История политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.

Содержание работы

Введение
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира
2. Политическая мысль периода Средневековье
3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.)
Литература

Файлы: 1 файл

История политической мысли.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

История политической мысли

Введение

1. Политическая мысль  в классовых обществах Древнего  мира

2. Политическая мысль  периода Средневековье

3. Развитие социально-политической  мысли в период Возрождения

4. Политические идеи Нового  времени (ХІХ - нач. ХХ ст.)

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политическая мысль современного общества - результат продолжительного развития и взаимодействия ряда идейно-теоретических  традиций.

Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой  политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они  создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые  прямо или опосредованно влияли на политические процессы.

Не так много на земле  слов с такой длинной и многогранной историей, как у греческого слова  polіtіke - искусство управления государством.

Испокон века люди стремились расшифровать суть политического процесса и особенно механику власти, проявить закономерности, которым они подлежат.

В этой работе мы остановимся  на рассмотрении таких вопросов:

1. Политическая мысль  в классовых обществах Древнего  мира.

2. Политическая мысль  периода Средневековье.

3. Развитие социально-политической  мысли в период Возрождения.

4. Политические идеи Нового  времени (ХІХ - поч. ХХ ст.).

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ В КЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВАХ  ДРЕВНЕГО МИРА

 

Политическая мысль древности  связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества, то и появиться  они могли лишь с появлением политической жизни общества и государства.

Современная политология  выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась  политическая мысль: 

  • мифологическая; 
  • философско-этическая; 
  • религиозная; 
  • гражданская; 
  • социальная.

Каждой из этих концепций  отвечает свой временной отрезок  и свой этап в развитии человеческого  общества.

Творцы и носители мифологической концепции политики - народы Давнего  Египта, Вавилона, Индии, Персии. В ІІІ-ІІ тыс. к н.э. в дельтах больших рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают могущественные государства - Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, древнерусские и древнекитайские государства.

Необходимость постоянной организации  сложного ирригационного хозяйства  обусловила развитие этих обществ путем  твердой государственной централизации, которое привело к созданию политических структур деспотического типа. Эти  структуры имели основные особенности:  

  • административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат; 
  • поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц; 
  • централизованное перераспределение государством ресурсов.

Социально-политические представления  древневосточных обществ носят  преимущественно религиозно-мифологический характер, который подчеркивает божественное возникновение существующих отношений  власти и порядка.

Мифологическая традиция одобряет существующий порядок и  есть «теоретическим оправданием его  необходимости». Например, в Древнем  Египте рабовладельческая идеология  нашла свое выражение в таких  произведениях как «Поучение  гераклиепольского царя своему сыну» где утверждается необходимость укрепления государственной власти путем проведения политики, которая объединяет суровость до одних и благосклонность к другим. Те, что не подчиняются верховной власти достойные физической расправы.

Политические идеи Древнего Вавилона ярко переданы в законах  царя Хаммурапи (XVІІІ cт. к н.э.). Укрепление власти рабовладельцев и охрана интересов государственных людей - главная из них.

Политическая мысль Давней Индии носила отображение религиозно-политической идеологии буддизма и брахманизма. Последователи буддизма считали, что  миром правит не бог, а естественный закон и человеческие дела зависят  от собственных усилий людей. Буддизм  основан на признании нравственно-духовного  равенства людей. Именно поэтому  политической мысли Давней Индии  характерно соединение идей твердой  государственной системы с религиозно-моральным  индивидуализмом.

Именно в Древней Индии  удалось детально разработать концепцию  человеческих обязанностей и практически  не оставить место для прав.

Определенный отход от ранних мифологических представлений  в сторону рациональных состоялся  в Древней Персии и связанно это  с именем Заратустры. Согласно его  учению в мире идет борьба добра  и зла и в конечном итоге  победит добро. Государство должна быть земным воплощением небесного  царства, а монарх должен защищать подданных  от бедствия, бороться против зла в  государстве. Кастовое распределение  общества базируется на свободном выборе каждого того или другого вида занятий.

Собственно политические теории агродеспотичних государств, которые носили новый рационалистический характер, были созданные только в рамках китайской общественной мысли. Древнекитайским философам удалось найти основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на то, кто делает и кто руководит.

Главному вопросом для  китайских философов была проблема эффективного управления обществом. Они  предложили несколько вариантов  решения этого вопроса: два главных (Конфуциантство и Легизм) и два побочных (Моизм и Даосизм).

Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской  версии деспотического государства.

Конфуций (Кун Фу-цзи (551 - 479 гг. к н.э.) считал, что высочайшей эффективности управления государством можно достичь лишь на принципах патриархально-клановой формы подчиненности - по старшинству в семье.

Государство у Конфуция - это одна большая семья, где власть императора - власть отца, а отношения  правителей и подданных - родственные  отношения.

Конфуций предлагает строить  отношения внутри государства на началах принципов добропорядочности, которые заложены в системе «правил  поведения» - норм и ритуалов ''Ли''.

Политическая концепция  Конфуция включает в свой состав такие  идеи: 

  • суровое иерархическое распределение обязанностей между членами общества, в семье, в государстве по принципу "правитель должен быть правителем, подчиненный - подчиненным"; 
  • культ предков, мудрости, знания; 
  • достижение людьми уровня "благородного мужа", который есть добрым и справедливым к народу, почтительным к старшим и высшим; 
  • правление меритократии (достойных, талантливых); 
  • установление идеальных отношений в семье и государству соответственно принципу "чего не желаешь себе, того не делаешь другим".

Конфуцианство (а с VІ ст. н.э. – неоконфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Кореи, Вьетнаме и других странах.

Совсем другое решение  проблемы наилучшего администрирования  предложила доктрина легизма, которая наиболее последовательно изложена Шан Яном (400 - 338 гг. к н.э.). Он поставил под вопрос практическую эффективность конфуцианских призывов к управлению на основе добропорядочности и предложил альтернативный вариант управления на основе твердой системы административных приказов - законов ''Фа''.

Шан Ян считал, что основной фактор, который подрывает основы общества - это торговцы и ремесленники, которые находятся вне системы непосредственного бюрократического контроля и обогащают себя, а не государство. Он учитывал, что это путь к сильному народу и слабому государству, а деспотизм может существовать продолжительно только при обратном соотношении - «слабый народ» - «сильное государство».

Слабым народом может  быть лишь контролируемый народ, он должен быть постоянно запуганным и дисциплинированным. Основные методы построения деспотического государства - материальное стимулирование частных собственников, метод «уравнение имущества» т.е. поощрение бедных к  обретению собственности, а богатых - к добровольной отдаче части имущества  бедным; метод наград и наказаний  и т.п..

Но реализация идей легизма привела к краху династии Цинь в конце ІV ст. к н.э. Конфуцианство, а не легизм стало официальной идеологией китайской империи.

Кроме конфуциантства и легизма, в политической мысли Китая надо выделить еще два варианта решения проблемы стабилизации политических структур.

1-я - сравнительные идеи  моизма, выдвинутые Мо-цзи (479 - 400 гг. к н.э.). Их сущность - в ''казарменной'' минимизации потребления. Мо-цзи принадлежит догадка о договорном происхождении государства.

2-и - даосизм (от кит. дао - путь) - суть которого в отказе от искусственных форм сожительства и возвращении к естественной простоте и примитивизму. Государство должна быть маленьким государством - поселком, а народ - неграмотным, что разрешит сделать главными методами государственного управления "мудрость простоты", основанную не на знаниях, а на интуиции.

Основным итогом китайской  политической мысли была разработка уникальных методов бюрократического управления обществом.

В районе периферийного Средиземноморья  возник античный вариант политического  развития. Его эпицентром постоянная Античная Греция. Концепция политики, предложенная античными философами приобрела название «философско-этическая».

Эллада дала человечеству богатое духовное наследство, пронизанное  духом гуманизма, умной организации  общественного бытия. Эта умная  организация была воплощена в  древнегреческих полисах.

Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство - наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени - не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались  создать модель государства, которое  олицетворяет ум.

Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях  древнегреческих философов Платона  и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал  резкой критике общественное и государственное  устройство в свое время. Он предлагал  выстроить такое государство, в  котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими  произведениями Платона есть трактаты «Государство», «Законы», «Политик».

Платон был идеологом  афинской рабовладельческой аристократии, что видно из его проекта идеального общественного устройства, которое  он разработал в трактате "Государство". Согласно этому проекту, свободные  граждане должны быть распределенные на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей.

Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм правления государством. Он считал несовершенными формами тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), называя последнюю главным бедствием политики. Для Платона демократия - это власть посредственности, которая неизбежно приведет к тирании большинства. Кроме того, Платон предупреждал, что демократии, конечно, кратковременны и толпа очень быстро уступает властью на пользу тирану.

Платон считал правильным типом государства - монархию, а наилучшим  государственным устройством - государство  ума, в которой объединенно все лучшее от олигархии и демократии, во главе которой стоит элита, аристократия, философы. Главный принцип гражданской жизни - справедливость. Она заключается в том, что каждый гражданин занимается тем делом, которое наиболее отвечает его натуре. Граждане подчиняют свои индивидуальные интересы общественным. В обществе нет богатых и бедных. Цель идеального государства - обеспечение таких условий жизни, в которых большинство граждан действует по принципам высокой нравственности. А наибольшей нравственностью и мудростью владеют философы-правители.

В философии Платона находятся  истоки современного тоталитаризма. У  низших нет ничего своего - все общее. Но и высшее сословие никакими привилегиями не пользуется. Современная политология расценивает платоновский проект государства как утопию. Платон трижды старался реализовать свой проект на практике, но все больше убеждался в потому, что философа - правителя найти невозможно. Дальнейшее развитие политическое мысль античности приобретает в произведениях ученика Платона - Аристотеля (384 - 322 гг. к н.э.), взгляды которого высказывали интересы средней прослойки класса рабовладельцев.

Информация о работе История политической мысли