Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Содержание работы

1. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства……...3

2. Конституционный строй России……………………………………………………………..5

3. Конституционные права, свободы и обязанности граждан………………………………...7

4. Избирательная система……………………………………………………………………….9

5. Избирательный процесс……………………………………………………………………..10

6. Президент Российской Федерации…………………………………………………………12

7. Федеральное собрание Российской Федерации……………………………………………17

8. Правительство Российской Федерации…………………………………………………….18

9. Органы судебной власти Российской Федерации…………………………………………19

10. Местное самоуправление…………………………………………………………………..21

Список используемой литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Основные фундаментальные права  и вытекающие из них иные права  и свободы обеспечивают различные  сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:

1) личные 2) политические 3) социальные, культурные, экономические.

1) Личные права и свободы связаны  непосредственно с личностью,  не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право  на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное  передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

2) Под политическими правами  и свободами подразумевают права,  затрагивающие непосредственно  политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия – 18 лет (ст.60).

3) Социальные и экономические  права призваны обеспечить человеку  достойный жизненный уровень.  К ним относятся: право на  экономическую деятельность, право на собственность, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду.

К этой категории также относят  и культурные права, гарантирующие  доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие  в культурной жизни и пользовании  учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

 

Обязанности

Обязанности – это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся на ее территории обладают всеми правами и свободами и исполняют равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о детях  и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита отечества и т.д.

 

4. Избирательная  система

 

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок выборов в иные федеральные государственные органы, преду­смотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с фе­деральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми  нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Избирательная система и избирательное  право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации участвует  в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации  в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие  на гражданина Российской Федерации  с целью принудить его к  участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий  за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.

 

5. Избирательный  процесс

 

Избирательный процесс можно разделить в несколько этапов:

Составление списков  избирателей

В списки избирателей включаются все  граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным  правом.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Образование избирательных  округов и участков

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании  данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Формирование избирательных  комиссий

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов  в Российской Федерации осуществляют:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные  комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

Порядок формирования избирательных  комиссий по выборам в федеральные  органы государственной власти, а  также по выборам в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации  осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

Выдвижение и регистрация  кандидатов

Право выдвижения кандидатов (списков  кандидатов) принадлежит избирательным  объединениям и блокам, непосредственно  избирателям, а также лицам в  порядке самовыдвижения.

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются  соответственно уровню проводимых выборов  на съездах (конференциях) федеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей  избирательной комиссией по письменному  заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению избирательных  объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Обжалование решений избирательной  комиссии

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

 

6. Президент  Российской Федерации

 

Пост главы государства существует при всех формах правления. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.

Президент РФ избирается всенародным  анонимным голосованием на четырехлетний  срок. В соответствии с Конституцией РФ Президент имеет право главенствовать не более двух сроков.

Информация о работе Конституционное право