Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Содержание работы

1. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства……...3

2. Конституционный строй России……………………………………………………………..5

3. Конституционные права, свободы и обязанности граждан………………………………...7

4. Избирательная система……………………………………………………………………….9

5. Избирательный процесс……………………………………………………………………..10

6. Президент Российской Федерации…………………………………………………………12

7. Федеральное собрание Российской Федерации……………………………………………17

8. Правительство Российской Федерации…………………………………………………….18

9. Органы судебной власти Российской Федерации…………………………………………19

10. Местное самоуправление…………………………………………………………………..21

Список используемой литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Являясь высшим исполнительным органом  государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство обладает широким диапазоном распорядительных полномочий, которые  гораздо шире, чем исполнительные полномочия. Следует также отметить, что статус Правительства РФ предопределен такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, приоритетность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

Федеральная исполнительная власть государства  разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные органы.

В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства  и федеральные министры.

Согласно Конституции (ст.113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации  обладает очень широким кругом полномочий.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Одной из основных функций Правительства  является организация исполнения федеральных  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и прин6ятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

 

9. Органы судебной  власти Российской Федерации

 

В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она как  бы является независимым; арбитром для  органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем.

Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции в  России существует четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача — следить за тем, чтобы  все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст.125).

Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей, которые разделены на две коллегии. Председатель Суда и  председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Конституционного Суда РФ. Сами судьи (как указывалось выше) назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

На Конституционный Суд РФ возложено  разрешение споров о компетенции  между различными органами государственной  власти. Помимо этого проверяется  конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской' Федерации.

Конституционный Суд РФ работает только по запросам Президента РФ, Правительства  РФ, Парламента (либо его палат, либо отдельных Депутатов), высших федеральных судов (Верховного и Высшего Арбитражного) и по запросам органов государственной власти субъектов РФ. Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в неге могут обращаться граждане РФ.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации (ст.126). Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Арбитражные суды осуществляют гражданское  судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ (ст.127).

Независимость и самостоятельность  судов определяется статусом судей  и общими принципами организации  судопроизводства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и неприкосновенны.

Общими принципами судопроизводства в РФ являются:

1) гласность судебного разбирательства,  которая заключается в том,  что слушание дела идет в  открытом заседании, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе (например, закрытые слушания проводятся по делам о преступлениях несовершеннолетних);

2) состязательность, что предполагает  наличие в судебном разбирательства  сторон, которые доказывают либо  оспаривают те или иные обстоятельства дела;

3) равноправие сторон, которое указывает  на равный правовой статус  сторон — участников судебного  процесса;

4) коллегиальность,— этот принцип  предусматривает коллегиальное  рассмотрение дел в отличие  от единоличного. Как правило,  дела рассматриваются либо судьей и народными заседателями, либо коллегией судей, решение принимается большинством голосов.

 

10. Местное  самоуправление

 

Конституция Российской Федерации (ст.12) закрепляет один из важнейших элементов  основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.

Местное самоуправление - это система  организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под  свою ответственность) решение  населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Местное самоуправление - это форма  народовластия, обеспечивающая населению  возможность самостоятельно и под  свою ответственность решать вопросы местного значения.

Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и  идеи, лежащие в основе организации  и функционирования местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения населением  всех вопросов местного значения.

2. Организационное обособление  местного самоуправления в системе  управления обществом и государством.

3. Многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного  самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует  основные направления муниципальной  деятельности. Эти функции обусловлены  природой местного самоуправления, его  принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его  основные функции:

1. Обеспечение участия населения  в решении местных дел.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей  территории.

4. Обеспечение потребностей населения  в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно  важных услугах.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

6. Защита интересов и прав  местного самоуправления, гарантированных  Конституцией РФ и законами.

Органы местного самоуправления

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся:

1. Представительные органы местного  самоуправления (которые могут именоваться  думой, муниципальным собранием  и т.п.). Они избираются гражданами  соответствующей территории. Возможно  также формирование органов местного  самоуправления из представителей соответствующих муниципальных органов.

2. Собрания, сходы граждан, посредством  которых в небольших населенных  пунктах граждане непосредственно  осуществляют местное самоуправление.

3. Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста  и т.п.), которые могут избираться или назначаться. Они руководят деятельностью местной администрации, структура которой зависит от вида населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности населения. Структура, полномочия  местной администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.

Органы  местного  самоуправления  избираются (формируются) сроком на два  года.

Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам  территориального общественного самоуправления, которые образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов).

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Баглай М. В. Конституционное  право Российской Федерации. Учебник  для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 752 с.

 

2.  Жуйков В. М. Права человека  и власть закона. - М., 1995. - 284 с.

 

3.  Козлова Е. И. , Кутафин О.  Е. Конституционное право Российской  Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с. 

 

4. Конституционный строй России / Под ред. Глушко Е. К. - М., 1995. - 130 с.




Информация о работе Конституционное право