Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 07:50, реферат

Описание работы

Однако большинство стран, в том числе промышленно – развитых, передовых, ориентируется не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………………………3
Основная часть …………………………………………………………………………….6

1.Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах)…………………………………………………………………………………….6
2.Кадровая политика ФНПР и проблемы ее реализации…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………….. ……………..17

Файлы: 1 файл

Это просвещение ФНПР.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Весомость и значимость создания системы социального партнерства поднимает гл. 9 ТК РФ "Ответственность сторон социального партнерства"2. В ст. 54 этой главы впервые устанавливается ответственность обеих сторон социального партнерства, а именно работников (их представителей) и работодателей (их представителей)3.

Нарушение обеими сторонами правовых норм социального партнерства подвергается штрафам в размере и порядке, установленным законодательством. В соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях конкретизируются отдельные нарушения и соответствующие им штрафы. Установление данной ответственности в обеспечении использования форм и методов социального партнерства могло бы быть более эффективным, если бы законодатели учли опыт разработки соответствующих правовых норм на региональном уровне.

Положительным Западным опытом в исследуемой сфере следует признать то, что, как правило, в зарубежных странах коллективный договор4. Функционирование коллективного договора во времени и в пространстве позволяет выделить его отдельные виды. При этом в качестве критериев классификации мы предлагаем выделять сферу действия договора, время действия договора и его действие по кругу лиц. Единственным местом (сферой) действия коллективного договора является организация в целом - ни в одном структурном подразделении организации не может быть принят и действовать отдельный коллективный договор. Политической основой отношений между работниками и работодателями  является социальное партнерство. В течение многих лет наше общество исходило из принципа непримиримости противоречий между трудом и капиталом, из революционного пути преобразования общества, поскольку мирным путем обычно власть не отдается. Однако большинство стран, в том числе промышленно – развитых, передовых, ориентируется не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию.

2.Кадровая политика ФНПР и проблемы ее реализации

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности ФНПР и ее членских организаций. Правовую основу кадровой политики ФНПР составляют Конституция Российской Федерации, трудовое и социальное законодательство, а также Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устав и программные документы ФНПР. Ее цель – создание системы формирования и развития кадрового потенциала, способного на равных вести профессиональный диалог с социальными партнерами, грамотно и эффективно защищать социально-экономические интересы человека труда. В Концепции кадровой  политики ФНПР анализ и оценка труда профсоюзных кадров и актива определен как важнейшее условие успешной реализации кадровой политики профсоюзов, при этом подчеркивается, что такая оценка должна носить системный характер, а её выводы и рекомендации - учитываться при выдвижении кадров, определении размера оплаты их труда. Считаю, что при рассмотрении вопроса кадровой политики мы не можем не уйти от обсуждения темы  - статуса профсоюзных работников в обществе и престижность их работы. Есть необходимость создания системы мотивации труда на профсоюзной работе, в основу которой должна быть положена оценка эффективности деятельности профсоюзной организации и ее лидера.  Институтом профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений ФНПР разработаны научно-методические рекомендации «О критериях оценки эффективности деятельности руководителей профсоюзных организаций», а также их общественной аттестации, примерная профессионально-квалификационная модель профсоюзного руководителя. Этими рекомендациями можно воспользоваться в период подготовки и проведения отчетно-выборных собраний и Конференций членским  организациям профобъединения.

В соответствии с Концепцией кадровой политики, решениями съездов и коллегиальных органов ФНПР членские организации Федерации реализуют мероприятия по формированию и развитию кадрового потенциала, его обучению, осуществляют периодическую оценку работы кадров, определяют перспективы профессионального и должностного роста подготовленного кадрового резерва, проводят ротацию кадров, участвуют в формировании единого образовательного пространства профсоюзов. Одобрены и реализуются Рекомендации Исполкома ФНПР по отбору, подготовке и продвижению резерва кадров, на основе которых должны разрабатываться нормативные документы общероссийских профсоюзов. В абсолютном большинстве территориальных объединений организаций профсоюзов действует Порядок выдвижения кандидатур для избрания на должность председателя территориального профобъединения, рекомендованный Генеральным Советом ФНПР и определяющий в качестве необходимого условия наличие профсоюзного образования у кандидата. Проводятся организационные мероприятия по формированию и развитию системы единого образовательного пространства, в т.ч. участие Федерации и её членских организаций в комплектовании контингента для подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки профсоюзных кадров в высших учебных заведениях профсоюзов. Постановлением Исполкома ФНПР от 17.04.2012 № 3-13 «О реализации проекта «Кадровый резерв ФНПР» в 2011-2012 годах» утверждены решения коллегиальных органов 106 членских организаций ФНПР о составах резерва кадров на должности руководителей общероссийских профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов; определены сроки направления резервистов на обучение. В течение 2012-2013 годов на заседаниях коллегиальных органов отдельными членскими организациями ФНПР были рассмотрены проблемы развития и совершенствования кадровой работы, утверждены кадровые концепции, положения и другие отраслевые документы, регламентирующие работу с профсоюзными кадрами. Осуществление всех перечисленных мероприятий формирует основу системной кадровой работы ФНПР и её членских организаций. К настоящему времени 13 общероссийских профсоюзов и 34 территориальных объединения организаций профсоюзов имеют подготовленный кадровый резерв; 25 % впервые включённых в состав резерва кандидатов прошли тестирование и приступили к обучению. До 18 % увеличилась доля молодежи, до 30 % - женщин в составе резерва на должности руководителей членских организаций ФНПР. Вместе с тем необходимо отметить наличие серьезных недостатков, снижающих возможности использования кадрового потенциала профсоюзов: снижение исполнительской дисциплины и персональной ответственности руководителей членских организаций ФНПР в вопросах отбора и формирования резерва (прежде всего из числа профсоюзных лидеров от молодежи), обучения, оценки работы кадров, обеспечения профессионального и должностного роста, ротации кадров, что в значительной степени препятствует дальнейшему укреплению организационного единства профсоюзов и повышению эффективности реализации кадровой политики. Отсутствие целенаправленной работы по реализации кадровой политики, отсутствие реального резерва на должность председателя профобъединения привело к конфликтным ситуациям и негативным последствиям при досрочной смене руководителей Объединения организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики (Федерация профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики), Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов. Аналогичная ситуация складывается в Федерации профсоюзов Республики Коми, Федерации профсоюзных организаций Кировской области. В 14 членских организациях ФНПР не сформированы составы резерва кадров, от 31 членской организации ФНПР не направлены резервисты на тестирование и обучение в соответствии с постановлением Исполкома ФНПР от 17.04.2012 № 3-13 «О реализации проекта «Кадровый резерв ФНПР» в 2011-2012 годах». 

Необходимо подчеркнуть, что целями кадровой политики ФНПР на среднесрочную перспективу являются: разработка и внедрение системы социальной защиты профсоюзных кадров; обновление профсоюзных кадров не менее чем на 30% из числа сформированного и подготовленного резерва, с учетом положений молодежной и гендерной политики. При этом, принципами кадровой политики являются:

· равенство возможностей для эффективной работы в профсоюзах, развитие и реализация личностного потенциала;

· соблюдение трудового законодательства;

· выборность (назначение) руководящих кадров с соблюдением демократических норм;

· подбор наиболее способных и подготовленных людей для работы в аппарате профорганов в условиях доступности, конкурентности;

· высокая требовательность и объективность в оценке кадров;

· непрерывность и системность профсоюзного обучения и подготовки кадров;

· преемственность и систематическое обновление профкадров;

· обеспечение социальных гарантий профсоюзным кадрам;

· участие вышестоящих профорганов в подборе, расстановке (назначении) руководящих кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

 

В заключение своего исследования, мне хотелось бы подчеркнуть, что социальное партнерство является основой социально-трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления5. Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, используемых для обеспечения социального партнерства6. Социальное партнерство - это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство - это способ согласования интересов партнеров. Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества. Система социального партнерства была создана в России Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". Указом Президента РФ от 20 мая 1996 г. N 743 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений" Указ N 212 был признан утратившим силу. В целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике в Указе N 212 было предусмотрено введение в практику ежегодного заключения на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. В этих соглашениях определялись обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских социально-экономических программ.

Регулярная и объективная оценка труда профсоюзных кадров и актива является важнейшим условием успешной реализации кадровой политики Федерации. Ее выводы и рекомендации учитываются при выдвижении кадров, определении размера оплаты их труда, различного рода поощрений и т.д. Аттестация выборных профсоюзных работников, происходит во время отчетно-выборной кампании. Наилучшим подтверждением хорошей работы профсоюзного работника или активиста является их избрание на следующий срок.  Критериями оценки эффективности работы профсоюзных кадров и актива являются: процент охвата работников профсоюзным членством; достойная и своевременно выплаченная заработная плата в организации (структурном подразделении); сохранение рабочих мест и обеспечение занятости; обеспечение безопасных условий труда; уровень социальной защиты членов Профсоюзов; повышение профсоюзной квалификации; соблюдение исполнительской и финансовой дисциплины и т.д. Подтверждение уровня подготовки штатных профсоюзных работников производится один раз в пять лет во время аттестации, проводимой в соответствии с утвержденными  Президиумами  Центральных комитетов Профсоюза «Общим Положением о порядке проведения аттестации профсоюзных работников».       

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании от 12.12.1993) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  3. Кодекс Российской Федерации «Об Административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 07.05.2013) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174 – ФЗ (с изм. и доп. от 26.04.2013) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (с изм. и доп. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (с изм. и доп. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 28.06.2013) //  СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ РФ от 06.10.2003 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  10. О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: ФЗ РФ от 01.05.1999 № 92-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.
  11. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях: ФЗ РФ от 12.01.1996 № 10-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  12. Об акционерных обществах: ФЗ РФ от 26.12.1995№ 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
  13. О порядке разрешения коллективных трудовых споров: ФЗ РФ от 23.11.1995 № 175-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.
  14. О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: ФЗ РФ от 01.05.1999 № 92-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2218.
  15. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы (г. Москва, 20 декабря 2001 г.) // Российская газета. 2002. 19 января.

 

II. Специальная литература

  1. Алексеев С.С. Общая теория права: Том 2 / С.С. Алексеев. –2-е изд., перераб. и доп. … М.: Прогресс, 1982. – 150 с.
  2. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) / И.И. Бородин // Трудовое право. 2006. № 1.
  3. Буянова М.О. Трудовое право в вопросах и ответах / М.О. Буянова. М.: Проспект, 2004.
  4. Вольдман Ю.Я. Новый трудовой кодекс Российской Федерации: пробелы, упущения, противоречия, ошибки / Ю.Я. Вольдман // Гражданин и право. 2002. № 5.
  5. Гейц И.В., Сравнительная характеристика положений нового Трудового кодекса РФ с ранее действующей нормативной базой по вопросам труда / И.В. Гейц // Консультант бухгалтера. 2002. № 3.
  6. Горелко Н.А. Достоинства и недостатки ТК РФ / Н.А. Горелко // Юрист. 2006. № 10.
  7. Гусов К.Н., Толкунова В.Н Трудовое право России: Учебник / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. - М.: Юристъ, 2004.
  8. Ершов В.В., Применение трудового права / В.В. Ершов // Законность. 2004. № 6.
  9. Зайкин А.Д. Российское трудовое право. Учебник для вузов / Отв. ред. А.Д. Зайкин. М., 2003.
  10. Зайцева О.Б. Трудовая правосубъектность как правовая категория / О.Б. Зайцева. Оренбург, 2008.
  11. Кабалкин А.Ю., Абов Т.Е. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - Т. 1.  М., 2007.
  12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005.
  13. Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве / Д.Л. Кокшаров // Трудовое право. 2004. № 4 - 5. С. 35.
  14. Колобова, С. В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов / С. В. Колобова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 121 с. 
  15. Корнийчук Г. Трудовой договор / Г. Корнийчук // Право и экономика. 2006. № 7.
  16. Леонченко З.Н. Социальное партнерство / З.Н. Леонченко // Саянская заря. 2003. № 4. С. 2.
  17. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права Т.1.: Учебник / под ред. А.М. Лушникова, М.В. Лушникова. М.: Проспект, 2003.  – 448 с.
  18. Лушникова М.А. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно - правовое исследование) / М.А. Лушникова. Ярославль: ЯрГУ, 1997. С. 68.
  19. Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н. Трудовое право / Е. В. Магницкая, Е. Н. Евстигнеев. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 208 с. 
  20. Миронов В.И. Трудовое право: учебник для вузов / В.И. Миронов. – СПб.:  «Питер Пресс», 2009. – 876 с.
  21. Молчанов А.В. Правовое обеспечение социального партнерства / А.В. Молчанов // Трудовое право. 2006. № 3.
  22. Никольский В. А. Трудовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс / В. А. Никольский. М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 404 с.

Информация о работе Коллективные действия профсоюзов в конце XX века (на конкретных примерах)