Конституционное право граждан РФ на референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и свободные выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и значение референдума………………………………………5
Глава II. Конституционное право граждан РФ на референдум………………14
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие и значение референдума………………………………………5

Глава II. Конституционное право граждан РФ на референдум………………14

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

      На волне общедемократических преобразований начала 90-х годов 20в. референдум, а также свободные выборы, были признаны «высшим непосредственным выражением власти народа» (ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации). С того времени законодательство о референдумах  и выборах в Российской Федерации, ее субъектах и муниципальных образованиях получило стремительное развитие.

      Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и свободные выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

      Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

       В процессе исследования использовались как фундаментальные научные труды, так и материалы периодических изданий. Из последних хотелось бы выделить работы исследователей института референдума: Курячая М.М., Кривачева А.А., Невинского В.В., Нудненко Л.А..

      В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа, ее искаженной передаче парламентариями.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.

      Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) – это всенародное голосование за проект или против какого-либо предлагаемого решения. Решение, принятое на референдуме имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

      Референдум — один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения.

      Порядок организации  и проведения референдума во  многом похож на избирательные  процедуры (те же требования к  избирателям, по таким же  

принципам создаются списки участников референдума, комиссии

референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и пропаганды и т.д.).

      Вместе с тем  референдум имеет свои особенности, вытекающие из

отмеченного выше обстоятельства: голосования не за кандидатуру, а за

проект какого-либо решения. Поэтому существуют специальное правовое регулирование референдума. Кратко упоминается о референдуме в Конституции, до 2004г. действовал Федеральный конституционный закон 1995г. «О референдуме Российской Федерации»¹, в 2004г. он заменен новым законом. В конституциях республик и уставах других субъектов РФ содержатся более подробным положения о референдуме. Приблизительно в 70 субъектах в 2003г. действовали законы о референдуме на уровне субъекта (о местном референдуме в Смоленской области, о референдуме на территории субъекта в Костромской области и др.). Иногда  положение о референдуме содержится в избирательном кодексе (Воронежская область).              

     На референдум, как правило, выносится вопрос, предполагающий положительный или отрицательный  ответ избирателя. Этот вопрос или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Действующее законодательство РФ устанавливает пределы допустимого использования института референдума.

      В соответствии  с названной тенденцией на референдум согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004г. не могут быть вынесены вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении

 

 

___________

             1 СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.

досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов

 Государственной Думы Федерального Собрания Российской  либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

  1. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении,                           приостановлении или продлении полномочий лиц,

           замещающих  государственные должности Российской  Федерации;

  1. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  2. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо о назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  3.   о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
  4. о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  6. об амнистии и помиловании.     

Вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

      Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение двух лет после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

А также, в период федеральной избирательной кампании и в последний год полномочий Государственной Думы или Президента Российской Федерации запрещено проведение референдума Российской Федерации (кроме референдума, проводимого по инициативе Конституционного Собрания или инициированного в соответствии с международным договором). Запрещается также выступать с инициативой проведения референдума Российской Федерации, как в период федеральной избирательной кампании, так и в том случае, “если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, иных выборных федеральных органов государственной власти”1.

      Процедура выдвижения  инициативы состоит в том, что  на референдум выноситься  только такой вопрос, который действительно нужен для всего

 

 

___________

           1СЗ РФ. 2004.№ 27. Ст. 2710.

 

общества и государства. К ним можно отнести:

· требование, чтобы инициативная группа состояла из региональных подгрупп, созданных не менее чем в половине субъектов Федерации;

· требование, чтобы каждая региональная подгруппа включала не менее 100 участников референдума;

· требование нотариального заверения подписей всех участников собрания региональной подгруппы;

· требование регистрировать каждую региональную подгруппу в соответствующей избирательной комиссии субъекта Федерации;

· запрет регистрации иной региональной подгруппы, если в субъекте Федерации уже зарегистрирована региональная подгруппа с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса;

· ограничение двумя месяцами срока, в течение которого не менее чем в половине субъектов Федерации должны быть зарегистрированы региональные подгруппы;

· предоставление права сбора подписей исключительно членам инициативной группы;

· требование собирать подписи только в тех субъектах Федерации, где зарегистрированы региональные подгруппы;

· сокращение срока сбора подписей с трех месяцев до 45 дней;

· возможность отзыва инициативы решением собраний более половины региональных подгрупп.

      Как уже отмечалось выше, организация референдума аналогична организации свободных  выборов. Голосование    осуществляется    только

с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами. Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ.

      Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос.

      Отдельные избиратели  могут подавать жалобы на действия  избирательных комиссий, комиссий  по референдуму, на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах.

       Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

       Действие нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности ч. 2 ст. 66 Конституции определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч.3 ст.3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.

       Конституция РФ отнесла к компетенции Президента РФ право назначения всероссийского референдума. Однако это не означает, что он становится единственным субъектом, обладающим этим правом.

В соответствии со ст.84 Конституции, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Закон предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа, что может и явиться основанием для установления особой юридической силы, решений принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будет подчиняться нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме.  

       В качестве  примера можно рассмотреть образование  нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами1.

       Часть вторая  ст. 130 Конституции РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения. К ним относятся местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а также формируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии.

       Местный референдум может использоваться в двух формах:

во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. В таком случае он проводится по мере необходимости и используется для принятия решений, наряду с выборными органами местного самоуправления;

Информация о работе Конституционное право граждан РФ на референдум