Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 13:11, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие и критерии оценки эффективности муниципального управления;
- Рассмотреть нормативно-правовые основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические основания исследования эффективности в деятельности органов местного самоуправления……………………….............5
Эффективность деятельности органов местного самоуправления……...…5
1.2 Методологические основы эффективного управления в менеджмент…..21
Глава 2. Эффективность в муниципальном управлении...................................26
2.1 Факторы, влияющие на эффективность………............................................26
2.2 Модель и механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления…………………………………………….................32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………
Многие управленческие методы основаны на целевом подходе. Широко используется прием, заключающийся в управлении объектами, при котором менеджеры заранее формулируют цели, выполнения которых они
ожидают от своих подчиненных, периодически оценивая степень выполнения этих целей. Актуальные приемы управления объектом могут изменяться в зависимости от ситуации. Менеджмент подобного типа может оказаться полезным в тех случаях, когда имеется тесная взаимосвязь между поведением работников и измеримым результатом, т.е. объектом. В числе других распространенных управленческих способов реализации целевого подхода можно назвать финансирование программ, выделение бюджетных ассигнований на некоторые проекты, анализ затрат и результатов, линейное программирование и системы поощрительных выплат. Применение каждого из этих способов начинается с предложения, заключающегося в том, что работник, группа или организация выполняют первоочередную задачу, которая может быть четко определена и количественно оценена менеджерами. Тем не менее, несмотря на всю привлекательность и
внешнюю простоту, применение целевого подхода связано с рядом проблем.
Любая организация - это часть отрасли (более крупной системы), общества (еще более крупной системы) и все чаще - глобальной экономики (возможно, самой крупной из всех систем).
Люди и их группы, принимающие участие в организации, включают ее служащих (менеджеров и исполнителей), акционеров, директоров, поставщиков, кредиторов, официальных лиц на всех государственных уровнях, менеджеров конкурирующих и сотрудничающих организаций и общественность. Каждый из этих людей или каждая из этих групп предполагают следующее: организация будет управляться таким образом, что они будут получать выгоду, но эти ожидания могут быть совместимыми или не совместимыми с ожиданиями других людей или групп.
Настоящий подход должен установить, что нет способа определения относительной важности требований клиентуры, и что существует столько же оценок эффективности, сколько имеется людей, выносящих суждения.
Этот реалистический подход подразумевает, что все требования к организации являются действительными, отсутствует база для упорядочения их важности и, следовательно, не имеется основы для вынесения общего заключения относительно организационной эффективности.
Из-за взглядов, распространенных в нашем обществе, поскольку эффективность в основном рассматривается как нечто желательное, это слово стало весьма действенным политическим символом. Оно обладает способностью организовывать общественное мнение в поддержку определенных предложений. Большинство людей считают, что правительство должно быть «эффективным». Неудивительно поэтому, что в политике многие дискуссии об «эффективности» - это в действительности споры о том, какие ценности правительство должно приводить в жизнь.
Не нужно думать, что лозунг эффективности всегда вызывает положительные эмоции. Когда мы посмотрим на решения, принимаемые в организациях, с точки зрения разных участников, то мы увидим, что все группы участников имеют разные системы ценностей, к которым они стремятся, и рассматривают разные вещи в качестве «нейтральных средств» и допустимых издержек. Поэтому все группы участников будут оценивать эффективность по-разному. Выживание организации требует того, чтобы она сохранила достаточный уровень всех этих разных видов эффективностей, чтобы у всех ее членов были основания для непрерывного участия в работе.
Теперь рассмотрим соотношение понятий внутренней и внешней эффективности и то, как они влияют на общую эффективность организации.
Как уже отмечалось выше, для полной реализации потенциала организации важно, чтобы она была внутренне эффективной. К сожалению, важность этой аксиомы долгое время не осознавалась практикой управления.Причиной тому служит лишь одно обстоятельство, а именно: непосредственное влияние внутренней эффективности на успех организации в целом проявляется только при наличии определенных внешних условий - высоком уровне развития конкуренции и наличии рынка покупателя. Именно ввиду отсутствия названных условий долгое время не существовало тесной связи между внутренней эффективностью организации с результатами ее деятельности.
С появлением, а затем и ужесточением международной конкуренции ситуация изменилась, и теперь уже успех, а значит, результативность и конкурентоспособность организации непосредственно зависят от того, насколько каждая из них внутренне эффективна. Более того, успех любой организации просто немыслим при низком уровне внутренней эффективности. Следовательно, на сегодняшний день повышение этого уровня - насущная задача каждой организации, и можно говорить об активном поиске во всем мире путей ее решения.
Эффективность в принятии управленческих решений можно определить как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат.
Решение можно назвать эффективным, если наилучший результат достигнут при заданных вмененных издержках или если заданный результат получен при самых низких издержках выбора.
Внутренне эффективная организация всегда будет на голову опережать своих конкурентов в завоевании покупателей, и значит, победа в конкурентной борьбе (разумеется, борьбе цивилизованными методами) будет оставаться за ней.
Производительность - максимизация организацией своих целей при минимальной затрате ресурсов. Эффективность и производительность взаимосвязаны, но вместе с тем существуют и определенные отличия.
Оценка эффективности не может быть более обоснованной, чем процесс определения задач. Она не может быть точнее, чем оценка результатов или оценка того, как административные меры сказались на результатах. Поэтому можно не сомневаться, что когда делается заявление относительно эффективности или неэффективности правительственных действий, они редко могут иметь серьезные основания. В целом мы знаем очень мало о том, как измерять эффективность управления. Гораздо легче измерить эффективность различных инструментов и процедур механического и рутинного характера.
Глава 2. Эффективность в муниципальном управлении
2.1. Факторы, влияющие на эффективность
Критерии внутренней и внешней эффективности. В первой главе мы попытались показать, что необходимо для эффективной работы органов местного самоуправления. Однако, несмотря на то, что многие из перечисленных выше аспектов учитываются в деятельности органов местного самоуправления и даже закреплены законодательно на уровне федерации или субъектов, деятельность муниципалитетов на территории Российской Федерации далека от идеала. Так что же мешает органам местного самоуправления действовать эффективно на своей территории?
Возможно, неразработанность в теории и на практике критериев эффективности. Ведь так и не понятно, каким образом определять эффективность деятельности органов местного самоуправления. Критерий в общепризнанном смысле, по мнению М. Маркова, означает «признак на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило».
Действительно, критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определить уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.
Здесь встает еще более сложный вопрос, что конкретно понимать под критериями эффективности муниципального управления. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем пойти уже испробованным в первой главе способом от общего к частному, то есть разобраться в критериях эффективного управления вообще, а затем эффективного муниципального управления в частности.
Выбор критериев эффективности менеджмента - сложная задача. Во всяком случае критерий эффективности менеджмента далек от традиционного, внешне столь простого критерия максимизации производительности и минимизации затрат.
Более плодотворный способ решения проблемы критериев эффективности - упорядочение их с помощью фундаментальных характеристик организаций. Такой подход позволяет связать критерии с составными частями организации и, следовательно, ввести рациональную группировку критериев. Далее он поможет объяснить принцип иерархизации критериев, поскольку иерархизация в точности соответствует внутренней структуре организации. Например, можно расположить критерии эффективности вокруг четырех плюсов:
• Механизмов внутренней координации;
• Процедур стимулирования;
• Системы информации;
• Структуры принятия решений.
Параметрами эффективности называют наиболее важные параметры функционирования организации, которые позволяют оценить качество решения проблемы и достижение поставленных организацией целей.
Наибольшую трудность вызывает оценка качественных критериев, одним из которых является критерий стратегической эффективности менеджмента, признающий в качестве одной из мер результативности организации характеристики успешности достижения целей.
Таким образом, сведение оценок эффективности деятельности предприятий и других социально-экономических систем лишь к одной - отношению результата к затратам — на деле означает игнорирование критериев принятия стратегических решений, от которых собственно и зависит их качество.
Выбор точных экономических критериев, позволяющих оценить результаты деятельности организации между собой, - это крайне сложная стратегическая задача. В реальном экономическом мире одни организации работают более успешно, чем другие. Что мы понимаем здесь под успехом? Представляется, как правило, комбинация критериев, основывающихся главным образом на:
• Удовлетворении подгруппы участников (в большей
степени не денежном удовлетворении: качество организации труда, возможность продвижения по службе и т.д.) и, как следствие, - на снижении уровня конфликтов, которые порождаются разнородностью мотивации;
• Расширении организации, ее возможности увеличить долю на освоенном рынке или освоить новые рынки, если речь идет о фирме, или на ее способности предоставить новые услуги, если речь идет о некоммерческих ассоциациях (например, государственная больница) и т.д.
Другими словами, успехи экономической организации всегда измеряются увеличением объема ее деятельности и, следовательно, ее способностью расширять свой рынок. Конечный критерий эффективности предполагает воздействие организации на свое окружение: эффективная организация изменяет внешнюю среду к своей выгоде. В то же время внешняя среда создает часть условий, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными для эффективности организации. Далее рассмотрим основные положения существующих подходов к определению успешности, эффективности бизнеса и менеджмента.
Теория максимизации прибыли. Организация должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам. В рамках традиционной неоклассической экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль в долгосрочном периоде. При этом в качестве ориентира принимается «нормальная» прибыль для данной отрасли, т.е. та, которая устраивает владельцев компании.
Теория наращивания объемов производства. Выдвигается предположение, что в основе деятельности фирмы лежит стремление руководства к увеличению производства и сбыта. В данном случае на первый план выносится не прибыльность деятельности фирмы, а рост ее активов (экстенсивное развитие).
В чем-то данные теории не чужды и деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны работать так, чтобы максимально удовлетворять потребности населения данной территории. Выбирая главу муниципального образования или представительный орган, население вручает как бы мандат доверия на управление, соответственно, каждая социальная группа надеется на жизнь, более спокойную, во всех отношениях (улучшение криминогенной ситуации, повышение качества услуг медицины, образования и жилищно-коммунального хозяйства и т.д.)- в общем, на эффективную работу органов местного самоуправления.
Описанные выше теории предполагают, что главенствующая роль в целе-полагании принадлежит владельцам бизнеса. Однако в той или иной степени в каждой фирме происходит разрыв между функцией владения и функцией управления. Эта проблема усугубляется с увеличением степени интеграции и усложнения форм организации бизнеса (например, в рамках концерна, холдинга, финансово-промышленной группы и других крупных предпринимательских структур).
В результате появились теории, учитывающие поведенческие аспекты и групповые интересы различных субъектов в организации. В основе подобных теорий лежит противопоставление интересов владельцев и управленческого персонала компании (когда эти функции не совмещены в одном лице и владельцы не занимаются оперативным управлением).
Теория заинтересованных лиц.
Предполагается, что Почему бы муниципалитету не взять на вооружение ряд перечисленных выше признаков. Тогда под потребителями мы понимаем население муниципального образования. Без способности вовремя реагировать на слабые сигналы от населения муниципалитет не сможет вовремя удовлетворять насущные потребности жителей определенного муниципального образования, И здесь жалобы и обращения граждан уже не слабые сигналы, а пронзительные сирены. Невнимание к слабым сигналам чревато не только снижением, а чаще просто отсутствием эффективно работы, но и утратой доверия населения к органам местной власти.
В работе муниципалитетов большую роль играют служащие, о чем руководство очень часто забывает. И это очень сильно сказывается на эффективности деятельности органов местного самоуправления. Ведь муниципальные служащие - это люди с определенными моральными установками и мотивационными желаниями, и здесь они мало чем отличаются от служащих бизнес - структур.