Карликовые государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение роли современных карликовых государств Европы в мировой политике, на примере Ватикана и княжества Лихтенштейн. Объектом курсовой работы являются карликовые государства Европы. Предметом курсовой работы являются политические режимы Ватикана и княжество Лихтенштейн. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить история происхождения государства Ватикан;
выявить особенности политического режим Ватикана и его роль в мировой политике; изучить историю возникновения Княжества Лихтенштейн; охарактеризовать политический режим княжества Лихтенштейн.

Файлы: 1 файл

курсовая карликовые государства.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Глава государства  — князь (принц) Ганс Адам II (вступил  на престол 26 августа 1984), наследный  принц Алоис (родился 11 июня 1968). Выборы 25 депутатов в однопалатный парламент (ландтаг) происходят путём прямого народного голосования на пропорциональной основе (на 4 года, последние состоялись 11 февраля 2001). Кабинет министров выбирается парламентом, но одобряется монархом. Премьер-министром становится представитель партии, набравшей наибольшее число голосов. С 5 апреля 2001 во главе правительства находится О.Хаслер. В парламенте представлены три партии: «Прогрессивные граждане» (FBP) — 49,9%, «Отечественный союз» (VU) — 41,35% и «Независимый список» (FL) — 8,71%.

Исполнительная  власть возложена на коалиционное Правительство  из 5 человек: Премьер-министра, которому принадлежат также функции министра иностранных дел, юстиции и финансов, его заместителя и трех так  называемых правительственных советников. Три члена Правительства, включая его главу, представляют парламентское большинство, двое - оппозицию. Члены Правительства назначаются Князем по предложению Ландтага на 4-летний срок. При утрате доверия Ландтаг просит Князя об отзыве того или иного члена Правительства. Внутренняя и внешняя политики страны направлены на гармонизацию общества в соответствии с принципами интегрирующейся Европы. Лихтенштейна - член организации Европейского экономического пространства (с мая 1995), однако не входит (как и Швейцария) в ЕС. Вооружённые силы в стране отсутствуют, оборонные проблемы делегированы Швейцарии.

Правовая система  Лихтенштейна входит в романо-германскую семью и сложилась под влиянием австрийского и швейцарского права. Гражданский, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы следуют австрийским образцам, в то время как торговое право основано на швейцарских законах (Лихтенштейн является внутренней экономической зоной Швейцарии).

К наиболее важным актам торгового законодательства относятся: Закон о единоличных предприятиях и компаниях 1926 г.; Закон о трастовых компаниях 1928 г.; Закон о товарных знаках 1929 г.; швейцарский Закон о патентах, введенный федеральным актом 1954 г.; Банковский закон 1960 г.; Коммерческий закон 1969 г.; Закон о международном частном праве 1996 г.

Одна из задач, вставших перед правительством княжества после Первой мировой войны, состояла в недопущении наплыва беженцев из развалившейся Австро-Венгрии, находящейся в кризисном состоянии Германии и охваченной гражданской войной России. Однако некоторым беженцам всё-таки удалось осесть в Лихтенштейне, и они с благодарностью отплатили ему за это. К таким беженцам относилась семья баронов Фальцфайнов, бывших владельцев огромного образцового имения и заповедника Аскания Нова на Украине. Потомки этой переселившейся семьи внесли значительный вклад в развитие культуры и международных гуманитарных связей княжества, в том числе и с нашей страной. Они вернули в Россию ряд произведений искусства. Фотография нынешнего главы рода представлена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Во время Второй мировой войны Лихтенштейн, так же как и Швейцария, сохранял нейтралитет. В годы послевоенного восстановления Европы и возникновения в ней противоборствующих военно-политических систем внешняя политика страны продолжала оставаться изоляционистской. Лихтенштейн иногда называли «музеем феодальной Европы» [14, с. 36].

Для государственного бюджета был характерен постоянный дефицит. По своим размерам бюджет уступал  аналогичным показателям маленького германского города. Доходы лихтенштейнского бюджета в 1960 году составляли 6,1 млн. шв. франков, а расходы - 9,7 млн.  У княжества росли долги. Лихтенштейн относится к числу "налоговых гаваней". В связи с низким налогом на размещаемый капитал и отсутствием налога на прибыль он избран местом регистрации свыше 40 тыс. иностранных компаний. В стране нет специального законодательства, регулирующего иностранные инвестиции. Трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовку.

До конца 1980-х  гг. в Лихтенштейне применялся Уголовный  кодекс Австрии 1852 г. Действующий УК принят парламентом Лихтенштейна 24 июня 1987 г., вступил в силу с 1 января 1989 г. Он отменил смертную казнь за все преступления. Последняя смертная казнь имела место в 1785 г.

Таким  образом, можно сделать вывод о том, что благодаря высокой политической и экономической стабильности страны, а также его либеральной экономической политики Княжество Лихтенштейн стало одним из самых привлекательных экономических центров Европы. Лихтенштейн, несмотря на скромные размеры своей территории и населения, не только вполне жизнеспособное государство, что убедительно доказано жизнью, он все больше дает о себе знать своими экономическими и социальными движениями, стремится идти в ногу с всемирным прогрессом, а порой забегая вперед, проводит активный внешнеполитический курс, не уходя в сторону от участия в урегулировании сложных и острых проблем, волнующих мировое сообщество [15, с. 81].

Политика нейтралитета проводится Лихтенштейном в тесном сотрудничестве со Швейцарией, которая осуществляет дипломатическое представительство княжества за рубежом. Однако в Вадуце любят говорить, что Лихтенштейн вовсе не отказался от своего суверенитета в пользу своего западного соседа. Если сравнить взаимоотношения между Берном и Вадуцем с таковыми между другими «карликовыми» государствами и их соседями, то можно констатировать, что Лихтенштейн более независим от Швейцарии, чем Монако от Франции или Сан-Марино от Италии.

Лихтенштейн принимал участие в многосторонних консультациях  по подготовке общеевропейского Совещания  по безопасности и сотрудничеству, подпись главы правительства  княжества стоит под Заключительным актом Совещания, подписанным в  Хельсинки. Лихтенштейн является также членом нескольких международных организаций в рамках ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государство Ватикан - самое маленькое государство  в мире, образованное в 1929 году в  соответствии с Латеранскими соглашениями. Город-государство Ватикан лежит на правом берегу Тибра между горой Марио на севере и холмом Яникул на юге. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, но и та на две трети занята ценнейшими сокровищами мирового искусства и архитектуры. В древние времена на его территории, носившей название «Агер Ватиканус», располагались цирк и сады императора Нерона.

Роль Ватикана в международной политике, его влияние в мире основываются на большом числе верующих-католиков – 1 млрд. 86 млн. Из общего числа католиков почти половина - 49,8% проживает в Америке, 25,8 - в Европе, 13,2 - в Африке, 10,4 - в Азии и 0,8% в Австралии и Океании. Проводником его политики является католическое духовенство (1,9 млн. священнослужителей), около 2 тысяч монашеских орденов, наиболее крупными из которых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (45 тыс.), салезианов, капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев.

Также Ватикан  реализует свою власть через так  называемые светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие, из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся многие политические партии в разных католических странах мира.

Основной функцией Ватикана является его деятельность как официально признанного политико-дипломатического центра католической церкви. В качестве суверенного государства он посылает своих представителей к различным  правительствам мира, а большие и  малые нации посылают в Ватикан своих послов. Представители Ватикана, аккредитованные при правительствах, с которыми папа поддерживает дипломатические отношения, обычно называются папскими нунциями. Они имеют полный ранг послов со всеми вытекающими отсюда привилегиями и занимают равное положение с послами любой светской державы. Основной целью, к достижению которой стремятся папские нунции, является заключение договора между Ватиканом и данным правительством, и при переговорах о таких договорах роль папских дипломатических представителей чрезвычайно велика.

Княжество Лихтенштейн  – конституционная монархия. Глава  государства – князь. Законодательная  власть принадлежит князю и ландтагу (парламенту), который состоит из 25 депутатов, избираемых на четыре года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. Избирательное право предоставлено всем гражданам, достигшим 20-летнего возраста (женщины его получили только в 1984). Председателем становится лидер партии, получившей большинство голосов в ландтаге, а его заместителем – лидер партии, получившей меньшее число голосов. Исполнительной властью наделено правительство, которое избирается ландтагом на срок его полномочий и утверждается князем. Оно состоит из главы правительства (члена партии, победившей на выборах в ландтаг), его заместителя и трех правительственных советников. Все они выполняют функции министров.

Благодаря высокой политической и экономической стабильности страны, а также его либеральной экономической политики Княжество Лихтенштейн стало одним из самых привлекательных экономических центров Европы. Лихтенштейн, несмотря на скромные размеры своей территории и населения, не только вполне жизнеспособное государство, что убедительно доказано жизнью, он все больше дает о себе знать своими экономическими и социальными движениями, стремится идти в ногу с всемирным прогрессом, а порой забегая вперед, проводит активный внешнеполитический курс, не уходя в сторону от участия в урегулировании сложных и острых проблем, волнующих мировое сообщество.

Политика нейтралитета проводится Лихтенштейном в тесном сотрудничестве со Швейцарией, которая осуществляет дипломатическое представительство княжества за рубежом. Однако в Вадуце любят говорить, что Лихтенштейн вовсе не отказался от своего суверенитета в пользу своего западного соседа. Если сравнить взаимоотношения между Берном и Вадуцем с таковыми между другими «карликовыми» государствами и их соседями, то можно констатировать, что Лихтенштейн более независим от Швейцарии, чем Монако от Франции или Сан-Марино от Италии.

Лихтенштейн принимал участие в многосторонних консультациях  по подготовке общеевропейского Совещания  по безопасности и сотрудничеству, подпись главы правительства  княжества стоит под Заключительным актом Совещания, подписанным в  Хельсинки. Лихтенштейн является также членом нескольких международных организаций в рамках ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аптер, Д.И. Сравнительная политология: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления. / Д.И.  Аптер, Р. Гудин,                              Х.-Д. Клингеманн. – М.: Вече, 1999. – 584 с.

2. Бейме фон, К. Сравнение в политической науке // Социально-политические науки / К.Бейме фон,  – 1991. – № 2. – С. 101 – 107.

3.Зонова. Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы / Т.В.Зонова. - М.: Наука, 2000.- 200 с.

4. Гиббон, Э. Закат и падение Римской империи / Э. Гиббон.. – М.,1997. – Том VI. – 282 с.

5. Григулевич. И.Р. Инквизиция / И.Р.  Григулевич– М.: Наука,1976.- 118с.

6. Григулевич И.Р. Папство. Век XX. / И.Р.  Григулевич – М.:Наука,1981.- 140 с.

7. Великович, Л.Н. Католицизм / Л.Н. Великович– М.: Просвещение,1991. -210 с.

8. Ковальский, Я.В. Папы и папство / Я.В.Ковальский – М.: Наука,1991. – 218 с.

9. Киреев. А.В. «Международная экономика. Международные отношения» / А.В. Киреев. М.:Наука,1997. – 444 с.

10. Ковальский. Н.А. Ватикан на мировой арене. Общественно-политический журнал. Современная Европа. №2, 2001 с.19

11. Лебедева, М., Мельвиль А. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения // Полис. – 1999. – № 4. – С. 130-140.

12. Лозинский. С.Г. История папства / С.Г.  Лозинский – М.: Просвещение,1986. – 286 с.

13. Лихтенштейн, княжество в Европе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

14. Матвеев, Г. П. Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино/ Г. П.  Матвеев— М.: Географгиз, 1959. — 88 с.

15. Печников. Б.А. Лихтенштейн – княжество на Рейне / Печников Б.А. М.:Наука, 1986. – 112 с.

16. Сморгунов,  Л.В.  Современная сравнительная политология.  Учеб-ник / Л. В.  Сморгунов.– М.: РОССПЭН, 2002. – 518 с.

17. Сморгунов, Л. В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? // Полис. – 2009. – № 1. – С. 118-128.

18. Шемятников В.Г. Европейская интеграция / В.Г. Шемятников, М., 2003. – 296 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Карликовые государства