Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 07:50, реферат
Однако большинство стран, в том числе промышленно – развитых, передовых, ориентируется не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.
Введение………….…………………………………………………………………………3
Основная часть …………………………………………………………………………….6
1.Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах)…………………………………………………………………………………….6
2.Кадровая политика ФНПР и проблемы ее реализации…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………….. ……………..17
Оренбургский филиал
Образовательного учреждения профсоюзов
высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Контрольная работа
по дисциплине ______________________________
на тему (вариант)
Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах).
Кадровая политика ФНПР и проблемы ее реализации.
студента-заочника ______ курса заочного факультета __________ группы
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Регистрационный номер ____
Дата регистрации «___» ____________20__г.
Ф.И.О. преподавателя ______________________________
Отметка о зачете ______________________________
2014
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………….……………………………………………
Основная
часть …………………………………………………………………………….
1.Коллективные действия
2.Кадровая политика ФНПР и
проблемы ее реализации……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….. ……………..17
В течение многих лет наше общество исходило из принципа непримиримости противоречий между трудом и капиталом, из революционного пути преобразования общества, поскольку мирным путем обычно власть не отдается.
Однако большинство стран, в том числе промышленно – развитых, передовых, ориентируется не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.
Принципиально новой для нашего общества была легализация соглашений, заключаемых на разных уровнях. Прежде российскому законодательству был известен лишь институт коллективного договора, который в условиях административно – командной системы носил своеобразный характер – коллективные договоры содержали в основном не нормативные условия, а конкретные обязательства сторон, и главным образом предприятия, т.е. в строгом смысле слова они источниками права не являлись.
Со временем меняется не только их содержание, но и появляются соглашения иного рода. Оценивая правовое значение этих соглашений, необходимо сказать, что все они (в том числе и коллективный договор) представляют собой важный источник права, порожденный не законодателем, а путем принятия соглашения заинтересованными в решении разного рода профессиональных, производственных и социально- экономических вопросов сторонами, что придает этому источнику большую гибкость, возможность учета конкретных обстоятельств и своевременного внесения соответствующих изменений1.
Социально-трудовые отношения в условиях рыночной экономики являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.
Законодательство является объектом постоянного внимания, как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес Федерации Независимых профсоюзов России к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей. Об этом и говорит социальное партнерство, которое, по-моему мнению, является одним из важнейших достижений профсоюзов ХХ века.
ТК РФ1 определяет понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Социальное партнерство - это "система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).
Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права, как принцип трудового права; как элемент отрасли и др.
Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.
От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения. Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в статье 24 Трудового кодекса РФ, являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
В связи с этим совершенствование системы социального партнерства - одна из важнейших задач профсоюзов, представителей работников и работодателей. Цель - не конфронтация, а конструктивный диалог на основе равноправия и взаимоуважения интересов сторон. Мы говорим, что коллективный договор - документ в интересах всех и каждого, поэтому надо приложить все силы для его эффективного выполнения.
Еще одним из важнейших направлений действий профсоюзов является совершенствование кадровой политики профсоюзов на современном этапе. Таким образом, предмет изучения в данной работе - коллективные действия профсоюзов в конце ХХ века, совершенствование кадровой политики профсоюзов на современном этапе. Объект изучения – кадровая политика ФНПР; коллективные действия профсоюзов в конце ХХ века.
1.Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах).
По моему мнению, одним из важнейших конкретных примеров действий профсоюзов конца ХХ века может служить социальное партнерство. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, социальное партнерство-система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных сними отношений.
Принципы социального партнерства, содержащиеся в ТК РФ создают основы для регулирования отношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, определяют перспективу развития социально-партнерских отношений.
Важнейшим является принцип, устанавливающий равноправие сторон. Он характеризует социально-партнерские отношения и выражается в равном представительстве при формировании органов социального партнерства, равенстве прав при выдвижении вопросов, подлежащих обсуждению, в демократическом способе принятия решения.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Представителями работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и др. должностные лица из числа администрации организации (структурного подразделения, обладающего правами ЮЛ), имеющие полномочия в соответствии с Уставом организации либо иными локальными актами.
Множественность субъектов трудового права, необходимость формирования реализации их интересов влечет за собой необходимость формирования системы социального партнерства.
Система социального партнерства включает в себя: федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании и уровень организации, устанавливающий конкретные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.
Формы социального партнерства представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей работников и работодателей. В соответствии трудовым законодательством РФ социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; участия работников и их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
В стране созданы постоянно действующие трехсторонние органы, которые осуществляют коллективно – договорное регулирование и проводят консультации с органами государственной власти.
Для обеспечения регулирования социально – трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
По нашему глубокому убеждению, без активного государственного регулирования и практической поддержки участия профсоюзов в управлении хозяйственной деятельностью все это останется благим пожеланием, не способствующим созданию цивилизованного социального партнерства.
Для практического достижения и решения социальных целей и задач необходимо пересмотреть сложившееся представление о предприятии. Очевидно, что оно должно рассматриваться как социально-экономическая система, образуемая несколькими взаимозависимыми подсистемами: технической, технологической, организационной, экономической, социальной и экологической. Причем в социально ориентированной рыночной экономике приоритет должен быть отдан трем последним подсистемам.
Мы полагаем, что социальная сторона деятельности предприятия требует более широкого подхода. От учета социальных последствий принимаемых технико-технологических и организационно-экономических решений необходимо идти к созданию надежной системы, предусматривающей проектирование техники, технологии, организации производства, социальной инфраструктуры и окружающей среды с максимальным соответствием требованиям человека-работника. Следовательно, единство корпоративных и государственных интересов требует от одних усилий в практической части, а от других - необходимого регулирования. Предварительным условием развертывания крупномасштабной работы по управлению социальными процессами, ведущими к цивилизованному социальному партнерству, должно стать определение социального уровня хозяйствующего объекта.
Информация о работе Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах)