Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:35, контрольная работа
Описание работы
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправные субъекты мира политики и управления. Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3 1. Основы избирательного права 1.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права…………………….4 1.2 Источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ……………………………………………………………………..7 2. Избирательный процесс 2.1 Основные принципы избирательного права РФ…………………….9 2.2 Основные этапы подготовки и проведения выборов……………….13 2.3 Ответственность за нарушение избирательных прав граждан…….34 Заключение………………………………………………………………..38 Библиографический список……………………………………………...40
Этот принцип связан с правовыми
ограничениями полномочий выборных органов
государственной власти по срокам их исполнения.
Фактически и юридически это означает,
что выборы должны проводиться в обязательном
порядке и через определенные интервалы
времени.
Нормативная регламентация
времени деятельности выборных институтов
публичной власти призвана, с одной стороны,
обеспечить стабильность их функционирования,
а с другой – гарантировать сменяемость
(ротацию) депутатов и выборных должностных
лиц по итогам голосования. Периодичность
проведения выборов является одним из
необходимых условий демократичности
и легитимности формируемых через избирательный
процесс государственных институтов.
Принцип периодичности выборов квалифицируется
рядом международных документов как общее
условие признания их правосубъектности.
Так, в статье 21 Всеобщей декларации прав
человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 года, отмечено, что воля
народа, являясь основой власти правительства,
«должна находить себе выражение в периодических
и нефальсифицированных выборах…». В
подпункте 5.1 Документа Копенгагенского
совещания Конференции по человеческому
измерению Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 29 июня
1990 года подчеркнуто, что к числу элементов
справедливости, которые существенно
необходимы для полного выражения равных
и неотъемлемых прав всех людей, относятся
«свободные выборы, проводимые через разумные
промежутки времени путем тайного голосования».
3. Открытость и гласность
выборов
Открытость и гласность относятся
к универсальным принципам организации
выборных институтов публичной власти.
Федеральное избирательное законодательство
содержит совокупность норм, обеспечивающих
реализацию данного принципа в деятельности
избирательных комиссий на всех стадиях
избирательного процесса, а также открытость
и гласность избирательных кампаний для
всех участников избирательного процесса
– кандидатов, избирательных объединений
и блоков, избирателей. Так, гласность
обеспечивается, в частности, введением
в избирательный процесс института наблюдателей,
требованием закона о систематической
публикации в средствах массовой информации
сведений о поступлении и расходовании
средств избирательных фондов, обязательностью
официальной публикации полных данных
о результатах выборов в объеме данных
протоколов избирательных комиссий всех
уровней.
4. Свобода выборов
Принцип свободы выборов предполагает
добровольность участия гражданина в
избирательном процессе и, как следствие,
недопустимость любых форм воздействия
с целью принудить его к участию или неучастию
в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Существует внешнее противоречие между
отдельными составными элементами организации
и проведения демократических выборов,
заключающееся в том, что действующее
избирательное законодательство предусматривает,
с одной стороны, институт признания выборов
состоявшимися или несостоявшимися в
зависимости от количества избирателей,
принявших участие в голосовании, и, с
другой стороны, институт добровольности
и свободы участия избирателей в выборах.
Систематическое толкование понятия «свободные
выборы», основанное на текстах Конституции
Российской Федерации и определениях
федерального избирательного законодательства,
заключается в том, что через избирательный
процесс не только формируются институты
публичной власти, но и обеспечивается
легитимный и представительный характер
выборных органов государственной власти,
а эти политико-правовые качества демократии
обнаруживают себя только через свободные
выборы и непосредственно связаны с юридически
фиксированной квотой участия избирателей
в выборах, которая является необходимой
формой признания политическим сообществом
права выборных органов государственной
власти осуществлять функции публичной
власти в пределах и сроки, установленные
законами.
5. Альтернативность
выборов
Принцип альтернативности составляет
исходную предпосылку организации и проведения
демократического конкурентного избирательного
процесса. Открытая юридическая формула
данного принципа развернута в статье
32 вышеуказанного Федерального закона.
Так, в случае если ко дню голосования
в избирательном округе не останется ни
одного кандидата, либо число оставшихся
зарегистрированных кандидатов будет
меньше установленного числа мандатов
или равным ему, либо будет зарегистрирован
только один список кандидатов, выборы
в данном избирательном округе по решению
соответствующей избирательной комиссии
откладываются на срок не более четырех
месяцев для дополнительного выдвижения
кандидатов (списков кандидатов) и осуществления
последующих избирательных действий (в
порядке исключения закон допускает проведение
голосования по одной кандидатуре на выборах
депутатов органов местного самоуправления,
а также предусматривает такую возможность
при повторном голосовании на федеральных
и региональных выборах).
Принцип альтернативности выборов
является нормативным начальным и конечным
условием проведения избирательных кампаний
и юридического признания их результатов.
Собственно понятие «альтернативность
выборов» было введено в юридический оборот
определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 4 ноября 1996 года по запросу
Читинской областной Думы. Конституционный
Суд квалифицировал альтернативность
в качестве важнейшего условия подлинно
свободных выборов, обеспечивающего избирателю
реальную возможность отдать предпочтение
одному из нескольких кандидатов путем
свободного волеизъявления.
2.2 Основные этапы
подготовки и проведения выборов
Проведение выборов состоит
из нескольких стадий, последовательно
сменяющих одна другую от момента назначения
даты выборов до объявления о результатах
голосования. Это и есть избирательный
процесс, представляющий собой сложную
систему правоотношений, в которых участвуют
избиратели, средства массовой информации,
политические партии, общественные организации
и государственные органы по проведению
выборов.
Использование Государственной
автоматизированной системы (ГАС) «Выборы»
при подготовке и проведении выборов и
референдума является одной из гарантий
реализации прав граждан РФ на основе
обеспечения гласности, достоверности,
оперативности и полноты информации о
выборах и референдуме. ГАС «Выборы» используется
для электронного наблюдения за ходом
и установлением итогов голосования путем
передачи данных от нижестоящих комиссий
вышестоящим комиссиям, а отдельные ее
технические средства – для подсчета
голосов избирателей, участников референдума.
Эти данные, полученные через ГАС «Выборы»,
являются предварительной, не имеющей
юридического значения информацией, если
иное не установлено законом.
С началом избирательного процесса
«правила игры», т.е. порядок проведения
и условия выборов, меняться не могут,
поскольку с момента, когда избирательные
правоотношения уже возникли, любые попытки
изменить ту или иную норму избирательного
закона во имя защиты прав какой-то части
избирателей на деле ведут к нарушению
прав других избирателей, уже включившихся
в избирательную кампанию.
После назначения даты выборов
избирательный процесс проходит через
следующие стадии.
Составление списков избирателей.
Включение гражданина в список избирателей
или участников референдума служит основанием
для его участия в голосовании. В ряде
стран такие списки составляются на основе
добровольного обращения лиц в соответствующие
государственные органы, но это приводит
к сокращению электората, так как многие
граждане по разным причинам в этих органах
не регистрируются. В Российской Федерации
в списки избирателей включаются все граждане
РФ, обладающие на день голосования активным
избирательным правом. Следовательно,
для того чтобы быть включенным в список
избирателей, гражданину не требуется
обращаться в государственный или муниципальный
орган, так как список составляется официальным
органом по обязанности.
Список избирателей составляется
главой местной администрации на основании
сведений, предоставляемых органами, осуществляющими
регистрацию граждан по месту жительства
или пребывания.
Основанием для регистрации
избирателей на конкретном избирательном
участке является факт проживания гражданина
РФ на территории этого участка, а также
временного пребывания или наличия открепительного
удостоверения.
Гражданин РФ может быть включен
в список избирателей только на одном
избирательном участке, участке референдума.
Это исключает возможность
плюрального вотума, т.е. голосования на
нескольких участках в связи с наличием,
например, частного домовладения на разных
территориях.
Основания и порядок составления
списков избирателей устанавливаются
законодательно. Для того чтобы граждане
успели до выборов устранить любые недоразумения,
установлено, что список избирателей представляется
для всеобщего ознакомления за 20 дней
до дня выборов. Каждый гражданин Российской
Федерации, обладающий избирательным
правом, вправе заявить в участковую избирательную
комиссию о невключении его в список избирателей,
а также о любой ошибке или неточности
в списке избирателей. В течение 24 часов,
а в день голосования – в течение двух
часов участковая избирательная комиссия
обязана проверить заявление и либо устранить
ошибку, либо дать заявителю письменный
ответ с указанием причин отклонения заявления.
Решение участковой избирательной
комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
избирательную комиссию (соответственно
уровню проводимых выборов) или в суд,
которые обязаны рассмотреть жалобу в
трехдневный срок, а в день голосования
– немедленно. Этот механизм, обычный
в своих основных чертах для большинства
демократических стран, призван гарантировать
гражданам осуществление их активного
избирательного права.
Целям исключения возможности
злоупотреблений служит правило, согласно
которому вносить изменения в списки избирателей
после окончания голосования и начала
подсчета голосов избирателей законом
запрещается.
Образование избирательных
округов и участков.
Для проведения выборов образуются
избирательные округа и участки. Округа
образуются на основании данных о численности
зарегистрированных избирателей. Границы
избирательных округов и число избирателей
в каждом избирательном округе (схема
образования округов) определяются соответствующей
избирательной комиссией не позднее чем
за 80 дней до истечения срока, в который
должны быть назначены выборы, и утверждаются
соответствующим представительным органом.
Избирательные округа образуются при
соблюдении определенных требований.
Так, должно быть обеспечено примерное
равенство избирательных округов по числу
избирателей с допустимым отклонением
от средней нормы представительства избирателей
в труднодоступных и отдаленных местностях.
При образовании многомандатных избирательных
округов соблюдается примерное равенство
числа избирателей на депутатский мандат.
Отклонение числа избирателей в многомандатном
избирательном округе от средней нормы
представительства избирателей, умноженной
на число депутатских мандатов в данном
округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных
и отдаленных местностях – 15% от средней
нормы представительства избирателей.
Перечень труднодоступных и отдаленных
местностей устанавливается законом субъекта
РФ, вступившим в силу до дня официального
опубликования решения о назначении выборов.
Данные требования могут не соблюдаться
при выборах в федеральные государственные
органы в случае, если федеральными законами
устанавливается обязательность образования
не менее одного избирательного округа
на территории каждого субъекта РФ.
Избирательный округ составляет
единую территорию: не допускается создание
избирательного округа из не граничащих
между собой территорий, за исключением
анклавных территорий. При соблюдении
законных требований образования избирательных
округов учитывается административно-территориальное
деление.
Для проведения голосования
и подсчета голосов избирателей избирательный
округ разбивается на избирательные участки.
Эти участки образуются главой местной
администрации по согласованию с соответствующими
избирательными комиссиями. Границы избирательных
участков не должны пересекать границ
избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах
отдыха и других местах временного пребывания
избирателей, в труднодоступных и отдаленных
районах, на судах, находящихся в день
выборов в плавании, и на полярных станциях
могут образовываться избирательные участки
в тот же срок, а в исключительных случаях
– не позднее чем за три дня до дня голосования;
такие избирательные участки входят в
избирательные округа, округа референдума
по месту их расположения или по месту
приписки судна.
Военнослужащие голосуют на
общих избирательных участках. В воинских
частях избирательные участки могут образовываться
только в случаях, установленных законом.
Списки избирательных участков
с указанием их границ и адресов участковых
избирательных комиссий должны быть опубликованы
соответствующим главой местной администрации
не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Избирательные комиссии. Эти
комиссии обеспечивают реализацию и защиту
избирательных прав граждан, а также осуществляют
подготовку и проведение выборов. Такими
комиссиями являются:
• Центральная избирательная
комиссия РФ;
• избирательные комиссии субъектов
РФ;
• избирательные комиссии муниципальных
образований;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные (районные,
городские и др.) избирательные комиссии;
• участковые комиссии.
Избирательные комиссии также
действуют в качестве комиссий референдума.
Все избирательные комиссии действуют
на правовой основе. Так, полномочия и
порядок деятельности Центральной избирательной
комиссии РФ и иных избирательных комиссий
по выборам в федеральные органы государственной
власти устанавливаются федеральными
законами.