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза.
Английская буржуазная революция ХVII в. была первой революцией европейского масштаба. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого развития капиталистических отношений.
Эта революция имела несравненно более широкий резонанс, нежели прошедшая за несколько десятилетий до нее нидерландская революция.
Представителями политической мысли того времени в Англии являются Томас Гоббс и Джон Локк.
7 Политические
взгляды французских
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.
В социально-классовом
отношении французское
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах.
8 Основные направления и развития политической мысли в конце XVIII-XIX веках
В конце XVIII- нач. XIX вв. капиталистическая цивилизация в Западной Европе утверждается и развивается под воздействием двух основных факторов: влияния Великой французской революции и промышленного переворота, сменившего мануфактурное производство крупной машинной индустрией.
Началось создание новой политико-правовой системы: упрочнение буржуазных свобод и прав; принятие соответствующих кодексов и конституций; развертывание деятельности буржуазных партий; создание институтов конституционализма и политического представительного государства.
В политической жизни преобладало
стремление буржуазии к свободе,
прогрессу, законности. Поэтому ведущим
направлением буржуазной политической
идеологии данного периода
В соответствии с потребностями
буржуазии, пришедшей к власти, либералы
осуществили пересмотр
Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. Кант считал, что каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.
Большой вклад в развитие политической мысли нового времени внес Георг Вильгельм Гегель, который попытался вывести социально-политические отношения на уровень самых широких обобщений, охватывающих все сферы и стороны человеческой жизни. С точки зрения Гегеля ход истории со всеми ее особенностями определяет «всеобщий и для себя сущий дух, мировой дух», который воплощает в себе все мыслимые достоинства высшего совершенства. Его политический идеал – конституционная монархия.
Идеологом либерализма был Бенджамин Констант. В центре его внимания была проблема соотношения личности и государства. Распределение властей он конструировал следующим образом:
Яркими представителями данного времени являются О.Конт, Ш.Фурье, Г.Спенсер, Ф.Ратцель, Ф.Ницше.
9 Основные этапы становления и развития политической мысли в Российском государстве
Формирование
Важнейшей идеологической акцией князей Киевской Руси было принятие в 988 г. христианства, которое с этого времени становится государственной религией. Христианство стало элективной альтернативой изживающему себя язычеству славян.
К XI веку относится появление на Руси первого русского митрополита до этого они присылались из Византии. С этого времени идет борьба за самостоятельность русский церкви.
Политические идеи Киевской Руси оставили свой вклад в летописях. Одна из знаменитейших - "Повесть временных лет" (1113 г.) - идеализирует единство Русской земли.
Татарский разгром подвал черту под киевским периодом истории России.
Основы неограниченной монархии были заложены еще в период правления Василия II (1425-1462), который, расправившись с организованной оппозицией, впервые провозгласил себя государем.
Возвеличиванию Русского государства служила теория "Москва - третий Рим".
Царствование Иоанна Грозного завершает развитие русской теократии. Русская церковь не только стала подчиняться государству, она стала составлять с ним одно целое.
XVI столетие отличаюсь неуклонной тенденцией сплочения и интеграции древнерусского общества. Особенно это видно на примере эпохи правления Ивана Грозного (1547-1584), одного из наиболее великих и трагических персонажей русской истории. Страна переживала сложный и противоречивый период развития. С одной стороны, она крепла в политическом и экономическом отношении, с другой - все более жестокой становилась социальная и идеологическая структура, возникал набирающий силу механизм самодержавного правления.
В XVI в. в политических идеях Руси господствовали два основных направления: абсолютного самодержавия и ограниченной монархии.
В ХVII в. происходит преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот процесс был завершен уже при Петре I. В русской публицистике и политических трактатах этого времени ведущее место занимает проблема верховенства царской власти.
В период петровских реформ складывается официальная идеология абсолютизма, получившая выражение главным образом в царских указах. В основу всех официальных объяснений происходящих перемен была положена Доктрина общего блага.
Учения Прокоповича и Татищева имели прогрессивное значение для своего времени. Политические взгляды Татищева были полностью освобождены от религиозности и стали вполне светской теорией.
Политические идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в работах Ивана Посошкова (1652-1726), который считал, что стране нужна сильная централизованная власть, способная проводить политику общего блага, примирять враждующие общественные силы.
Во II половине ХVIII в. в социально-экономической
жизни России наблюдались весьма существенные
изменения, определившие формирование
основных направлений политической мысли.
В воззрениях дворянства можно выделить
несколько идейных течений - официальную
идеологию, консервативно-
Складывается самостоятельное течение политической и правовой мысли, которое, настаивая на сохранении в неизменном виде крепостничества, выступало против просветительских идей и одновременно критиковало справа отдельные проявления политики самодержавного государства (это касается и "Наказа" Екатерины II).
Самым значительным из просветителей России считается Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Образование государства Радищев связывал с возникновением собственности. Он считал, что государство возникает в результате молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных. Поэтому законы в государстве должны быть справедливыми и основываться на естественном праве.
В I половине XIX в. политика русского самодержавия стала колебаться от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В эпоху Александра I Россия переживала культурный ренессанс, который происходил в среде дворянства. Это был золотой век русской поэзии, эпоха мистических течений и движения декабристов.
Серьезный шаг вперед в развитии политической мысли и освободительного движения был сделан декабристами. В I82I-I825 гг. были разработаны программные документы движения. Наиболее значительный вклад в них внесли П.И.Пестель и Н.М.Муравьев, руководители Южного и Северного обществ декабристов.
Славянофильство возникло в кружках московской дворянской интеллигенции в конце 30-х годов XIX в. (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.В.Самарин, А.С.Хомяков). Славянофилы считали главной особенностью России общинное начало, которое, по их мнению не должно быть разрушено. Они утверждали, что русское государство возникло в результате призвания варягов, которые принесли с собой готовый аппарат государственной власти. Славянофилы стремились к выявлению подлинной народности, народной Души.
Видными представителями западников были П.В.Анненков, Н.К.Кабот, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин. Западники отстаивали необходимость развития России по Пути западноевропейских стран.
В 40-х годах XIX в. в России
зарождается революционно-
Уделяя большое внимание личности, Герцен занимался изучением отношений личности и общества.
Герцен вычленял три отличия монархии от республики:
1"Монархия непременно должна быть основана на священном неприкосновенном авторитете. Уничтожение авторитета - начало республики. Первое условие ее - свободные и самобытные люди; авторитет убивает независимость разума".
2В монархии нет единства правительства и народа, в республике они неразделимы.
3. Монархия не может существовать без сильной централизации. Республиканское единство основано на общей выгоде и поэтому централизация не нужна.
Крупнейшим русским
В 70-х годах XIX в. революционный демократизм выступил в форме революционного народничества. Весной и летом 1874 г. началось массовое "хождение в народ" революционной интеллигенции, ставившее задачу поднять крестьянские массы на революцию.
Наряду с теориями, обосновывавшими
необходимость революционной
Важное место в истории русской мысли занимает Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - виднейший представитель неогегельянской политико-правовой философии в ее либеральном варианте.
С критикой марксистских идей будущего общества выступал и Николай Александрович Бердяев .(1874-1948). Бердяев отнюдь не отрицал научной ценности марксизма, он лишь стремился ограничить сферу его применения только как социологической теории.
Либеральные воззрения русских мыслителей нашли свое воплощение в программе, изложенной Петром Аркадьевичем Столыпиным (1862-1911) 6 марта 1907 г. в большой речи в Думе. Центральное место в программе Столыпина занимали следующие вопросы: а) религиозная терпимость и свобода совести; б) неприкосновенность личности; в) совершенствование системы самоуправления; г) административная реформа; д) аграрная реформа; е) трудовое законодательство; ж) народное просвещение.
Начался XX век -эпоха войн и революций. Впервые в истории России формировались политические партии со своей платформой и социально-экономической идеологией. Различные политические учения постепенно перестали, иметь право на существование. Марксизм из одного из направлений общественной мысли превратился в обязательную для всех идеологию. Отступления от нее вначале были затруднительны, а затем стали просто невозможны.