Конституционное право граждан РФ на референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и свободные выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и значение референдума………………………………………5
Глава II. Конституционное право граждан РФ на референдум………………14
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

       Если согласиться  с приведенными приложениями  или хотя бы одним из них  и применить их к проблеме  допустимости введения ограничений  для вопросов референдума, то  можно придти к однозначному  выводу: введение таких ограничений нарушает принцип народного суверенитета и не допускается Конституцией РФ. Ведь в теории конституционного права принято утверждать, что народный суверенитет имеет приоритет перед государственным суверенитетом. Органы государственной власти являются представителями народа, действуют в рамках полученных от него полномочий. Следовательно, они не могут ограничивать право народа самостоятельно принимать какое-либо решение прямым волеизъявлением. Если народ своим прямым решением, принятым на референдуме, не ограничил свои права и не уполномочил законодателя вводить такие ограничения, то «самочинное» (без санкции народа) их введение законодателем будет нарушать народный суверенитет.

       Для того чтобы  дать объективную оценку состояния  сегодняшнего российского законодательства и предложить пути его совершенствования, следует четко разделить правовые идеалы и действительность, желаемое и возможное, юридические фикции и реальность. Без этого будет трудно избежать логических противоречий и строго аргументировать позицию в защиту института референдума.

       Во-первых, принцип  народовластия (полновластия народа, народного суверенитета) вовсе не  означает, что прямое волеизъявление  народа начинает доминировать  при принятии государственных  решений. Ни в одной стране мира референдум не является приоритетной формой народовластия. Везде он лишь в той или иной степени дополняет деятельность представительных государственных органов.

       Во-вторых, народное  представительство как конституционную  идею нельзя смешивать с институтами частноправового представительства.

       В-третьих, народный  суверенитет как легитимирующую  юридическую фикцию нельзя сводить  к наличию у народа неотчуждаемого  субъективного права принять  любое государственное решение  на референдуме.

       В-четвертых, Конституция РФ отнюдь не запрещает законодателю вводить условия и ограничения для использования института референдума. Более того, она вообще не содержит серьезных гарантий права граждан на референдум. Имеется мнение, что российская Конституция не устанавливает ограничений в отношений предмета референдума, поскольку конституционный законодатель стремится к максимальному демократичному и широкому регулированию института референдума. На самом деле ключевым моментом для «конституционного законодателя» было назначение референдума Президентом РФ.

       В-пятых, в реальности  референдум – это не более  чем один из механизмов политического  процесса, но отнюдь не панацея  от социальных бед и не средство  принятия оптимальных государственных  решений.

       Инициирование референдума в петиционном порядке организуется и осуществляется не абстрактными «народными массами», а вполне конкретными политическими силами, зачастую, представляющими оппозицию. Безусловно, в демократическом государстве в арсенале оппозиции может быть право инициирования референдума по вопросам, не удобным для правящего кабинета. Однако такая возможность всегда в той или иной степени ограничивается, регламентируется нормами конституционного права. Оппозиция не может и не должна иметь абсолютное, неограниченное право предлагать населению решения, за реализацию которых она не несет ответственности.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что плохо, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум – это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

       Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

       Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа.

       Подводя некоторые итоги, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и неразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства в России.

       Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и коллизии в праве

Кроме того, юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа – верховного обладателя власти.

Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.

Только с усвоением народом демократических ценностей важнейший демократический институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит, происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 48 с. – (Кодексы и законы)
  2. Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995.№ 42. Ст.3921
  3. Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004.№ 27. Ст.2710
  4. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в  составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами»
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.- 315с.
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 463 с.
  7. Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России. // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. №1. С. 38-45
  8. Курячая М.М. Содержание права граждан Российской Федерации на референдум. // Конституционное и муниципальное право. 2005. №4. С. 14-18
  9. Курячая М.М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. №7. С.23-26
  10. Комарова В.В.  Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношения и проблемы). // Конституционное и муниципальное право. 2005.№9. С. 16-19
  11. Невинский В.В. Общероссийский референдум: содержание и значение конституционно-правовых новелл 2002 и 2004гг. // Конституционное и муниципальное право. 2005.№3. С.14-17
  12. Нудненко Л.А. Конституционное право граждан Российской Федерации на референдум и международные стандарты. // Конституционное и муниципальное право. 2005.№1;№2. С. 20-25;   10-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

      

          

 

 

 

 

    

 

 

 

 

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Конституционное право граждан РФ на референдум