Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 13:11, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие и критерии оценки эффективности муниципального управления;
- Рассмотреть нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические основания исследования эффективности в деятельности органов местного самоуправления……………………….............5
Эффективность деятельности органов местного самоуправления……...…5
1.2 Методологические основы эффективного управления в менеджмент…..21
Глава 2. Эффективность в муниципальном управлении...................................26
2.1 Факторы, влияющие на эффективность………............................................26
2.2 Модель и механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления…………………………………………….................32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра Управления
По дисциплине: «Основы ГМУ»
На тему: « Эффективность местного самоуправления »
Выполнила:
очной формы обучения,
направление подготовки 081100.62
Государственное и муниципальное управление
Пинаева Ксения Алексеевна
Проверила:
Гегедюш Н. С.
к.с.н., доцент
Тольятти 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основания исследования эффективности
в деятельности органов местного самоуправления……………………….......
1.2 Методологические основы эффективного управления в менеджмент…..21
Глава 2. Эффективность
в муниципальном управлении....................
2.1 Факторы,
влияющие на эффективность………..
2.2 Модель и
механизм управления эффективностью деятельности
органов местного самоуправления…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….…..
Введение
Органы местного самоуправления также функционируют по общеорганизационным законам. Они получают из внешней среды налоги, собираемые с территории, информацию о проблемах населения проживающего на данной территории, они принимают решение о том, что необходимо населению, все эти процессы обоюдны и взаимодополняемы.
К обязанностям органов местного самоуправления законодательством относится решение вопросов местного значения, которые перечислены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» No 131-ФЗ. На самом деле, эта одна из важнейших/функций муниципалитетов, ведь все что происходит на территории муниципального образования, отражается непосредственно на жителях данной территории. Именно муниципальная власть ближе всех других к населению, именно от ее решений зависит жизнь конкретных граждан.
Сегодня около 80% решений, принимаемых органами местного самоуправления, либо не выполняются, либо выполняются не полностью. Большая часть решений муниципальной администрации не учитывает интересов той или иной группы населения. А ведь это те люди, которые платят налоги, которые приносят прибыль муниципальному образованию.
Таким образом, можно сделать вывод, что на эффективность деятельности органов местного самоуправления влияют внешние и внутренние факторы. Общую эффективность органов местного самоуправления можно рассмотреть с позиции двух составляющих: эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации (внешняя эффективность); эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей (внутренняя эффективность).
Цель работы – рассмотреть порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие и критерии оценки эффективности
муниципального управления;
- Рассмотреть нормативно-правовые основы
оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления;
- Проанализировать основные проблемы
оценки деятельности органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
- Провести анализ организации оценки
эффективности деятельности органов местного
самоуправления на территории Челябинской
области
Объект
исследования – органы местного самоуправления;
Предмет работы – оценка эффективности
деятельности органов местного самоуправления.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения, списка литературы и других используемых источников.
Глава 1. Теоретические основания исследования эффективности в деятельности органов местного самоуправления
Цель управленческой деятельности – получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину – эффект с другой абсолютной величиной – затраты.
Эффективность – это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам). Эффективность рассматривается также как способность приносить эффект, оказывать действие.
Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенного к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.
Экономическая эффективность — количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Характеризует сбережение усилий, средств в настоящий момент при функционировании действующих систем в заданных условиях внешней среды.
Социальная эффективность – качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели органа власти потребностям ее потребителей.
Анализируя
эффективность управления, следует:
Во-первых, выяснить, действительно ли
полученный результат возник как следствие
управления, а не действия каких-либо сторонних
сил, проявления саморегулятивного механизма
управляемых объектов. Нередко, оценивая
итоги работы промышленности, в своих
решениях мы фиксируем данный факт как
некое завоевание органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
в реальной же действительности это есть
результат в большей степени таланта топ-менеджмента
акционерных обществ, нежели органов власти;
Во-вторых, понять источники результата
управления. Является ли это следствием
результата деятельности руководителей,
их организаторского и иного таланта,
или это следствие муниципальных правовых
актов, в содержании которых зафиксированы
условия, способствующие развитию личности,
домашнего хозяйства, бизнеса и т. п. Это
важно, поскольку может быть основанием
для последующих действий, формирования,
накопления и использования положительного
опыта;
В-третьих, установить взаимозависимость
между целями, задачами, технологиями
реализации решений, реально полученными
результатами. Важность данного тезиса
заключается в том, что технология управления
носит последовательный характер и ошибки,
появившиеся на любом из этапов, влияют
на результаты, и в зависимости от условий
внешней среды их влияние осуществляется
в разной прогрессии своего воздействия;
В-четвертых, установить потенциал, которым
обладает орган власти, и как он был использован.
Например, высокий потенциал, которым
располагают орган власти, территория,
и низкая эффективность управления, сводящая
на нет потенциал органа власти, территории.
Для успеха и меньшей уязвимости со стороны меняющейся внешней среды и достижения намеченных целей недостаточно, чтобы организация обладала определенным потенциалом для эффективного функционирования. Для реализации этого потенциала орган власти должен быть внутренне эффективным и рационально использовать все виды ресурсов. Услуги должны предоставляться органом власти с оптимальными затратами и «нужным» потребителю качеством.
Орган власти не существует в замкнутом пространстве. Соприкасаясь с внешней средой, он обязан быть не только внутренне, но и внешне эффективным. В этом заключается его успешное функционирование. Питер Ф. Друкер охарактеризовал общую эффективность так: «делать нужные вещи». Мысль можно было бы продолжить, а именно: «Делать нужные вещи, используя нужные ресурсы, нужным способом, в нужное время, для удовлетворения нужных потребностей конкретного потребителя».
При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций.
Действенность – это степень достижения системой муниципального управления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают планируемые результаты управления с фактическими. Измерение действенности направлено на оценку как отдельного работника, так и более высоких уровней управления.
Экономичность – это соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически потребленными.
Качество – это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям.
Соотношение результатов и затрат применительно к муниципальному управлению - это соотношение объема муниципальных услуг системы (действенность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность).
Удовлетворенность работой - престижность работы в сфере муниципального управления, чувство безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях с фактическими условиями.
Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей.
Измерителями эффективности муниципального
управления могут быть: общая социальная
эффективность, эффективность организации
муниципального управления и эффективность
системы муниципального управления. В
качестве измерителя общей социальной
эффективности муниципального управления
выступает динамика уровня и качества
жизни населения с учетом сделанных выше
оговорок. Два других могут быть разложены
на отдельные компоненты.
Виды эффективности:
Содержание отдельных видов эффективности
Общая социальная эффективность
Уровень и качество жизни населения
Эффективность организации муниципального
управления
1. Содержание и организация муниципального
управления
2. Рациональность организационной структуры
3 Организационно-технический уровень
муниципального управления
Эффективность системы муниципального
управления
1. Степень достижения основных целей муниципального
управления
2. Сочетание потребностной, затратной
и результативной эффективности
3. Эффективность каждой подсистемы, входящей
в систему муниципального управления
Для оценки эффективности системы муниципального
управления могут использоваться следующие
методы.
1. Оценка степени достижения основных
целей муниципального управления.
Эффективность/системы муниципального
управления по данному методу рассчитывается
по формуле:
Эц = Кув х Куяс х Кунпч,
Где:
Эц – обобщенный коэффициент достижения
целей системы муниципального управления;
Кув – коэффициент уровня выживания населения
соответствующего муниципального образования;
Куж – коэффициент уровня жизни населения
на соответствующей территории;
Кунпч – коэффициент уровня нарушений
прав человека в соответствующем муниципальном
образовании.
2. Метод соотношения потребностной, результативной
и затратной эффективности.
Нередко считают, что отношение достигнутых
результатов к поставленной цели (целевая
эффективность) и отношение ресурсов к
этим результатам (за-тратная и ресурсная
эффективность) исчерпывают любую эффективность
управления. Тем не менее недостаточно
различать эффективность результативную.
(целесообразную) и экономическую (затратную).
Недостаточно говорить о целесообразности
и результативности затрат. Необходим
еще и анализ обоснованности самих целей
деятельности, т. е. анализ эффективности
муниципальной деятельности с точки зрения
соответствия ее целей нормативным идеалам
и ценностным нормам, принимаемым местным
сообществом на определенном этапе его
развития. Комплексному понятию эффективности
соответствует выражение:
Эк=Ц/ПхР/ЦххР/3
Потребностной эффективности (отношение
целей к потребностям, идеалам и нормам)
соответствует формула:
Эф°Ц/П;
Результативная эффективность (отношение
достигнутого результата к преследуемым
целям) измеряется с помощью выражения:
Эф°Р/Ц;
Наконец, для определения затратной эффективности
(отношение затрат к достигнутым результатам)
используется формула:
Эф=Р/3.
3. Метод оценки эффективности системы
муниципального управления на основе
оценки эффективности управления в каждой
входящей в нее подсистеме.
Задача сводится к решению частных задач
оценки эффективности системы управления
в отдельных сферах муниципальной деятельности
и выведению совокупной оценки эффективности
на основе рейтинговых значений важности
отдельных сфер. Рейтинговые значения
в каждом случае могут быть определены
экспортно, исходя из степени остроты
отдельных проблем в конкретном муниципальном
образовании и в определенный период времени.
Таким образом, эффективность муниципального
управления – многогранное понятие. Она
может быть измерена только системой показателей.
Нормативно-правовые основы оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления
Основными нормативными актами, в соответствии
с которыми осуществляется оценки деятельности
органов местного самоуправления является
- Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации органов местного самоуправления
в Российской Федерации»;
- Указ Президента от 28 апреля 2008 года №
607 «Об оценке эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов»[219].
- распоряжение Правительства РФ «О реализации
Указа Президента РФ от 28.04.2008 года № 607
«Об оценке эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов»;
Указом № 607 определен перечень показателей
для оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления.
Перечень показателей включает: