Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:09, реферат
Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.
Введение
1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира
2. Политическая мысль периода Средневековье
3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения
4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.)
Литература
Как и у Платона, у Аристотеля имеют место тоталитарные тенденции. В его понимании человек – часть государства, а личные интересы должны подчиняться государственным. В отличие от Платона Аристотель считал, что частная собственность - это необходимое условие существования общества как и семьи. Аристотель подвергал критике учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что надо искать не "абсолютно совершенное государство", а такое политическое устройство, которое имеет большинство существующих государств.
Аристотель называл граждан свободными людьми, но свободу понимал лишь как противоположность рабству. Граждане занимаются только военными, законотворческими и судебными делами. Аристотелю принадлежит оценка раба, как инструмента, который имеет душу. Сельскохозяйственное и промышленное производство - это судьба рабов. Аристотель считал неравенство - причиной негодования и переворотов, но связывал отмену рабовладения только с развитием техники. Формы государственного устройства Аристотель распределяет по количеству правителей и границы правления на "правильные" и " неправильные". Правильный - это такой государственный порядок, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит один, несколько, или много людей. К таким он относил монархию, аристократию, политию (объединение олигархии и демократии).
Неверный - это такой государственный порядок, при котором преследуются частные цели правителей. К таким он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля неверные формы развиваются из верных, когда цель общего блага заменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Он определял два возможных типа идеального государственного устройства - аристократию и политию. При этом для большинства полисов именно полития, так как она обеспечивает наибольшую стабильность общества, так как в нем владычествуют средние слои, а не богатые или бедные. Средние слои обеспечивают равновесие сил в политической жизни. Политический идеал Аристотеля ориентировался не на прошлое, а на современность и будущее. Созданный им категориальный аппарат, в том числе и в политологии, в значительной мере сохранил свою ценность и в наше время.
На смену этому периода
пришел период развития Христианства.
Оно успешно превращало утонченные
идеалы философов в легко усваиваемые
догматы религии. Результатом такого
превращения в политике постоянная
религиозная концепция
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
С самого начала христианство несло в себе мечту угнетенных о равенстве и социальной справедливости. Тем не менее, реальность феодальной жизни была совсем не такой, какой она виделась первым христианским пророкам. Церковь активно вмешивалась в политику.
Аврелий Августин (354 - 430 гг.) и Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.) - основные творцы христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, соединялись с реализмом и воздержанием.
Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связано с царством дьявола, но в то же время выдвигал идею обновления «града земного» в русле христианской добропорядочности.
Фома Аквинский пришел к заключению, что государство имеет положительную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли у людей. Политика по его мнению означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, положительное право.
Вечное право - мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право - заповеди, которые всем известные, естественное право - принадлежит людям как сознательным моральным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественный и все его знают.
Положительное право (то, что существует на самом деле) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если положительное право, которое ввел суверен противоречит естественному - оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мысли Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государстве.
Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность. Наряду этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как груз ответственности.
3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-
Теоретиков этого периода
больше интересует проблема происхождения
и основ государства, а не его
целые. Политическая мысль освобождается
от бывших пут философии и религии.
Ум рассматривается ими как
Государство рассматривается как уникальная независимая организация, которая необходимая для защиты и безопасности людей. В области политики главное открытие Возрождения: человек, а не Бог - центр Вселенной - высказал Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.)
Он является автором нового научного метода «доктрины моральной целесообразности», теории политического республиканизма, которые оказали большое влияние на английскую и американскую политическую мысль ХV и XVІІІ ст.
В политических трактатах «Государь», «Размышления к первой декаде Тита Ливия» он сформулировал основные положения своей политической концепции :
С Макиавелли начинается формирование буржуазной политической мысли, которая рассматривает политику как самостоятельное явление, свободное от религии. Тем не менее он вошел в историю как основатель маккиавелизма - политической идеологии, которая пренебрегает нормами морали для достижения политических целей.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕНИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХІХ - НАЧ. ХХ СТ.).
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах проходит на фоне буржуазных революций XVІ - первой половины XІ ст. в Нидерландах (1566 - 1609 гг.), Англии (1640 - 1688 гг.), Франции (1789 - 1794 гг.), Америке (1775 - 1783 гг.).
Но было бы очень сложно искать границу между политической мысленным взором Возрождения и Нового времени в собственном содержании.
Политические идеи нового класса - буржуазии, которые рождались в предыдущей эпохе, получат свою всестороннюю разработку в следующее, Новое время. На его начальном этапе основное значение приобретают идеи уничтожения ограничений, которые феодальное государство накладывает на волю индивида.
В последующем общественная концепция политики приобретает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент из индивида переносится на социальные группы как субъекты политики.
Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран, она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями.
Одним из таких мыслителей
есть Томас Гоббс (1588 - 1679гг.), которого
считают отцом современной
Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное оборудование. По его мнению, оно возникло на основе общественного договора из догосударственного состояния. В своей работе «Левиафан» Т. Гоббс описывает хаос догосударственного общества, в котором была война всех против всех. Люди искали мира и нашли его путем общественного договора. Первым общественным договором, по мысли Гоббса, был договор между Богом и патриархом Авраамом, согласно которому Бог обещал Аврааму свою защиту, а Авраам обязал себя и свое потомство подчиниться велением, уставам и законам Бог.
Концепция общественного договора была также центром построений Джона Локка (1632 - 1704гг.), которого считают основателем либерализма. Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, которое содержит в себе учреждение на обеспечение воли личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства.
Согласно идеям Дж.Локка, человек от рождения имеет важные неотъемлемые права (жизнь, воля, собственность). Бесспорной заслугой Локка есть выдвижения идеи распределения власти в государстве между разными органами для того, чтобы оградить ее от деспотического использования и злоупотребление ею.
Кроме того, Локк считал, что государство и общество - не одно и тоже, и падение государства не означает конца общества. Общество может создать новое государство, если существующее его не удовлетворяет, так как лицо создано для государства, а не государство - для лица.
Существенное развитие политические
идеи приобрели в работах мыслителей
французской Просвещения, одним
из которых был Шарль Луи
Анализируя британскую политическую систему, где вследствие стихийного развития был создан механизм распределения власти, Монтескье теоретически обосновал его. Согласно теории Монтескье господство права может быть обеспечено только распределением власти на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они взаимно сдерживали друг друга.
Еще одно достижение Монтескье
- теория социального и исторического
детерминизма. Он считал, что много
вещей управляют людьми: климат,
религии, законы, принципы, нравы. И
как результат этого
Идеи Монтескье о
Социальная концепция политики, которая пришла на смену гражданской - это реакция на достаточную зрелость суверенного государства. В социальной концепции изменяются акценты:
Главное в концепции Руссо - эгалитаризм, идея имущественного, социального и политического равенства. Причины неравенства между людьми он видел в частной собственности. Считал, что путь к ликвидации неравенства, к образованию справедливого общественного устройства - наделение всех людей относительно равной частной собственностью, уравнение в гражданских и политических правах всех граждан. По его мнению - наилучшее государственное устройство - республика, в которой верховный властитель - народ, участие в управлении - гражданский долг каждого, общая воля выражается решением большинства граждан, верховная власть - неделима.