Карликовые государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение роли современных карликовых государств Европы в мировой политике, на примере Ватикана и княжества Лихтенштейн. Объектом курсовой работы являются карликовые государства Европы. Предметом курсовой работы являются политические режимы Ватикана и княжество Лихтенштейн. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить история происхождения государства Ватикан;
выявить особенности политического режим Ватикана и его роль в мировой политике; изучить историю возникновения Княжества Лихтенштейн; охарактеризовать политический режим княжества Лихтенштейн.

Файлы: 1 файл

курсовая карликовые государства.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Высшим органом законодательной  и исполнительной власти является Комиссия, возглавляемая и назначаемая папой. Понтифик является главой государства, олицетворяя его суверенитет, и обладает всей полнотой власти. Он избирается пожизненно коллегией (конклавом) кардиналов, не достигших 80-летнего возраста, большинством 2/3 голосов. Главой правительства является государственный секретарь, назначаемый папой. При понтифике имеются совещательные органы: Священная коллегия кардиналов, назначаемая папой, и Синод епископов. В последнем представлены патриархи и некоторые главы католических церквей восточного обряда, избранные представители национальных епископских конференций и религиозных орденов, кардиналы—руководители римских конгрегаций (постоянных комитетов) и другие лица, назначаемые папой. Порядок заседаний Синода определяется понтификом. Текущими делами церковного управления занимаются 9 конгрегаций, в каждую из которых входят кардиналы и епископы, назначаемые на 5 лет, консультанты и государственные служащие. Политических партий, объединений, ассоциаций деловых кругов в стране нет.

Ватикан имеет дипломатические отношения со 173 странами мира. Неофициальная дипломатия осуществляется через Папский совет «Справедливость и мир», имеющий отделения во многих странах, а также через католические неправительственные организации. Традиционно консервативная политика довоенных и первых послевоенных лет сменилась на рубеже 1950—60-х гг. политикой обновления («аджорнаменто»), нашедшей выражение в документах II Ватиканского собора (1962— 65). Энциклика папы Иоанна XXIII «Pacem in terris» (1963) содержала призыв к участию католиков в диалоге с внешним миром. Современная социальная доктрина католической церкви исходит из идей упрочения мира как глобальной ценности, диалога цивилизаций и культур, осуждения всех видов насилия и религиозного фанатизма, призывает к созданию всемирного «кооперативного правительства» и к расширению деятельности международных правительственных и общественных организаций. В энциклике «Laborem exercens» (1981) папы Иоанна Павла II (К. Войтыла, бывший архиепископ Кракова и первый папа-неитальянец с 1522) получила доктринальное оформление идея ценности труда как способа развития личности («теология труда») [3, с. 95].

В период настоящего понтификата  особенно активизировалась международная  деятельность Ватикана Папа совершил более 100 зарубежных поездок, содействовал установлению или возобновлению дипломатических отношений со странами Восточной Европы (в 1989 впервые состоялся визит в Ватикан руководителя советского государства М. Горбачёва), укреплению связей с арабским миром, попыткам урегулирования ближневосточного кризиса. Продолжается и реформа католической церкви: впервые после 1561 была обновлена редакция катехизиса, увеличена численность конклава епископов со 120 до 135 чел. (причём большинство их составили неевропейцы), начат процесс «очищения памяти» — покаяния за грехи двухтысячелетней истории (инквизиция, крестовые походы и др.).

Вооружённые силы Ватикан  состоят из корпуса швейцарских  гвардейцев (70 чел.), несущих караульную службу. Военная защита территории страны лежит на обязанности Италии.

Роль Ватикана в мировой политике и экономике  определяется его влиянием на католическое население планеты (около 1 млрд. человек).

Основной функцией Ватикана является его деятельность как официально признанного дипломатическо-политического центра католической церкви. В качестве суверенного государства он посылает своих представителей к различным правительствам мира, а большие и малые нации посылают в Ватикан своих послов. Представители Ватикана, аккредитованные при правительствах, с которыми папа поддерживает дипломатические отношения, обычно называются папскими нунциями. Они имеют полный ранг послов со всеми вытекающими отсюда привилегиями и занимают равное положение с послами любой светской державы. Основной целью, к достижению которой стремятся папские нунции, является заключение договора между Ватиканом и данным правительством, и при переговорах о таких договорах роль папских дипломатических представителей чрезвычайно велика [7, с. 141].

Такие договоры называются конкордатами. Конкордат - это соглашение, в силу которого государство предоставляет особые привилегии католической церкви и признает её положение и права внутри государства, в то время как церковь обязуется обычно оказывать поддержку правительству и не вмешиваться в политические дела. Но, как заявил папа Лев ХІІІ, папство всегда готово «предоставить церковь в качестве необходимой защиты правителям Европы».

Когда конкордат  заключить невозможно, тогда нунций должен стремиться достигнуть компромисса, который, не будучи формальным договором, превращается в modus vivendi. А если и это невозможно, то Ватикан может время от времени посылать к данному правительству специального папского представителя для урегулирования отдельных вопросов. Обычно Ватикан уполномочивает местного архиепископа представлять интересы католической церкви в данной стране.

Хотя внешне аппарат ватиканской дипломатии мало, чем отличается от аппарата любой  светской державы, между ними существуют коренные различия по двум основным пунктам – целям и средствам, находящимся в расположении папских представителей.

Папский представитель  обязан содействовать не только дипломатическим  и политическим интересам Ватикана как такового, но также и духовным интересам католической церкви в  целом как религиозного института, и поэтому его миссия приобретает двоякий характер. Благодаря этому папский представитель имеет в своем распоряжении не только обычный дипломатический аппарат, которым располагают любой дипломатический представитель светского государства, но также и обширный религиозный аппарат католической церкви как внутри страны, при которой он аккредитован, так и за её пределами [10, с. 19].

Иными словами, папский дипломатический представитель  будет иметь в своем полном распоряжении все духовенство данной страны, начиная от кардиналов, архиепископов и епископов и кончая самым скромным деревенским священником. Кроме того, католические организации социального, культурного или политического характера, возглавляемые католическими партиями, также будут подчиняться его инструкциям. В результате этого нунций может оказывать на правительство такое сильное влияние религиозно- политического характера, какое иногда не сможет оказать какой-либо светский дипломат.

Каждый священник  является фактически агентом Ватикана и может собирать достоверную информацию об условиях жизни в своем приходе. День и ночь стекаются к Святому Престолу вести из самых отдаленных уголков мира - 39 папских нунциев (послов) и 25 апостолических делегатов (представителей папы, формально не имеющих дипломатического статута), опираясь на 1 300 епископов и сотни тысяч священников и монахов, собирают сведения обо всем, что делается на земном шаре. Ватикан, которому посылаются все эти сведения, является одним из наиболее осведомленных в мире центров информации экономического, социального и политического характера.

Если к этому  прибавить влияние, которое может  оказывать Ватикан на различные  католические партии, католические правительства  и национальные международные организации, становится очевидным, что власть этого своеобразного дипломатическо - политического центра ощущается во всём мире [10, с. 19].

Значение Ватикана как дипломатического центра возрастает во время войны, ибо в период военных  действий, когда дипломатические  связи между воюющими странами прерваны, некоторые нации, участвующие в войне, могут устанавливать страны друг с другом через Ватикан. Оказываемые таким образом услуги и сведения, получаемые с обеих сторон, придают Ватикану особое значение в глазах светских держав. По этим и другим причинам во время первой мировой войны воюющие страны поспешили послать своих представителей в Ватикан. К концу войны уже 34 страны имели постоянных дипломатических представителей, аккредитованных при папе.

Во время  второй мировой воны эта цифра  почти удвоилась, и такие страны, как нехристианская Япония и протестантские США, искали средства, с помощью которых они могли бы быть представлены в Ватикане. США прибегли к дипломатическому шагу, послав «личного посла президента», а Япония аккредитовала своего представителя в полном ранге посла при папском престоле. С самого начала второй мировой войны до её окончания в 1945 году Ватикан, насчитывавший 52 послов, посланников и личных представителей, присланных почти всеми странами мира, был дипломатическо - политическим центром, почти равным по значению большим столицам. В начале понтификата нынешнего Папы в 1978 году Святейший Престол имел дипломатические отношения с 84 странами, сегодня – со 170.

В этой связи  следует отметить, что Ватикан  стал гораздо активнее использовать приемы светской дипломатии, которым ранее папство значения не придавало. Методика проведения визитов Иоанна Павла II тщательно разработана и обеспечивает необходимый политический и идеологический эффект. Мало найдется в западном мире таких политических и общественных деятелей, которые во время нанесения визитов за рубеж имели бы столь уплотненную программу и столь часто появлялись перед массовой аудиторией  [12, с. 108].

К концу 20 в. Ватикан поддерживал  дипломатические отношения уже  со 168 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). Неофициальная дипломатия осуществляется через Папский совет «Справедливость и мир», имеющий отделения во многих странах, а также через католические неправительственные организации. Традиционно консервативная политика довоенных и первых послевоенных лет сменилась на рубеже 1950–60-х гг. политикой обновления («аджорнаменто»), нашедшей выражение в документах II Ватиканского собора (1962– 1965 гг.). Энциклика папы Иоанна XXIII «Расеш in terris» (1963 г.) содержала призыв к участию католиков в диалоге с внешним миром. Современная социальная доктрина католической церкви исходит из идей упрочения мира как глобальной ценности, диалога цивилизаций и культур, осуждения всех видов насилия и религиозного фанатизма, призывает к созданию всемирного «кооперативного правительства» и к расширению деятельности международных правительственных и общественных организаций.

Также в начале 1990-х Ватикан  установил дипломатические отношения  со странами Восточной и Центральной Европы, в которых ранее существовал коммунистический строй, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

Ватикан активно выступает  за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1991 г. он предостерегал от войны в Персидском заливе. Католическая церковь играла видную роль в прекращении гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион Папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви» [5, с. 93].

Кроме того, Ватикан заинтересован  в достижении урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Ранее папское  государство не поддерживало дипломатических  отношений с Израилем, не признавая  границы Израильского государства, а Иерусалим – его столицей. Только в 1993–1994 гг. оба государства договорились о взаимном признании и обязались вести борьбу со всеми формами антисемитизма, расизма и религиозной нетерпимости. Израиль пообещал охранять христианские святыни, соблюдать права человека, свободу совести и вероисповедания. В 1994 г. Ватикан установил официальные отношения с Организацией освобождения Палестины.

В 2003 г. Ватикан выступил с осуждением американо-английского  военного вмешательства в Ирак, призывая к мирному разрешению конфликта.

Ватикан ориентируется на улучшение отношений с другими  вероисповеданиями. Апостольское послание Ппы Ориентале лумен (Свет с Востока, 1995 г. призвало к диалогу с восточными христианскими церквями, в том  числе с православными. При этом католическая церковь признала свою долю ответственности за раскол 1054 между католиками и православными. В изданной в том же году энциклике Ут унум синт (Пусть они станут едиными) Ппа выступил за единство христиан, но по-прежнему настаивал на том, что именно католическая церковь служит воплощением церкви Христа. В июне 1995 г. Папа и Константинопольский патриарх обсудили проблемы межцерковного диалога и провели совместную службу в соборе Святого Петра в Ватикане. В 1999 г. представители католической церкви и Всемирного союза лютеран после тридцатилетнего диалога подписали Совместное заявление об учении об оправдании, урегулировав тем самым спор, который более 450 лет назад стал причиной церковного раскола в Западной Европе [6, с. 92].

Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в том числе с ЕС и с Организацией освобождения Палестины и является членом 15 организаций, в том числе ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ и ФАО. В 1971 Святой Престол заявил о своём решении придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия, дабы «предоставить моральную поддержку принципам, которые служат основой самого Договора». Святой Престол — старейший (с 1942 года) дипломатический союзник Республики Китай (Тайваня) и ныне является единственным суверенным субъектом международного права в Европе, формально признающим Республику Китай (Тайвань).

В марте 1990 года СССР и Ватикан  установили официальные дипломатические  отношения на уровне постоянных представительств. Договоренность об этом была достигнута Папой Иоанном Павлом II и Михаилом Горбачевым в ходе его официального визита в Ватикан 1 декабря 1989 года. В январе 1992 года Ватикан признал Россию в качестве правопреемницы СССР и установил с ней отношения также на уровне постоянных представительств.

Развитию взаимоотношений препятствуют разногласия между Римско-католической и Русской православной церквями. РПЦ обвиняет католическую церковь в привлечении к себе верующих в регионе, который Московская патриархия считает своей «канонической территорией». Запланированная на 1997 г., первая со времени раскола в 1054 г., встреча Папы с патриархом Русской православной церкви Алексием II не состоялась. В 1998 г. Патриарх официально заявил, что встреча с Папой произойдет только в том случае, если «Ватикан продемонстрирует твердую волю покончить с агрессией униатов» (церквей, выступающих за объединение под главенством Ватикана). В свою очередь, Ватикан не признает притязаний РПЦ на исключительность на территории бывшего Советского Союза. Также недовольство Ватикана вызвал закон о религии, принятый в России в 1997 г. Католическая церковь согласно его положениям, пользуется признанным правовым статусом на территории РФ, но не имеет тех льгот и привилегий, которые предоставлены РПЦ.

Информация о работе Карликовые государства