Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:31, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и свободные выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и значение референдума………………………………………5
Глава II. Конституционное право граждан РФ на референдум………………14
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………
во-вторых, как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения.
__________
1 Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами».
Следовательно, институт референдума можно использовать на всех
уровнях власти.
Таким образом, референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдум применяется для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие Конституции).
ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РФ НА РЕФЕРЕНДУМ.
Конституционным правом гражданина, составляющим ядро соответствующего института непосредственной демократии, является участие в референдуме. В большинстве конституций зарубежных стран не упоминается о прямом волеизъявлении народа, отдавая предпочтение представительной форме демократии. Конституции ряда государств закрепляют право народа на осуществление власти как непосредственно, так и через представителей, не упоминая референдум, а только подразумевая возможность его реализации. Некоторые конституции, закрепляя народный суверенитет, провозглашают в качестве важнейших институтов непосредственной демократии наряду с выборами референдум. При этом предпочтение отдается выборам.
И только в статье
3 Конституции Российской
Следует отметить,
что конституционное право на
участие в референдуме не
Итак, Конституция РФ 1993 г. придает исключительное значение референдуму, дважды упоминая его в главах первой и второй.
Роль референдума как высшего непосредственного выражения воли и власти народа подтверждается императивным характером принимаемых на референдуме решений, которые являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении.
Согласно п. 2 статье
31 Конституции Российской
Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.
Участие граждан в референдуме осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления при тайном голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Исходя из исключительной
важности вопросов, выносимых на
референдум, для реализации основ
конституционного строя
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. регулирует предмет референдума, исходя из принципа «можно все, что не запрещено законом».
Особенностью референдума в Российской Федерации является деление референдумно-правовых процедур на стадии в зависимости от группы управомоченных на реализацию соответствующих действий субъектов и ближайшей цели таких действий. Целью всех стадий референдума является реализация права граждан на участие в управлении делами государства или осуществлении местного самоуправления путем непосредственного принятия властных решений.
В литературе предложено следующее деление референдума на стадии и этапы:
1) подготовка референдума: народная инициатива (инициатива иных субъектов, наделенных правом инициировать проведение референдума); формирование и расходование средств фонда для участия в референдуме; информирование граждан; агитация по вопросам референдума; обсуждение вопроса, выносимого на референдуме;
2) проведение референдума:
регистрация инициативной
3) реализация принятого на референдуме решения: вступление в силу решения, принятого на референдуме; принятия правового акта органами власти, если в соответствии с принятым на референдуме решением принятие такого акта обязательно.
В ходе выдвижения инициативы проведения референдума и в ходе самого референдума находят свое развитие и иные основные права и свободы личности:
а) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч.4 ст. 29 Конституции РФ), которое конкретизирует следующие права: право на получение и распространение информации о референдуме; право участвовать в агитации за или против проведения референдума и по вопросам референдума; право участников на беспрепятственный доступ к документальной информации о себе;
б) право на объединение
(ч. 1 ст. 30 Конституции РФ) – право
на создание инициативной
в) право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31 Конституции РФ) – право на проведение агитации за или против проведения референдума, агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий;
г) право обращаться
лично, а также направлять
д) право распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ) – право оказывать финансовую (материальную) поддержку инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума;
е) право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) – право сбора подписей избирателей, право на участие в агитационных мероприятиях, право на добровольное, бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению референдума;
ж) право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституция РФ) – право участвовать в работе комиссий референдума, в наблюдении за голосованием на референдуме, подсчетом голосов и установлением итогов голосования;
з) право на
возмещение государством вреда,
причиненного незаконными
Таким образом,
понятием «право граждан на
референдум» охватывается
Принципиальное
значение в плане обеспечения
свободы политического
Думается, что это касается и права на участие в референдуме, поэтому нельзя однозначно утверждать об индивидуальном характере всех без исключения прав граждан, связанных с участием в референдуме.
В юридической
литературе основным критерием
разграничения прав и свобод
на индивидуальные и
В этой связи
большинство производных
Однако реализацию
права на референдум нельзя
рассматривать лишь как набор
действий, осуществленных в ходе
его подготовки и проведения.
В современной науке
Отсюда реализация
права на выдвижение
Конституционное право граждан на референдум может быть реализован только коллективно, посредством выражения воли участников референдума, определяемой на основе волеизъявления большинства. Следовательно, исходя из принятого критерия классификации, данное право можно признать коллективным.
Право граждан на референдум имеет субъективный характер, реализуется исключительно через правоотношения:
- конституционное право граждан
Российской Федерации на
- иные (производные) права, связанные
с выдвижением инициативы
Подводя итог,
можно предложить следующее
Недопустимость ограничения возможности инициирования и проведение референдума.
Информация о работе Конституционное право граждан РФ на референдум