Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:09, реферат
Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.
Введение
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира
2. Политическая мысль периода Средневековье
3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.)
Литература
Идеи Руссо имели
Победа буржуазных революций
в Европе и Северной Америке вызвала
соответствующую реакцию со стороны
феодально-аристократических
Одним из основателей консерватизма был Эдмунд Берк (1729 - 1797гг.) Он критически относится к идее важных прав человека. Для него государство и общество - это результат естественной эволюции, а не изобретение человеческого ума. Основная цель государства - предохранять порядок и закон. Берк не доверял человеческой природе и сомневался в способностях людей улучшать жизнь. Консервативное политическое учение появилось в результате исследования им Великой французской революции 1789г., противником которой он был.
Еще один противник французской революции - Алексис Токвиль (1805 - 1859 гг.) Он создал совсем другую либеральную политическую теорию. Ее главным посылом является то, что демократические идеи неуклонно пробивают себе дорогую во многих странах. Но демократии присущие два нежелательных следствий:
А.Токвиль определил также два основных преимущества демократии:
Изучая социальную концепцию политики нельзя не вспомнить Иеремию Бентама (1748-1832гг.), который разработал теорию утилитаризма (от utіlіtarіs - польза). Утилитаризм - это теория, которая признает полезность поступка полным критерием его нравственности. На взгляд Бентама человек в своих поступках руководствуется принципами пользы и личной выгоды. Вольная реализация личных интересов - это высочайшее благо и задача деятельности государства.
Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту (1724 - 1804 гг.), Иоганну Готлибу Фихте (1762 - 1814 гг.), Георгу Фридриху Гегелю (1770 - 1831 гг.). И.Кант заложил основы современной концепции правового государства. Государство, по Канту - это объединение множества людей, которые подлежат правовым законам. Государство действует тремя средствами:
Отсюда возникает
Из этой позиции Кант проводит четкое размежевание деспотических и республиканских форм правления. Деспотическим правлением может быть и абсолютная монархия и демократия, так как в обеих случаях субъекты власти (монарх или народ) одновременно создает законы и сам их выполняет. Республиканским управлением может быть конституционная монархия, если в ней исполнительная власть отделена от законодательной. Кант считал, что изменять государственное устройство можно только путем конституционных реформ.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831гг.) исследовал два главных понятия - гражданское общество и государство. Гражданское общество по мнению Гегеля - это определенная совокупность формально равных индивидов, частнособственнические интересы которых тесно переплетены между собой. А гражданское общество - это непосредственно неконтролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.
Гражданское общество является
сферой социально-экономической
Рядом с политическими
идеями, которые объясняют
В таких произведениях говорилось о необходимости принципиально новых общественных порядков, которые основаны на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательной работе и общественном самоуправлении. Этот порядок получил название утопического социализма. Его известнейшими представителями является англичанин Томас Мор (1478 - 1535 гг.), итальянец Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.), французы Жан Мелье (1664 - 1729 гг.), Анри де Сен-Симон (1760 - 1825 гг.), Шарль Фурье (1772 - 1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771 - 1858 гг.). В произведениях одних социалистов-утопистов будущее общество связывает с народовластием, с широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Например, в идеальном государстве, которое было описана Т. Мором в книге "Утопия", все должностные лица избираются народом, действуют в интересах народа и отчитываются перед ним.
Во главе города Солнца - идеальной республики, которая была сконструирована Т. Кампанеллою в его одноименной книге, стоит мудрец и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчиняются три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Они избирают должностных лиц, носителей истинного знания.
Социалисты-утописты считали,
что будущее государство
Законным наследником
и продолжателем революционно-
Марксизм - не простое продолжение предыдущих социально-политических идей. Он представляет собой попытку дать ответ на новые вопросы, которые поставил ход истории в первой половине ХІХ ст. Важнейшим из них был вопрос о путях утверждения идеала свободной личности, который был провозглашен еще эпохой Просвещения.
В центре внимания марксизма
стал вопрос о сущности, тенденции
развития и будущем буржуазного
общества, всех его институтов с
точки зрения интересов человеческой
воли. В контексте этого анализа
марксизм выработал новые подходы
к объяснению государства, политики
и права. Сущность этого подхода
состоит в диалектично-
Государство порождается
не свободной волей людей, а является
закономерным результатом разделения
труда и связанного с ним образование
социальных классов. Главным в марксистском
анализе политики как общественного
явления выступает положение
о сущности классовой борьбы как
борьбы политической, направленной на
завоевание и удержание власти. Раньше
буржуазные мыслители и социалисты-
К.Маркс и Ф.Энгельс из классовых позиций подходили к сущности политической власти, определяя ее так: «политическая власть в собственном понимании слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого». (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч.2-е изд., т. 4, с. 477).
Судьба марксистской теории огромна и трагична. Она имела и имеет приверженцев практически во всех странах мира, которые неоднократно старались воплотить ее в жизнь. Руководствуясь этой теорией, русские большевики захватили власть, удерживали ее на протяжении многих десятилетий, навязывали свой "опыт" другим странам. Тем не менее, крах тоталитарного режима в 90-х годах ХХ ст. привел к кризису марксизма.
О значении теоретического
наследства Маркса для современного
научного знания хорошо сказал Карл Поппер
(1902- 1994 гг.), научный критик марксизма:
«Он (Маркс) много на что открыл нам
глаза и заострил наше зрение, но
возвращение к домарксистской общественной
науке уже невозможно. Все современные
исследователи проблем
Таким образом, в произведениях западноевропейских мыслителей эпохи Возрождения и Нового Времени заложены основы и разработаны важнейшие положения политической науки.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. - М., "Логос", 2003.
2.Зеркин Д. П. Основы политологии. - Р-на/Д, "Феникс" 2004.
3.Политология. Учебник. / Под ред. М.Н.Марченко, - М., Изд-во МУ, 1997.
4.Мальцев В. А. Основы политологии. - М., 1997.
5.Политология. / Под. ред. О.В.Бабкиной, В.П.Горбатенко. - К.: Издательский центр "Академия", 1998.
6.Мельник В. А. Политология. - Мин, 2005.
7.Энциклопедический