Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:35, контрольная работа
Описание работы
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправные субъекты мира политики и управления. Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3 1. Основы избирательного права 1.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права…………………….4 1.2 Источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ……………………………………………………………………..7 2. Избирательный процесс 2.1 Основные принципы избирательного права РФ…………………….9 2.2 Основные этапы подготовки и проведения выборов……………….13 2.3 Ответственность за нарушение избирательных прав граждан…….34 Заключение………………………………………………………………..38 Библиографический список……………………………………………...40
Что же касается деятельности
избирательных комиссий по выборам в органы
государственной власти субъектов РФ
и в выборные органы местного самоуправления,
то она устанавливается федеральным законом,
конституциями (уставами), законами субъектов
РФ, уставами муниципальных образований.
Важнейший принцип деятельности
избирательных комиссий всех уровней
состоит в том, что при подготовке и проведении
выборов в пределах своей компетенции
они независимы от государственных органов
и органов местного самоуправления. Этот
принцип призван исключить любое вмешательство
властей в деятельность комиссий, а, следовательно,
повлиять на исход выборов.
Акты избирательных комиссий,
принятые в пределах их компетенции, обязательны
для исполнительных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, кандидатов,
избирательных объединений, организаций,
должностных лиц, избирателей, а также
нижестоящих (соответственно уровню проводимых
выборов) избирательных комиссий.
Государственные органы, органы
местного самоуправления, а также их должностные
лица обязаны оказывать избирательным
комиссиям содействие в реализации их
полномочий, в частности на безвозмездной
основе предоставлять необходимые помещения,
транспорт, средства связи, техническое
оборудование, сведения и материалы, давать
ответы на обращения избирательных комиссий,
а также предоставлять возможность для
размещения печатной информации избирательных
комиссий.
Формирование избирательных
комиссий на каждом уровне происходит
на соответствующей правовой базе. Формирование
избирательных комиссий субъектов РФ
осуществляется законодательными (представительными)
органами и высшими должностными лицами
субъектов РФ на основе предложений политических
партий, прежде всего тех, списки которых
были на предыдущих выборах допущены к
распределению мандатов в представительных
органах, а также общественных объединений,
органов местного самоуправления. Половина
членов комиссии назначается законодательным
органом, другая – высшим должностным
лицом субъекта РФ (на основе предложений
политических партий).
Деятельность избирательных
комиссий осуществляется гласно и открыто.
На заседаниях соответствующей избирательной
комиссии вправе присутствовать кандидаты
и их доверенные лица, представители избирательных
объединений и СМИ.
Избирательные комиссии, комиссии
референдума обязаны в пределах своей
компетенции рассматривать поступившие
к ним в ходе избирательной кампании обращения
о нарушении закона, проводить проверки
по этим обращениям и давать лицам, направившим
обращения, письменные ответы в пятидневный
срок, но не позднее дня, предшествующего
дню голосования, а в день голосования
или в день, следующий за днем голосования,
– немедленно.
В случае если факты, содержащиеся
в обращениях, требуют дополнительной
проверки, решения по ним принимаются
не позднее чем в 10-дневный срок. Избирательные
комиссии, комиссии референдума вправе
обращаться с представлением о проведении
соответствующей проверки и пресечении
нарушений закона в правоохранительные
органы, которые обязаны в пятидневный
срок, но не позднее дня, предшествующего
дню голосования, а в день голосования
или в день, следующий за днем голосования,
– немедленно принять меры по пресечению
этих нарушений. В случае если факты, содержащиеся
в обращении, требуют дополнительной проверки,
указанные меры принимаются не позднее
чем в 10-дневный срок.
Избирательные комиссии, комиссии
референдума обеспечивают информирование
избирателей, участников референдума
о сроках и порядке осуществления избирательных
действий, действий, связанных с подготовкой
и проведением референдума, о ходе избирательной
кампании, подготовки и проведения референдума,
о кандидатах, объединениях, выдвинувших
кандидатов.
Решения избирательных комиссий
публикуются в печати и передаются в иные
СМИ в сроки, установленные соответствующими
законами. В день голосования, с момента
начала работы участковой избирательной
комиссии и до подписания ее членами протокола
об итогах голосования, на избирательных
участках вправе присутствовать наблюдатели,
направленные избирательными объединениями,
кандидатами, а также иностранные (международные)
наблюдатели. Иностранные (международные)
наблюдатели осуществляют свою деятельность
в соответствии с федеральными законами.
Деятельность избирательных
комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Решения избирательных комиссий по основным
вопросам организации и проведения выборов
(о регистрации кандидатов, об отмене регистрации
кандидатов, об итогах голосования или
о результатах выборов, о признании выборов
несостоявшимися или недействительными
и др.) принимаются на заседаниях избирательных
комиссий большинством голосов от установленного
числа членов избирательной комиссии
с правом решающего голоса.
Закон устанавливает порядок
обжалования нарушений избирательных
прав граждан. Решения и действия (или
бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц, такие как решения и действия комиссии,
нарушающие избирательные права граждан,
могут быть обжалованы в суд. Решение суда
обязательно для исполнения соответствующими
комиссиями.
Решения и действия (или бездействие)
избирательных комиссий и их должностных
лиц, нарушающие избирательные права граждан,
также могут быть обжалованы в вышестоящую
избирательную комиссию, причем это не
является обязательным условием для обращения
в суд.
Центральная избирательная
комиссия. Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации действует
на постоянной основе. Она является федеральным
государственным органом, организующим
подготовку и проведение выборов, а также
референдумов в Российской Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной
комиссии РФ – четыре года.
Центральная избирательная
комиссия РФ состоит из 15 членов. Пять
членов Центральной избирательной комиссии
назначаются Государственной Думой из
числа кандидатур, предлагаемых фракциями
и депутатскими объединениями в Государственной
Думе, а также депутатами. Пять членов
Центральной избирательной комиссии назначаются
Советом Федерации из числа кандидатур,
предлагаемых законодательными (представительными)
органами и высшими должностными лицами
субъектов РФ. Пять членов Центральной
избирательной комиссии назначаются Президентом
РФ. Члены Центральной избирательной комиссии
избирают из своего состава тайным голосованием
Председателя, заместителя Председателя
и секретаря.
Полномочия Центральной избирательной
комиссии достаточно широки. Эта комиссия,
в частности:
• осуществляет контроль за
соблюдением избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ;
• организует разработку нормативов
технологического оборудования для участковых
комиссий (кабины и ящики для голосования)
и осуществляет контроль за их соблюдением;
• осуществляет меры по организации
системы финансирования выборов и референдума,
установления результатов выборов и референдумов
в Российской Федерации;
• распределяет выделенные
из федерального бюджета средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения
выборов и референдума, контролирует их
целевое использование;
• оказывает правовую, методическую,
организационно-техническую помощь избирательным
комиссиям и др.
Центральная избирательная
комиссия РФ вправе издавать инструкции
по вопросам единообразного применения
Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».
Она также дает заключения о соответствии
законов субъектов РФ федеральным законам,
регулирующим избирательные права.
2. Выдвижение и регистрация
кандидатов.
Право выдвижения кандидатов
(списков кандидатов) принадлежит избирательным
объединениям, а также лицам в порядке
самовыдвижения с последующим сбором
подписей в поддержку или внесением избирательного
залога. Не может быть выдвинут кандидатом
гражданин, не обладающий пассивным избирательным
правом на соответствующих выборах (в
случае утраты этого права регистрация
аннулируется).
Решения о выдвижении кандидатов
от избирательных объединений принимаются
соответственно уровню проводимых выборов
на съездах политических партий, конференциях
их региональных отделений, собраниях
местных отделений.
Выдвижение кандидата возможно
при условии представления лицом (каждым
из выдвинутых лиц) письменного заявления
о согласии баллотироваться, в котором
указываются сведения биографического
характера, занимаемая должность, сведения
о судимостях, гражданство, образование,
основное место работы, сведения о размерах
и источниках доходов, об имуществе, вкладах
в банках и др. и дается обязательство
в случае избрания прекратить деятельность,
не совместимую со статусом депутата или
с замещением иной выборной должности.
В поддержку кандидатов, выдвинутых
от избирательных объединений, собираются
подписи избирателей в порядке и количестве,
определяемых законодательством. Максимальное
количество подписей, необходимых для
регистрации кандидатов, не может превышать
2% от числа избирателей, зарегистрированных
на территории избирательного округа.
Порядок сбора подписей и их проверки
регулируется законом.
Федеральным законом предусмотрено,
что по усмотрению кандидата, избирательного
объединения регистрация кандидата производится
соответствующей избирательной комиссией
не на основании представленных подписей
избирателей, а на основании внесенного
в избирательную комиссию этим кандидатом,
избирательным объединением избирательного
залога. Избирательный залог вносится
исключительно из средств избирательного
фонда. Размер избирательного залога составляет
15% от устанавливаемого законом предельного
размера расходования средств избирательного
фонда кандидата, избирательного объединения.
Залог не возвращается в случае получения
кандидатом менее 5% голосов избирателей,
а для списка кандидатов – менее 3%.
Установление избирательного
залога предоставляет дополнительную
возможность для лица зарегистрироваться
в качестве кандидата, не собирая подписи
избирателей в свою поддержку и облегчая
тем самым процесс регистрации. Это условие
в равной мере распространяется на всех
кандидатов, оно известно заранее; внесение
избирательного залога происходит исключительно
на добровольной основе по инициативе
самого кандидата; только от кандидата
зависит, вносить ли избирательный залог,
соглашаясь с указанным законом условием,
или зарегистрироваться на основе сбора
подписей избирателей. Избрав вариант
внесения избирательного залога, кандидат
осознанно берет на себя риск, не получив
установленного числа голосов избирателей,
потерять внесенный залог. Следовательно,
невозврат избирательного залога в случае
признания выборов несостоявшимися не
нарушает конституционные права заявителя.
Выдвинутые кандидаты, списки
подлежат регистрации избирательной комиссией.
Основания для отказа в регистрации установлены
в законе. Такие решения могут быть отменены
судом.
Решением суда регистрация
может быть отменена в определенных случаях
(использование денежных средств помимо
избирательного фонда, использование
служебного положения, подкуп избирателей,
призывы экстремистского характера, сокрытие
судимости и др.). Регистрация списка аннулируется,
если число кандидатов, снявших свои кандидатуры,
превышает 25% списка на федеральных выборах
или 50% на выборах в органы субъектов РФ
и местного самоуправления. Кассационные
жалобы на решения судов о регистрации
рассматриваются судом не позднее дня,
предшествующего дню голосования, а регистрация
может быть отменена не позднее, чем за
два дня до дня голосования.
Зарегистрированный кандидат
обладает статусом, гарантированным законом.
Все кандидаты обладают равными правами
и несут равные обязанности. Кандидаты,
находящиеся на государственной или муниципальной
службе, а также работающие в СМИ, на время
их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и
не вправе использовать преимущества
своего служебного положения. Кандидаты
после регистрации по их личным заявлениям
освобождаются от работы, военной службы,
военных сборов и учебы на время участия
в выборах.
Во время проведения выборов
кандидаты не могут быть по инициативе
администрации (работодателя) уволены
с работы или без их согласия переведены
на другую работу. Время участия кандидата
в выборах засчитывается в общий трудовой
стаж по той специальности, по которой
он работал до регистрации кандидатом.
Кандидат после регистрации
не может быть привлечен без согласия
прокурора (соответственно уровню выборов)
к уголовной ответственности, арестован
или подвергнут мерам административного
наказания, налагаемым в судебном порядке.
При даче согласия прокурор обязан известить
избирательную комиссию, осуществившую
регистрацию кандидата.
Предвыборная агитация. Граждане
РФ, общественные объединения вправе в
допускаемых законом формах и законными
методами вести агитацию за или против
любого кандидата, избирательного объединения.
Она начинается за 28 дней до дня голосования,
а прекращается за один день до этого дня.
Кандидатам и избирательным
объединениям гарантируются равные условия
доступа к СМИ.
Предвыборная агитация может
осуществляться через средства массовой
информации, путем проведения предвыборных
мероприятий, в том числе собраний и встреч
с гражданами, публичных дебатов и дискуссий,
митингов, демонстраций, шествий, выпуска
и распространения агитационных печатных
материалов.