Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 07:50, реферат
Однако большинство стран, в том числе промышленно – развитых, передовых, ориентируется не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.
Введение………….…………………………………………………………………………3
Основная часть …………………………………………………………………………….6
1.Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах)…………………………………………………………………………………….6
2.Кадровая политика ФНПР и проблемы ее реализации…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………….. ……………..17
Весомость и значимость создания системы социального партнерства поднимает гл. 9 ТК РФ "Ответственность сторон социального партнерства"2. В ст. 54 этой главы впервые устанавливается ответственность обеих сторон социального партнерства, а именно работников (их представителей) и работодателей (их представителей)3.
Нарушение обеими сторонами правовых норм социального партнерства подвергается штрафам в размере и порядке, установленным законодательством. В соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях конкретизируются отдельные нарушения и соответствующие им штрафы. Установление данной ответственности в обеспечении использования форм и методов социального партнерства могло бы быть более эффективным, если бы законодатели учли опыт разработки соответствующих правовых норм на региональном уровне.
Положительным Западным опытом в исследуемой сфере следует признать то, что, как правило, в зарубежных странах коллективный договор4. Функционирование коллективного договора во времени и в пространстве позволяет выделить его отдельные виды. При этом в качестве критериев классификации мы предлагаем выделять сферу действия договора, время действия договора и его действие по кругу лиц. Единственным местом (сферой) действия коллективного договора является организация в целом - ни в одном структурном подразделении организации не может быть принят и действовать отдельный коллективный договор. Политической основой отношений между работниками и работодателями является социальное партнерство. В течение многих лет наше общество исходило из принципа непримиримости противоречий между трудом и капиталом, из революционного пути преобразования общества, поскольку мирным путем обычно власть не отдается. Однако большинство стран, в том числе промышленно – развитых, передовых, ориентируется не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию.
2.Кадровая политика ФНПР и проблемы ее реализации
Кадровая политика
является составной частью всей управленческой
деятельности ФНПР и ее членских организаций.
Правовую основу кадровой политики ФНПР
составляют Конституция Российской Федерации,
трудовое и социальное законодательство,
а также Федеральный закон «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»,
Устав и программные документы ФНПР. Ее
цель – создание системы формирования
и развития кадрового потенциала, способного
на равных вести профессиональный диалог
с социальными партнерами, грамотно и
эффективно защищать социально-экономические
интересы человека труда. В Концепции кадровой политики ФНПР
анализ и оценка труда профсоюзных кадров
и актива определен как важнейшее условие
успешной реализации кадровой политики
профсоюзов, при этом подчеркивается,
что такая оценка должна носить системный
характер, а её выводы и рекомендации -
учитываться при выдвижении кадров, определении
размера оплаты их труда. Считаю, что при
рассмотрении вопроса кадровой политики
мы не можем не уйти от обсуждения темы
- статуса профсоюзных работников в обществе
и престижность их работы. Есть необходимость
создания системы мотивации труда на профсоюзной
работе, в основу которой должна быть положена
оценка эффективности деятельности профсоюзной
организации и ее лидера. Институтом профсоюзного
движения Академии труда и социальных
отношений ФНПР разработаны научно-методические
рекомендации «О критериях оценки эффективности
деятельности руководителей профсоюзных
организаций», а также их общественной
аттестации, примерная профессионально-
В соответствии с Концепцией кадровой политики, решениями съездов и коллегиальных органов ФНПР членские организации Федерации реализуют мероприятия по формированию и развитию кадрового потенциала, его обучению, осуществляют периодическую оценку работы кадров, определяют перспективы профессионального и должностного роста подготовленного кадрового резерва, проводят ротацию кадров, участвуют в формировании единого образовательного пространства профсоюзов. Одобрены и реализуются Рекомендации Исполкома ФНПР по отбору, подготовке и продвижению резерва кадров, на основе которых должны разрабатываться нормативные документы общероссийских профсоюзов. В абсолютном большинстве территориальных объединений организаций профсоюзов действует Порядок выдвижения кандидатур для избрания на должность председателя территориального профобъединения, рекомендованный Генеральным Советом ФНПР и определяющий в качестве необходимого условия наличие профсоюзного образования у кандидата. Проводятся организационные мероприятия по формированию и развитию системы единого образовательного пространства, в т.ч. участие Федерации и её членских организаций в комплектовании контингента для подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки профсоюзных кадров в высших учебных заведениях профсоюзов. Постановлением Исполкома ФНПР от 17.04.2012 № 3-13 «О реализации проекта «Кадровый резерв ФНПР» в 2011-2012 годах» утверждены решения коллегиальных органов 106 членских организаций ФНПР о составах резерва кадров на должности руководителей общероссийских профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов; определены сроки направления резервистов на обучение. В течение 2012-2013 годов на заседаниях коллегиальных органов отдельными членскими организациями ФНПР были рассмотрены проблемы развития и совершенствования кадровой работы, утверждены кадровые концепции, положения и другие отраслевые документы, регламентирующие работу с профсоюзными кадрами. Осуществление всех перечисленных мероприятий формирует основу системной кадровой работы ФНПР и её членских организаций. К настоящему времени 13 общероссийских профсоюзов и 34 территориальных объединения организаций профсоюзов имеют подготовленный кадровый резерв; 25 % впервые включённых в состав резерва кандидатов прошли тестирование и приступили к обучению. До 18 % увеличилась доля молодежи, до 30 % - женщин в составе резерва на должности руководителей членских организаций ФНПР. Вместе с тем необходимо отметить наличие серьезных недостатков, снижающих возможности использования кадрового потенциала профсоюзов: снижение исполнительской дисциплины и персональной ответственности руководителей членских организаций ФНПР в вопросах отбора и формирования резерва (прежде всего из числа профсоюзных лидеров от молодежи), обучения, оценки работы кадров, обеспечения профессионального и должностного роста, ротации кадров, что в значительной степени препятствует дальнейшему укреплению организационного единства профсоюзов и повышению эффективности реализации кадровой политики. Отсутствие целенаправленной работы по реализации кадровой политики, отсутствие реального резерва на должность председателя профобъединения привело к конфликтным ситуациям и негативным последствиям при досрочной смене руководителей Объединения организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики (Федерация профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики), Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов. Аналогичная ситуация складывается в Федерации профсоюзов Республики Коми, Федерации профсоюзных организаций Кировской области. В 14 членских организациях ФНПР не сформированы составы резерва кадров, от 31 членской организации ФНПР не направлены резервисты на тестирование и обучение в соответствии с постановлением Исполкома ФНПР от 17.04.2012 № 3-13 «О реализации проекта «Кадровый резерв ФНПР» в 2011-2012 годах».
Необходимо подчеркнуть, что целями кадровой политики ФНПР на среднесрочную перспективу являются: разработка и внедрение системы социальной защиты профсоюзных кадров; обновление профсоюзных кадров не менее чем на 30% из числа сформированного и подготовленного резерва, с учетом положений молодежной и гендерной политики. При этом, принципами кадровой политики являются:
· равенство возможностей для эффективной работы в профсоюзах, развитие и реализация личностного потенциала;
· соблюдение трудового законодательства;
· выборность (назначение) руководящих кадров с соблюдением демократических норм;
· подбор наиболее способных и подготовленных людей для работы в аппарате профорганов в условиях доступности, конкурентности;
· высокая требовательность и объективность в оценке кадров;
· непрерывность и системность профсоюзного обучения и подготовки кадров;
· преемственность и систематическое обновление профкадров;
· обеспечение социальных гарантий профсоюзным кадрам;
· участие вышестоящих профорганов в подборе, расстановке (назначении) руководящих кадров.
В заключение своего исследования, мне хотелось бы подчеркнуть, что социальное партнерство является основой социально-трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления5. Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства6. Социальное партнерство - это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство - это способ согласования интересов партнеров. Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества. Система социального партнерства была создана в России Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". Указом Президента РФ от 20 мая 1996 г. N 743 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений" Указ N 212 был признан утратившим силу. В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике в Указе N 212 было предусмотрено введение в практику ежегодного заключения на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. В этих соглашениях определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.
Регулярная и объективная оценка труда профсоюзных кадров и актива является важнейшим условием успешной реализации кадровой политики Федерации. Ее выводы и рекомендации учитываются при выдвижении кадров, определении размера оплаты их труда, различного рода поощрений и т.д. Аттестация выборных профсоюзных работников, происходит во время отчетно-выборной кампании. Наилучшим подтверждением хорошей работы профсоюзного работника или активиста является их избрание на следующий срок. Критериями оценки эффективности работы профсоюзных кадров и актива являются: процент охвата работников профсоюзным членством; достойная и своевременно выплаченная заработная плата в организации (структурном подразделении); сохранение рабочих мест и обеспечение занятости; обеспечение безопасных условий труда; уровень социальной защиты членов Профсоюзов; повышение профсоюзной квалификации; соблюдение исполнительской и финансовой дисциплины и т.д. Подтверждение уровня подготовки штатных профсоюзных работников производится один раз в пять лет во время аттестации, проводимой в соответствии с утвержденными Президиумами Центральных комитетов Профсоюза «Общим Положением о порядке проведения аттестации профсоюзных работников».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
II. Специальная литература
Информация о работе Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах)