Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение классификаций теорий демократий исходя из этого приема.
Объектом исследования является демократия как сложная структура, имеющая свои разновидности, различные теории и их классификации.
Предметом является рассмотрение основных её теорий.
определяется
реальной неоднозначностью практической
реализации демократических принципов
в настоящее время в разных общественных
системах.
Анализ
теорий демократии предполагает определение
критериев их различия и сравнения. В качестве
таковых примем те два кардинальных вопроса,
которые сформулированы английским философом
К.Поппером: “Кто правит?” и “Как правит?”.
В завиcимocти от того, какой из этих вопросов
выдвигается на первое место, разнятся
и теории демократии. В сущности своей
речь идет, как уже отмечалось, о взаимоотношениях
индивида, общества (народа) и государства.
Теории, ставящие во главу угла вопрос:
“Кто правит?”, рассматривают демократию
как народовластие, признают в качестве
основного субъекта власти народ в целом
или его часть, большие социальные группы,
классы. Суверенитет народа составляет
основу демократии. Правление народа понимается
главным образом как непосредственное
участие его в отправлении политической
власти, как самоуправление. Принципиальное
значение в таком случае приобретает трактовка
понятий “народ” и “государство” как
его политическое объединение. Концепции,
берущие за основу политической власти
народ в целом или же его часть — большие
социальные группы, относятся к типу коллективистских
демократий, или идентитарных.
Теории
демократии, принимающие за основу политической
власти индивида, личность, и рассматривающие
подлинным субъектом демократии отдельных
граждан, составляют группу индивидуалистических
концепций. Таковы либеральные теории.
В них делается акцент на вопросе: “Как
править?”. Это означает подход к определению
демократии с точки зрения ее технологии,
а именно, механизма участия субъектов
(членов сообществ) в политической жизни,
в принятии политических решений. Данные
теории рассматривают демократии больше
не в сущностном, а в технологическом плане.
Демократия определяется как система
власти и форма правления, не тождественная
правлению самого народа, а являющаяся
властью для народа. Правящим субъектом
является не народ, а его представители.
В такой интерпретации демократия представляет
конкуренцию равноправных по отношению
к власти политических сил с неопределяемыми
заранее результатами. Массам, как подчеркивал
Вебер, предоставляется возможность выбирать
между конкурирующими элитами, а также
возможность оказания им поддержки.
Технологическая
концепция демократии была, в частности,
предложена известным австрийским социологом
и экономистом И. Шумпетером. Будучи сторонником
методологического и политического индивидуализма,
он считал, что в анализе политического
процесса следует исходить из интересов,
целей и ценностей не общественных групп,
а индивида. Отсюда сущность демократического
порядка заключается в том, что индивиды
приобретают право участвовать в политике,
делать политику, конкурируя в борьбе
за голоса избирателей. Демократия — это
правление политиков, а не народа. Самое
важное в демократии — всеобщее голосование,
соперничество партий и регулярные выборы.
Надо сказать, что шумпетеровская технологическая
концепция демократии принимается далеко
не всеми теоретиками. Американский политолог
Я. Шапиро отмечает, что сегодня в Америке
не сводят демократию к регламентирующим
процедурам. Ей требуются условия незыблемости
демократических процедур. Без этого процедуры
могут привести к недемократическим результатам,
в том числе к тирании большинства1.
Современные теории демократии различаются
также по трактовке критериев демократии.
Индивидуалистические концепции вопрос
о критериях4 демократии сводят
в основном к процедурам (технологии),
с помощью которых мыслится ограничение
поля действия государственной власти.
В числе таких процедур: децентрализация
власти, создание альтернативных источников
власти и других механизмов сдержек и
противовесов.
В коллективистских же концепциях в
качестве критерия демократии подчеркивается
в первую очередь уровень массовости
непосредственного участия
2.1. Идентитарная и конкурентная демократии
В
современной политологической литературе
развернулась полемика вокруг проблем
идектитарной и конкурентной демократий.
И это понятно - ибо все современные
концепции демократии сформировались
на базе двух альтернативных направлений:
руссоистском, нашедшем свое развитие
в социалистической (марксистской)
теории, и либеральном.
Идентитарная (идентичность, тождество)
демократия строится на основе социально-гомогенной
модели структуры общества, иначе говоря,
на признании социального единства, о
котором так много говорили и писали ученые
и политики в советское время. Идентитарная
демократия характеризуется господством
единой, общенародной государственной
воли над волей отдельных граждан. Здесь
исключается соревновательность интересов
и ценностей, отвергается легитимность
конфликта интересов. Именно в таком образе
представлялась социалистическая демократия
в советской литературе. Признание единства
коренных общественных и личных интересов,
коллективизм, обеспечение государством
социальных гарантий, прав и свобод каждого
члена общества считалось основой советской
социалистической демократии как теоретической
ее модели. Государство — это “мы”, весь
народ — таков ее лозунг.
Таким образом, идентитарная концепция
абсолютизирует роль общей воли народа
как основы демократии и отвергает автономность
отдельных субъектов, в том числе индивидов,
в системе демократических отношений.
Единство некоторых, наиболее важных интересов
членов политического сообщества, без
чего едва ли возможен демократический
строй, гипертрофируется. В итоге подрывается
свобода выбора и политического самоопределения
личности, а стало быть, основная предпосылка
демократии. Абсолютизация общей воли
народа и вытекающее отсюда подавление
индивидуальных воль —прямой путь к “тирании”
большинства, к диктатуре тех политических
сил, которые практически узурпируют общую
волю и подменяют ее своей бюрократической
волей. Все известные диктаторы XX века
выступали от имени народа и как бы по
его поручению. И каждый из диктаторов
до поры до времени опирался на поддержку
известной части народа, подавляя остальные
слои населения, шагающие не в ногу с диктаторским
режимом.
Потенциальная
реальная возможность превращения идентитарной
демократии в авторитаризми даже в тоталитаризм
не исключает эту концепцию из числа теорий,
претендующих на объяснение современных
политических процессов и тенденций становления
разнообразных демократий в мире.
Конкурентная
демократия. Ее теоретическая модель лежит
в основе современных западных концепций
демократии, воплощенных в политической
практике многих стран. Одним из показателей,
характеризующих конкурентные демократии,
является характер присущих им партийных
систем, по виду которых можно судить об
уровне конкурентности демократических
режимов. Согласно исследованиям Бенкса
и Текстора (США), проведенных в 115 странах,
только 43 страны оказались с конкурентными
системами политических отношений. В этих
странах отсутствуют запреты на какие-либо
партии. Частично конкурентными, по мнению
исследователя, являются 9 стран: в них
господствует одна партия, имея 85 и более
процентов парламентских мандатов. К числу
неконкурентных отнесено 30 стран; стран
с неясной системой (не поддающейся проверке)
— 33. Исследование проводилось в начале
60-х гг. Тем не менее приведенные данные,
хотя относятся ко времени тридцатилетней
давности, показывают, насколько неравномерно
шел процесс распространения конкурентной
системы демократии в мире. Так что нельзя
считать идентитарными только классовые
социалистические концепции демократии.
Таковыми по природе своей являются националистические
концепции, основывающиеся на приоритетности
общего национального интереса, единой
национальной воли над интересом и волей
отдельного индивида. В значительном числе
стран с неконкурентными системами в 60-х
гг. утверждались националистические
идентитарные демократии, которые впоследствии
превращались в авторитарные режимы. Такая
метаморфоза политических систем объяснялась
прежде всего объективными социально-экономическими
факторами. В тех странах (а это главным
образом африканские), где к моменту обретения
политической независимости не сложились
национальные экономические системы и
дифференцированные социальные структуры,
появляющиеся демократические институты
опирались исключительно на общий интерес
этнических сообществ, на единую волю
их активных секторов, сформулированную
элитой, чаще всего военными.
Конкурентные демократии представлены
в ряде современных концепций.
Традиционно-либеральная концепция. Унаследует
в сути своей основу либеральных теорий.
Главная идея — приоритет личности, индивида
над обществом, над государством. Личность,
с точки зрения данной концепции, первична,
она составляет основу гражданского общества
и государства, является в конечном счете
источником власти. Один из теоретиков
либеральной демократии политолог Баббио
считает: сотни лет понятие “народный
суверенитет” составляло основу демократии.
Но сегодня подлинным субъектом демократии
выступают индивидуумы, граждане. Характерно,
что А. Токвиль, будучи по своему мировоззрению
либералом, утверждал другое: мозг демократии
— группы, формирующиеся вокруг общих
интересов. Так что современный либерализм
ориентирован исключительно на индивидуалистический
принцип.
Еще одна главная черта традиционно-либеральной
концепции демократии — предпочтение
представительной демократии. Конституционность
и ограничение политического господства
— основные элементы понимания представительной
демократии. Воля народа выражается не
прямо, а через представителей, избираемых
народом. Им она делегируется под ответственность
в пределах конституции. Между народом
и его представителями устанавливаются
отношения, основанные на полномочиях
и доверии. Главное здесь — не стирание
различия между правителями и управляемыми,
а образование реальной основы для принятия
решений. Народные представители и те,
кто их избирает, одинаково конститутивны.
Однако между ними четко проводится грань:
с одной стороны, ответственность, с другой,
— соучастие, компетентность представителя
народа-депутата и полномочия, идущие
от избирателей. Традиционно-либеральная
концепция демократии как представительной
формы народовластия проводит принцип
ответственности при меньшем внимании
к принципу соучастия1. Именно этот
момент либеральной теории подвергался
острой критике сторонниками идентитарной
концепции, поскольку, с их точки зрения,
народ после избрания своих представителей
оказывался под господством последних,
самостоятельно принимающих любые решения.
Современные
либеральные демократии чаще всего
рассматриваются как
Одним
из приверженцев плюралистической демократии
является политолог Р. Даль. Суть его аргументов
сводится к следующим положениям:
- демократия плюралистическая предполагает
сосуществование большого числа организованных
интересов;
5— организованные интересы конкурируют,
между собою в обладании
политической
властью и влиянием;
— конкурирующие интересы взаимно контролируют
друг друга и ограничивают власть;
— плюралистическая конкуренция интересов
ведет к общественному равновесию, наилучшим
образом учитывая общественные и групповые
интересы при принятии политических решений.
Основополагающее понятие плюралистической
концепции Р. Даля — “полиархия”, обозначающее
систему политического управления посредством
открытого соперничества политических
групп за власть1.
Против плюралистической концепции демократии
высказывается ряд критических положений.
И прежде всего то, что в современных демократиях
общественное посредничество неравномерно,
поскольку интересы различных групп и
слоев имеют различную степень организации
и влияния. Что касается концепции равновесия,
то она представляет собой идеальную модель
политических отношений, которая в действительности
никогда не реализуется. Политика строится
на иерархически выстроенной системе
интересов. Политическая дееспособность
носителей общественных интересов в рамках
плюралистических структур определяется
не их количественной силой, а способностью
к организации и готовностью вступать
в конфликты. Как правило, интересы малых
групп, контролирующие экономику и управление,
наиболее сильны в организации, чем интересы
большинства крупных социальных групп,
не обладающих таким контролем.
Неравномерное представительство интересов
плюралистическими структурами порождает
проблемы, связанные с легитимностью.
Последние не могут быть компенсированы
даже всеобщими выборами. И еще один аргумент
в плане ограниченности плюралистической
демократии. В западных странах, относящих
себя к плюралистическим демократиям,
6
истинное
политическое управление все более
зависит от лоббистских объединений
и бюрократии и все менее —
от парламентов и партий. Российский
избиратель теперь может убедиться
в справедливости этого суждения
на политической практике своей страны.
Господство президентских структур
власти в управлении и связанных
с ними групп, с одной стороны,
и политическая беспомощность Федерального
собрания, вытекающая, кстати сказать,
из установлении Конституции, — реальная
картина российского
В
международной политической культуре
и теории имеются разнообразные варианты
концепции плюралистической демократии
и ее практической реализации. В частности,
американский политолог голландского
происхождения А. Лейпхарт, исследуя демократические
режимы в так называемых многосоставных
обществах, обосновывает тип демократии,
названный им сообщественной демократией.
Это, по определению автора, “особая форма
демократии”, позволяющая достичь и поддерживать
стабильное демократическое правление
в условиях многосоставных (плюральных)
обществ — полиэтнических, многонациональных.
“Со-общественная
демократия — модель одновременно и эмпирическая
и нормативная. Она служит объяснением
политической стабильности в ряде малых
европейских демократий ... Австрии, Бельгии,
Нидерландах и Швейцарии”1
. “Со-общественная демократия”, по А.
Лейпхарту, означает “сегментарный плюрализм”.
Ее характеризуют четыре признака. Первый
и самый важный элемент — осуществление
власти “большой коалицией” политических
лидеров всех значительных составных
частей (сегментов) многосоставного общества.
Стиль правления такой 7
коалиции
основан на союзе интересов, в
отличие, скажем, от либеральной британской
модели, строящейся на конкурентном принципе.
Тремя Другими чертами со-
Конечно, и со-общественная демократия
как скорма в некоторой степени плюралистической
модели имеет свои недостатки. А. Лейпхарт
их признает, указывая, в частности, на
то, что при наличии большой коалиции может
существовать только слабая оппозиция,
либо вообще не будет никакой оппозиции,
оформленной в законодательных органах.
Существует и проблема эффективности
принимаемых решений, поскольку мыслится
при этом достижение в каждом случае консенсуса2.
Со-общественная демократия предполагает
сотрудничество политических элит. Следовательно,
эта форма демократии включает в себя
элемент элитаризма.
Элитарная
теория демократии. Сторонники данной
теории выступают против переоценки традиционных
либеральных идеалов (в частности, И. Шумпетер).
Они исходят из того, что в реальности,
даже в условиях достижения господства
демократического большинства, политические
решения принимаются преимущественно
меньшинством, - демократической элитой.
И в этом они не видят недостатка демократического
режима. По мнению И. Шумпетера, “Демократический
метод — это тот порядок создания института
для достижения политических решений,
при котором отдельные (социальные силы)
получают право на принятие решений посредством
конкурентной борьбы за голоса народа”'".8
Стало быть концепция элитарной демократии по сути своей утверждает, что в действительности идеал народовластия в современную эпоху (как и прежде) не реализуется в полной мере. Народ представляет в системе
политической
власти господствующая или господствующие
элиты. Демократия же в таком случае
состоит в открытости формирования
элит и подконтрольности их деятельности
по осуществлению власти и управления.
Элитарная демократия не возникла на пустом
месте. Ее предшественниками были различные
виды сословных демократий, существовавшие
еще в феодальном обществе. Социальной
базой элитарных демократических порядков
в наше время служат неразвитые социальные
структуры в ряде стран, находящихся на
стадии перехода к индустриальной цивилизации.
Или же переживающих переход к демократии
от авторитаризма и тоталитаризма. Думается,
что во всех тех ситуациях, когда большинство
населения не обладает необходимым уровнем
политической культуры для демократического
участия, неизбежно формирование элитарной
демократии. По крайней мере, на какой-то
определенный, ограниченный во времени
период политического развития данной
страны.
В качестве альтернативы по отношению
к концепции элитарной демократии выступает
теория партиципационной демократии.
Под “партиципацией” в западной политической
науке понимаются все виды участия граждан
(добровольной и вынужденной) и политической
жизни с целью оказания воздействия на
принятие решений различными уровнями
и институтами политической системы. Концепция
партиципационной демократии тяготеет
к непосредственной форме демократии.
Ее авторы сосредоточивают свое внимание
на обосновании необходимости участия
большинства народа не только в избирательных
кампаниях, референдумах, но и во всех
других видах политического процесса,
включая формирование правящих групп
и выдвижение политических лидеров.
При
разработке понятий “партиципация” первоначально
исходили из участия в политической сфере
отдельного гражданина, то есть имелось
в виду проведение в жизнь индивидуальных
интересов. Затем, благодаря социальным
исследованиям, стало ясно, что индивидуалистическая
модель партиципации охватывает лишь
ограниченный спектр всей комплексности
явления. И был предложен иной подход,
учитывающий групповые виды участия и
дифференциацию населения наслои: апатичнонастроенных
политическим действиям, сочувствующие
тем, кто участвует в деятельности, наконец,
участвующие в политических действиях.
Концепция партиципации обосновывает
всестороннюю демократизацию общественной,
жизни, ее политизацию и право участия
личности в принятии решений, касающихся
всех сфер жизни —через право голоса.
В литературе подчеркивается утопический
характер такой установки.
Немецкие политологи Б. Гуггенбергер и
Д. Нолей рассматривают теорию партиципационной
демократии как один из вариантов критической
теории демократии, в центре которой —
анализ политической действительности
с позиции идеала индивидуального самоопределения
и ориентации на автономию отдельной личности.1
Социалистическая
(марксистско-ленинская) концепция демократии.
Представляет альтернативу традиционно-либеральной
и другим концепциям конкурентной демократии,
поскольку базируется на признании социально
и политически единого народа как основы
его власти. Социалистическая концепция
исходит из классовой природы и содержания
демократии и тем самым она внутренне
противоречива: ее основная посылка —
социальное единство исключает классовые
противоположности. И еще не менее важное
противоречие: на первом этапе становления
социалистическая демократия должна сочетаться
с диктатурой по отношению к меньшинству—
оставшимся буржуазным слоям населения.
Однако исторический опыт показал, что
“демократическая диктатура” реально
невозможна.
Одним из главных элементов марксистско-ленинской
концепции является признание идеи демократии
как составной части учения о социализме.
9Отсюда ее коллективистский характер,
примат общего над индивидуальным, личным,
отрицание мировоззренческих и социальных
различий, с необходимостью обусловливающих
постоянно обновляющееся соглашение,
в чем суть современной политической демократии.
Другое
принципиальное положение социалистической
концепции заключается в понимании, демократии
как государства, где управляет сам народ.
Действительное поголовное участие масс
в управлении государством, самоуправление
народа —вот что означает социалистическая
демократия. Отождествление демократии
с государством получило логическое развитие
в тезисе Ленина об отмирании демократии
вместе с отмиранием государства. И то
и другое суждение из области политических
утопий. А в реальности роль государства
возрастала, демократия оказалась в положении
Золушки, гонимой жестокой мачехой-бюрократией.
Третье
положение. Социалистическая концепция,
обосновывая классовую природу демократии,
увязывает политическую демократию с
социальной; более того, последняя рассматривается
в качестве условия и гарантии политической
демократии. В этом тезисе заключена истина,
нашедшая признание в политической науке
и практике в виде широко распространенного
в настоящее время тезиса о демократическом
социальном государстве.
Социалистическая
теория демократии в основе своей оказалась
противоположной политической практике
авторитарного режима, апеллирующего
к этой теории. Тем самым она потеряла
свое признание среди значительной части
ее бывших сторонников.
В
современной политической науке идет
поиск новых форм демократии. Ранее говорилось
о со-общественной демократии. Американский
политолог Дж. Сартори — один из известных
зарубежных теоретиков демократии — предлагает
идею “вертикальной демократии”. Ее смысл
— анализ “меньшинства” как понятия
теории демократии, обозначающее политическую
контролирующую группу. Речь идет, разъясняет
автор, о “политической контролирующей
власти, коей обладают группы численностью
менее половины того социума ... в отношении
которого такая власть осуществляется”,
- разработка понятия “контролирующая
группа”, анализ типологии таких групп,
безусловно, обогащает все содержание
принципа “большинства”, диалектику
его демократической, а не авторитарной,
реализации. 1 Вместе с тем идея “вертикальной
демократии” прямо связана с концепцией
элитарной демократии и углубляет последнюю.
В высшей степени важная мысль Дж. Сартори
состоит также в том, что демократию нельзя
описывать только как систему контролирующих
групп, конкурирующих между собой на выборах.
Она имеет вертикальное измерение, что
включает ценностный аспект. “Демократия
должна представлять собой селективную
(основанную на избирательности, отборе,
подборе — ред.) систему конкурирующих
избирательных меньшинств. Демократия,
уточняет автор, должна представлять собой
селективную полиархию и полиархию по
основанию достоинств 2. Иначе говоря,
демократия предполагает отбор групп
(элит), наиболее способных к руководству
обществом и наиболее достойных.
Французский политик и политолог М. Рокар
считает реальность взаимосвязей между
выборными лицами, средствами массовой
информации и избирателями сердцевиной
современной демократии. В этом направлении,
по его мнению, происходит становление
“новой формы демократии”, свидетелями
чего мы являемся. Ее составляющими выступают
всеобщее избирательное право и свободная
информация. Народ может реализировать
свое право выбора только в условиях свободного
распространения информации. В течение
полутора веков демократия строилась
почти исключительно на избирательном
бюллетени. Теперь же между Избирателями
и его актом выбора при помощи избирательного
бюллетеня находится информация. Она в
огромной степени определяет демократическое
действие граждан. Не случайно средства
массовой 10