Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:47, реферат
Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
1. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства……...3
2. Конституционный строй России……………………………………………………………..5
3. Конституционные права, свободы и обязанности граждан………………………………...7
4. Избирательная система……………………………………………………………………….9
5. Избирательный процесс……………………………………………………………………..10
6. Президент Российской Федерации…………………………………………………………12
7. Федеральное собрание Российской Федерации……………………………………………17
8. Правительство Российской Федерации…………………………………………………….18
9. Органы судебной власти Российской Федерации…………………………………………19
10. Местное самоуправление…………………………………………………………………..21
Список используемой литературы…………………………………………………………….23
Правовой статус Президента РФ
Правовой статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме.
Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Однако Президент РФ осуществляет свои полномочия не на основе подчинения.
Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д.
Основные функции Президента РФ
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ, и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства.
Полномочия Президента РФ
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, то есть принадлежат исключительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуют решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.
По специфике предметов
Президент и Федеральное Собрание. Конституция проводит четкое разделение их полномочий, исходя из принципа разделения властей. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента Назначаются Советом Федерации. Президент имеет право внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.
Президент обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями.
Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренными Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации.
При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти. Каждодневное сотрудничество Президента с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате.
Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Он имеет право
Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности.
Отношения с субъектами РФ. Из конкретных полномочий Президента РФ большое значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать полномочных представителей в регионе РФ.
Полномочные представители не входят в органы государственной власти субъекта РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ, отсюда их независимость от органов власти субъектов РФ, в которых они представляют Президента РФ.
Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
Президент также имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Президент и судебная власть.
В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Совета Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов.
С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального Прокурора РФ. В соответствии с Федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности генерального Прокурора РФ.
Военные полномочия.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента.
Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.
В случае агрессии против России Президент вводит на территории РФ или в отдельной ее местности военное положение. Указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Совета Федерации. Но Президент не вправе объявить состояние войны. Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах.
Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные грамоты и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Чрезвычайное положение. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Однако Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, который пока не принят. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др. Указ Президента доводится до сведения населения не менее чем за 6 часов до вступления его в силу.
Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные звания. Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления.
Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.
Совет Безопасности РФ. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван также обеспечивать условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
7. Федеральное собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание - парламент
Российской Федерации является представительным
и законодательным органом
Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.
Согласно (ст.20) Регламента в обязательном порядке Государственная Дума образует следующие комитеты: Комитет Государственной Думы по законодательству; Комитет Государственной Думы по государственному строительству; Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике#M12293 3 901757345 23977398 4294967294 3562858724 4294967294 1467120115 3777048164 4294967294 3433097248 #S; Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам; Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству; Комитет Государственной Думы по собственности; Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи; Комитет Государственной Думы по обороне и т. д.
Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.
Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
В соответствии со (ст.18) Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.
8. Правительство Российской Федерации
Правительство – это высший орган исполнительной власти Российской Федерации.
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
Правовое положение