Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:31, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и свободные выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и значение референдума………………………………………5
Глава II. Конституционное право граждан РФ на референдум………………14
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………
Если согласиться
с приведенными приложениями
или хотя бы одним из них
и применить их к проблеме
допустимости введения
Для того чтобы
дать объективную оценку
Во-первых, принцип народовластия (полновластия народа, народного суверенитета) вовсе не означает, что прямое волеизъявление народа начинает доминировать при принятии государственных решений. Ни в одной стране мира референдум не является приоритетной формой народовластия. Везде он лишь в той или иной степени дополняет деятельность представительных государственных органов.
Во-вторых, народное
представительство как
В-третьих, народный
суверенитет как
В-четвертых, Конституция РФ отнюдь не запрещает законодателю вводить условия и ограничения для использования института референдума. Более того, она вообще не содержит серьезных гарантий права граждан на референдум. Имеется мнение, что российская Конституция не устанавливает ограничений в отношений предмета референдума, поскольку конституционный законодатель стремится к максимальному демократичному и широкому регулированию института референдума. На самом деле ключевым моментом для «конституционного законодателя» было назначение референдума Президентом РФ.
В-пятых, в реальности
референдум – это не более
чем один из механизмов
Инициирование референдума в петиционном порядке организуется и осуществляется не абстрактными «народными массами», а вполне конкретными политическими силами, зачастую, представляющими оппозицию. Безусловно, в демократическом государстве в арсенале оппозиции может быть право инициирования референдума по вопросам, не удобным для правящего кабинета. Однако такая возможность всегда в той или иной степени ограничивается, регламентируется нормами конституционного права. Оппозиция не может и не должна иметь абсолютное, неограниченное право предлагать населению решения, за реализацию которых она не несет ответственности.
Заключение
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что плохо, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум – это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа.
Подводя некоторые итоги, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и неразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства в России.
Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и коллизии в праве
Кроме того, юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа – верховного обладателя власти.
Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.
Только с усвоением народом демократических ценностей важнейший демократический институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит, происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика.
Список литературы:
Информация о работе Конституционное право граждан РФ на референдум