Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:53, контрольная работа
Государство – это очень сложный социальный феномен. В системе государственности очень важное место принадлежит институтам власти. Однако сущность государства нельзя отождествлять с этими институтами, так как государственная организация общества охватывает более широкий спектр социальных отношений. Несмотря на различия, присущие основным теоретическим трактовкам сущности государства, общим для них, как правило, является признание ведущей роли экономических факторов в объяснении причин возникновения и функции государственной организации общества.
Введение 3-4
Глава 1. Сущность социальной политики государства 5
1.1 Сущность социальной политики на уровне хозяйствующих
субъектов. 5-6
1.2. Социальная защита населения государством. 5-6
.3. Формы социальной защиты. 6-7
Глава 2. Проблема занятости и ее государственное регулирование. 8-11
Глава 3. Доходы населения, их источники и классификация. Распределение,
перераспределение доходов. 13
3.1. Источники доходов их классификация. 13-14
3.2 Распределение, перераспределение доходов 14-15
Глава 5. Уровень жизни 16-17
Заключение 18
Тесты 19
Библиографический список
Оглавление
Введение
Глава 1.
Сущность социальной политики государства
1.1 Сущность социальной политики на уровне хозяйствующих
субъектов.
1.2. Социальная защита населения государством.
.3. Формы социальной защиты.
Глава 2. Проблема занятости и ее государственное регулирование. 8-11
Глава 3. Доходы населения, их источники и классификация. Распределение,
перераспределение доходов.
3.1. Источники доходов их классификация.
3.2 Распределение, перераспределение доходов
Глава 5.
Уровень жизни
Заключение
Тесты
Библиографический
список
Государство – это очень сложный социальный феномен. В системе государственности очень важное место принадлежит институтам власти. Однако сущность государства нельзя отождествлять с этими институтами, так как государственная организация общества охватывает более широкий спектр социальных отношений. Несмотря на различия, присущие основным теоретическим трактовкам сущности государства, общим для них, как правило, является признание ведущей роли экономических факторов в объяснении причин возникновения и функции государственной организации общества. Именно противоречивостью экономических интересов и необходимостью общественного регулирования этих противоречий объясняются происхождение и механизмы функционирования государственности. В качестве основных социальных субъектов рассматриваются собственники средств производства, с одной стороны, и работники – с другой. Основными целями государственного регулирования рыночной экономики являются:
- определение
стратегии развития и
- содействие
развитию фундаментальной
- производство благ общего пользования;
- смягчение негативных «внешних эффектов» рыночных сделок и защита интересов «третьих лиц»;
- совершенствование рыночной конкурентной среды, борьба с монополизмом;
- совершенствование социальных факторов экономического развития, ограничение тенденций экономической дифференциации в обществе, содействие развитию «человеческого капитала»;
- защита национально-
- совершенствование
правовой базы рыночных
Если говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего воспроизводство человеческого фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечение занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества. Несомненно, что развитие социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Основное бремя по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет и внебюджетные фонды. На этом основании делаются выводы о внеэкономическом, внерыночном характере данной сферы. Мы рассмотрим некоторые из функций государства в области социального развития.
1. Сущность социальной политики государства
Социальная политика - это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. В то же время с социальной политикой непосредственно связаны условия формирования и использования определяющего фактора производства – труда. Именно от социальной политики зависят возможность получить образование, осуществлять профессиональную подготовку кадров, переквалификацию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности.
Социальная политика в широком смысле этого слова подразумевает реализацию мероприятий на различных уровнях хозяйственной деятельности и общественной жизни. Прежде всего, необходимо выделить микро- и макро уровень.
1.1. Социальная политика на уровне хозяйствующих субъектов.
Микро уровень ограничивается социальными мероприятиями в рамках отдельных хозяйственных единиц, и прежде всего корпораций, как обладающих значительными финансовыми возможностями, а также различных благотворительных организаций.
Это та политика, которая направлена, во-первых, на привлечение трудящихся к участию в управлении на том или ином уровне организационных структур предприятий. Во-вторых,
Это политика согласования
интересов предпринимателей и профсоюзных
организаций или просто работающих.
В-третьих, это создание различного
рода фондов социальной защиты работников.
В-четвертых, это содействие улучшению
жилищных и иных условий жизнедеятельности
работников предприятия. Наконец, в-пятых,
это реализация различного рода программ
типа «качество жизни», которые охватывают
разные стороны или всю совокупность общественной
жизни работников, включая членов их семей,
что к тому же является основным условием
формирования коллективистских начал
на уровне отдельных хозяйственных единиц.
1.2. Социальная защита населения государством.
Что касается макро уровня, то здесь имеет место, можно сказать, исключительно государственная социальная политика, охватывающая всю систему социально-экономических отношений в обществе. Она направлена на установление относительной социальной справедливости, ослабление дифференциации доходов и имущества различных социальных групп и классов, смягчение противоречий между субъектами экономических отношений и предотвращение социальных конфликтов на
экономической основе. Государство располагает целой системой механизмов и инструментов, с помощью которых реализует социальную политику.
Под социальной защитой понимаются обязательства общества по реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, закрепленных законодательными и нормативными актами. Это прежде всего решение задач занятости и обеспечения реального уровня прожиточного минимума1, адресности социальной поддержки, достижения оптимального соотношения уровней жизни активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан.
Налоговая политика использует механизм прогрессивного налогообложения в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления социальной поддержки малообеспеченных в социальном плане слоев населения. Однако нельзя допускать таких налоговых ставок, которые ослабят стимулы к получению высоких доходов, что снижает активность труда и капитала.
Социальная политика, в конечном счете, направлена на гармонизацию социально-экономических отношений всех участников рыночной экономики в рамках концепции социального партнерства между трудящимися, управленческим аппаратом и собственниками капитала. Наиболее полно проявляется социальное партнерство в рамках генеральных и отраслевых соглашений, заключаемых на трехсторонней основе: профессиональными союзами, союзами предпринимателей и промышленников и правительством. В соответствии с ними определяется линия поведения лиц наемного труда и работодателей, за соблюдением которой следит государство, и в случае возникновения конфликтных ситуации государственный аппарат исполнительной ветви власти выступает в роли арбитра.
1.3. Формы социальной защиты
Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной.
Активная форма социальной защиты предполагает целый комплекс мероприятий по трансформации, существующей совокупной рабочей силы в направлении соответствия ее состава происходящим структурным сдвигам в отдельных сферах общественного производства или экономики в целом. Речь идет о государственной финансовой поддержке системы подготовки и переподготовки кадров, а также создании новых рабочих мест.
Пассивная форма социальной защиты сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате пособий, выдаче дотаций.
Проблема благосостояния включает в себя как экономическую, так и социальную и этическую составляющие. Благосостояние нации не может формироваться исключительно на рыночных принципах, ибо существует довольно широкий круг общественных потребностей, удовлетворение которых невозможно осуществить через рынок. Тем не менее проблема стоимостной оценки данных потребительских благ, равно как и труда работников в различных областях социальной сферы общественного воспроизводства, становится архиактуальной.
В связи с
наличием объективных предпосылок
социального неравенства
Для характеристики благосостояния используются такие показатели, как прожиточный минимум, уровень стоимости жизни, качество жизни.
Уровень стоимости жизни определяется структурой расходов среднего жителя (семьи) на приобретение соответствующей потребительской корзины товаров и услуг.
Качество жизни помимо совокупности благ и услуг включает в себя здоровье нации, физическое развитие, уровень образования, условия и безопасность труда, возможности полезного использования свободного времени, состояние экологии.
2. Проблема занятости и её государственное
регулирование.
Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В данной области переплетаются социальное и экономическое, экономическое и этическое. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно неимоверно велика. Всякие попытки принизить её, приписать рынку труда достаточность внутренних механизмов саморегулирования означают чистейшей воды экономизм утопического толка.
Специфика рынка
труда заключается в
Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей. Принципы минимального уровня оплаты труда, индексации заработной платы в связи с инфляцией, ограничения на увольнение работников, выплаты выходных пособий, создания новых рабочих мест являются неотъемлемыми атрибутами законодательства подавляющей части индустриально развитых стран.