Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 02:21, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение роли современных карликовых государств Европы в мировой политике, на примере Ватикана и княжества Лихтенштейн. Объектом курсовой работы являются карликовые государства Европы. Предметом курсовой работы являются политические режимы Ватикана и княжество Лихтенштейн. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить история происхождения государства Ватикан;
выявить особенности политического режим Ватикана и его роль в мировой политике; изучить историю возникновения Княжества Лихтенштейн; охарактеризовать политический режим княжества Лихтенштейн.
Таким образом, роль Ватикана в международной политике, его влияние в мире основываются на большом числе верующих-католиков – 1 млрд. 86 млн. Из общего числа католиков почти половина - 49,8% проживает в Америке, 25,8 - в Европе, 13,2 - в Африке, 10,4 - в Азии и 0,8% в Австралии и Океании. Проводником его политики является католическое духовенство (1,9 млн. священнослужителей), около 2 тысяч монашеских орденов, наиболее крупными из которых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (45 тыс.), салезианов, капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев.
Также Ватикан реализует свою власть через так называемые светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие, из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся многие политические партии в разных католических странах мира [4, с. 128].
Основной функцией
Ватикана является его деятельность
как официально признанного политико-
Глава 2 КНЯЖЕСТВО ЛИХТЕНШТЕЙН
2.1 История возникновения Княжества Лихтенштейн
В 15 г. до н. э. земли, на которых впоследствии появилось княжество Лихтенштейн, вошли в состав римской колонии Реция, ставшей самой западной из дунайских провинций Римской империи. Уже после падения Рима, когда власть над бывшими имперскими владениями стала переходить к германцам, в 536 г. бывшие территории колонии были захвачены франками. Когда произошел распад Германской империи на отдельные владения, в окрестностях будущего Лихтенштейна было создано франкское герцогство Швабия. На нынешних лихтенштейнских территориях тогда располагались феодальные владения Вадуц и Шелленберг В 962 г. было основано новое государство — Священная Римская империя, в ее состав и вошли два этих германских графства.
История Лихтенштейна как обособленного владения началась в 1699-1712 гг., когда Вадуц и Шелленберг были приобретены князем из австрийского рода Лихтенштейн. Но это еще не означало появления независимого государства. В 1719 г. было провозглашено княжество Лихтенштейн, и эту дату полагают точкой отсчета в истории государства. Однако оно все еще сохраняло политическую и экономическую зависимость от Священной Римской империи. Но уже во времена правления Иоганна II Лихтенштейна (1840-1929), оставшегося в истории как успешный реформатор, княжество официально стало полностью самостоятельным государством [18, с. 110].
Поначалу независимый
Лихтенштейн придерживался
1990-е гг. стали для страны полосой событий, определяющих сегодня ее курс в будущем. В 1990 г. княжество было принято в ООН, а годом позже уже обладало членством в Европейской ассоциации свободной торговли. Однако вскоре в Лихтенштейне назрел серьезный политический кризис: в 1992 г. в парламенте стали предприниматься попытки ограничить полномочия князя, фактически оставляя ему лишь право «повседневого управления государством». Занимавший в то время трон Ханс-Адам II Лихтенштейн был категорически против, однако в 2000 г. правитель княжества Лихтенштейн все же решился стать фактически регентом, не больше прав и у нынешнего князя, его сына Алоиза [17, с. 54].
Владения Лихтенштейна
на правом берегу Рейна лишь в полтора
раза превышают по площади территорию
Парижа. При этом лишь около четверти
его земель представлено равнинами,
на остальной расположились
В истории культурного развития Лихтенштейна, облике его городов смешались, скрестились, переплелись тенденции, пришедшие из соседних стран, а иначе, и быть не могло. Но стать только «рыбкой-лоцманом» при акуле европейской экономики и политики гордость не позволяет Национальная лихтенштейнская гордость. Приобретенный за годы выдерживания нейтралитета опыт научил: быть «над схваткой», в том числе и над экономической, маленькому государству очень выгодно. И Лихтенштейн стал особой экономической зоной, открывая все новые прекрасные возможности в виде различных льгот и полного сервиса для проведения финансовых операций. Из-за мягкой политики налогообложения более семидесяти трех тысяч международных компаний зарегистрировано именно на территории Лихтенштейна. Но есть у такой популярности и оборотная сторона: налоговые послабления привели к тому, что княжество со временем приобрело не слишком респектабельную репутацию «прачечной» для «отмывания» не слишком законно приобретенных капиталов. Подобные оценки были восприняты правительством Лихтенштейна чрезвычайно серьезно, и вскоре условия открытия счетов в местных банках ужесточились (например, была прекращена практика оформления анонимных счетов).
Разумеется, государство живет не только за счет развитой банковской системы. Высокоразвитая промышленность тоже приносит свои богатые плоды. Наибольшую прибыль получают предприятия, специализирующиеся на обработке сырья и высоких технологиях. Здесь производятся оптические и электронные приборы, прекрасно развито и точное приборостроение. За последние десять лет Лихтенштейн сумел повысить показатель ВВП на душу населения почти в шесть раз, это произошло главным образом за счет работы банков, благодаря высокой надежности их активов и безупречному обслуживанию клиентов со всего мира. Надо учитывать при этом, что крохотное государство не испытывает социальных проблем, ему также не надо содержать армию [18, с. 26].
Столичный тихий, уютный Вадуц жителю европейского мегаполиса может показаться провинциальным. Здесь живет всего 5342 чел. Но зато у малоэтажного Вадуца особое обаяние: путешественник остается буквально наедине с городом, наслаждаясь тишиной его коротких, но многочисленных старинных улочек. Все дороги, вернее, улочки, в столице Лихтенштейна в самом прямом смысле слова ведут к замку Вадуц, возвышающемуся на холме над городом. Осмотреть его интерьеры, правда, нет возможности (замок до сих пор служит резиденцией княжеской семьи), лишь раз в году, 15 августа, в национальный праздник Лихтенштейна его хозяин открывает ворота своего родового владения и приветствует народ. А главная ценность этого замка для туриста заключается в том, что с его стен открываются прекрасные виды на город и его окрестности, на Альпы и верховья Рейна.
Лихтенштейн, несмотря на малые размеры и ограниченность природных ресурсов, является преуспевающей индустриально развитой страной рыночной экономики с жизнеспособной финансовой системой. Его хозяйство достаточно диверсифицированно, в нём действует множество небольших компаний. Более того, низкий уровень налогообложения (не превышает 20%) и облегчённая форма корпоративной регистрации способствовали притоку в страну многочисленных зарубежных холдингов (и даже «номинальных почтовых ящиков»), что обеспечивает ежегодно до 30% всех поступлений в государственный бюджет.
Размеры ВВП страны невелики, они оценивались в 730 млн. долл., ВВП на душу населения — 23 тыс. долл. (1998). Число занятых 28,8 тыс. чел. (2001), в т.ч. 13,8 тыс. иностранцев (ещё 8,2 тыс. чел. ежедневно приезжает на работу из двух соседних стран). Безработица 1,3% (1999), инфляция 1% (2001) [14, с. 52].
В отраслевой структуре хозяйства около 40% ВВП приходится на промышленность, остальное на сферу услуг, сельское хозяйство и др. В промышленности (включая торговлю и строительство) занято 48% экономически активного населения, в сфере услуг — 51%, в сельском хозяйстве (включая садоводство и рыболовство) — 1%.
В промышленности наибольшее развитие получили: электроника, металлообработка, производство прецизионных инструментов, фармацевтика. В сельском хозяйстве преобладают животноводство, производство зерновых культур, виноградарство.
Транспортная система ориентирована на транзитные перевозки. Страну пересекает международная железнодорожная магистраль Цюрих — Инсбрук (по территории княжества проходит 18,5 км). Автомагистрали насчитывают 250 км. Речное пароходство, порты и национальные аэропорты отсутствуют. Действует автоматическая система телефонной связи внутри страны (20,1 тыс. пользователей), международная связь осуществляется через Швейцарию.
Современная экономическая политика направлена на стимулирование развития микроэлектроники, фармацевтики, производства прецизионного инструментария, что в наибольшей степени соответствует корпоративной структуре хозяйства (малые и средние компании). Создаются особые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата для национальных и иностранных предпринимателей. В последнее время усилилось ужесточение международных правил, направленных на предотвращение «отмывания денег» через банковские структуры страны.
Кредитно-денежная политика направлена прежде всего на поддержание сбалансированности государственного бюджета. В последние годы постоянно фиксируется его профицит: доходы — 424,2 млн. долл., расходы — 414,1 млн. долл. (1998). Страна не имеет внешней задолженности (2001).
Жизненный уровень населения сопоставим с аналогичными показателями для городских жителей двух соседних стран; налоговое бремя в Л. почти вдвое ниже, поэтому в стране нет граждан, которые имеют доход ниже прожиточного уровня [17, с. 36].
Во внешней торговле экспорт товаров более чем втрое превышает объём ВВП — 2,47 млрд. долл., импорт составляет 917,3 млн. долл. (около 90% всей потребляемой энергии ввозится). Такое превышение стоимостных показателей экспорта по сравнению с уровнем национального ВВП объясняется масштабными посредническими операциями этой маленькой страны.
2.2 Политический режим княжества Лихтенштейн
Лихтенштейн - унитарное государство. В административном отношении состоит из двух исторически сложившихся частей: Оберланд (Верхний Лихтенштейн) и Унтерланд (Нижний Лихтенштейн). Административно Лихтенштейн разделен на 11 общин: Бальцерс, Эшен, Гамприн, Маурен, Планкен, Руггелл, Шаан, Шелленберг, Тризен, Тризенберг, Вадуц. Действует Конституция 1921 г. По форме правления Лихтенштейн наследственная парламентская монархия. Политический режим демократический. Лихтенштейн последним из европейских стран предоставил избирательные права женщинам (в 1986 г.).
Конституцией Лихтенштейна закрепляется независимая судебная власть. Система судов общей юрисдикции имеет три уровня. Окружной суд (Landgericht) в Вадуце является судом первой, Высший суд (Obergericht) судом апелляционной, а Верховный суд (Oberste Gerichtshof) последней инстанции. Профессиональные судьи назначаются Князем по представлению Ландтага.
Административную юстицию осуществляет Административный суд, рассматривающий жалобы на решения Правительства.
Функции конституционного контроля выполняет Высший государственный трибунал, который защищает права, предоставленные Конституцией, разрешает споры о юрисдикции между судами и административными властями, а также действует как дисциплинарный суд в отношении членов Правительства. Кроме того, Высший трибунал компетентен рассматривать вопросы о конституционности законов и о законности издаваемых Правительством указов. Члены Высшего трибунала выбираются Ландтагом; выборы председателя подлежат утверждению Князя.
Законодательная власть принадлежит Ландтагу (однопалатному парламенту), который состоит из 25 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием по системе пропорционального представительства (15 депутатов от Оберланда и 10 - от Унтерланда) сроком на 4 года.
Глава государства - Князь, который представляет Лихтенштейн во взаимоотношениях с другими государствами. Он открывает и закрывает Ландтаг и вправе распустить его по собственной инициативе. Ни одно из решений парламента не может принять силу закона без согласия главы государства, в то же время сам Князь при чрезвычайных обстоятельствах может издавать указы с силой закона без согласия парламента и Премьер-министра. Помимо этого, Князь имеет неограниченные права по вопросам помилования, вправе приостанавливать уголовное преследование, присваивает титулы, звания, возводит в дворянский ранг и вручает государственные награды Лихтенштейна [14, с. 26].