Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 09:42, реферат
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации; политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Введение…………………………………...………………………………………3
1. Конституция РФ……………………………..…………………………..4
3. Исполнительная власть РФ………………….………………………....7
3.1 Понятие, функции и особенности исполнительной власти
3.2 Механизм исполнительной власти
3.3 Система исполнительной власти в Российской Федерации.
4. Конституция РФ об исполнительной власти в России.
(Глава 6. Правительство РФ)……………………………………….….16
4.1. Статья 110
4.2. Статья 111
4.3. Статья 112
5. Заключение………………………………..………………………….22
6. Список использованной литературы………………………….……24
В соответствии с принципом федерализма действующая система
исполнительной власти состоит из следующих звеньев:
— федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
— республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Представляя единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, федеральные органы и органы субъектов федерации в пределах своих полномочий призваны проводить в жизнь социально-экономические преобразования в России в целом, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать правопорядок. Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В то же время органы исполнительной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъектами федерации, действует акт субъекта федерации.
Согласно ныне действующим Указам Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», структуру федеральных органов исполнительной власти образуют:
- Правительство РФ;
- Федеральные министерства РФ;
- Государственные комитеты РФ;
- Федеральные комиссии России;
- Федеральные службы;
- Российские агентства;
- Федеральные надзоры России;
- иные федеральные органы исполнительной власти.
4.
Конституция РФ об
(Глава 6. Правительство РФ)
СТАТЬЯ 110
Правительство Российской Федерации.
Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Комментарий
В Советский период Совет Министров и все иные исполнительно-
распорядительные органы именовались органами государственного управления. Только советы назывались органами государственной власти.
Согласно ст.122 конституции РСФСР
1978 года Совет Министров РСФСР-
посвященную Правительству РФ. В ней собраны основные нормы, раскрывающие юридическую природу Правительства РФ, регулирующие конституционно-правовой статус Правительства РФ, его место в системе органов государственной власти и характеризующие его деятельности.
Правительство РФ действует на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17. 12. 1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Согласно ст. 1 названного Закона:
-Правительство Российской
Федерации является органом
-Правительство Российской
Федерации осуществляет
-Правительство Российской
Федерации является
В названном Законе содержится четкое указание на то, что именно Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти. В Конституции РФ такое указание отсутствует.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Деятельность Правительства РФ по более эффективному исполнению федеральных законов регулируется постановлением Правительства РФ от 11. 11. 2002 № 803 «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов».
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
состоящий из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. В статьях 111-112 Конституции РФ урегулирован порядок назначения Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Аналогичные требования установлены для заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Как правило, федеративные министры – это руководители федеральных министерств. Вместе с тем, статусом федерального министра могут обладать и иные должностные лица; например, руководитель аппарата Правительства РФ.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждены указами президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
СТАТЬЯ 111
Президентом Российской Федерации с согласия государственной Думы.
Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Комментарий
Конституция впервые определяет особую процедуру согласования при назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации, основанную на принципе независимости и балансе основных ветвей государственной власти с учетом особого положения Президента РФ в системе политико-государственного устройства страны. Эта конституционная новелла обусловлена изменившейся системой государственной власти в России. Участие в формировании поста Председателя Правительства как представительного органа, так и главы государства вызвано попыткой создать систему сдержек и противовесов во впервые закрепленном российской Конституцией принципе разделения властей.
Кандидатура председателя Правительства обсуждается и согласовывается только с одной палатой Федерального Собрания – Государственной Думой, для которой и установлены серьезные последствия при неоднократном отклонении ею кандидатур на этот пост.
Часть первая комментируемой статьи определяет основы порядка формирования Правительства с назначения Председателя Правительства РФ. Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства с согласия Госдумы.
Устанавливается предельный срок (две недели) для внесения кандидатуры Председателя Правительства после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. Государственная Дума обязана в недельный срок рассмотреть представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ.
Таким образом, частью второй и третьей комментируемой статьи ограничиваются временные рамки процедуры согласования при назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации, что является несомненной гарантией при формировании системы государственной власти не федеральной уровне.
Положение части 4 комментируемой статьи о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право президента Российской Федерации представлять ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение – с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.
После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации – независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуска.
Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Исходя из ч.4 ст.111, Госдума вправе лишь дважды отклонить кандидатуру Председателя Правительства без последствий для себя. Если она сделает это в третий раз, то Президент «назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы». В случае отклонения третьей кандидатуры, Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства.
Закрепленная комментируемой статьей обязанность Президента Российской Федерации в случае роспуска Государственной Думы назначить новые выборы также гарантирует стабильность демократических институтов: принципа разделения властей и функционирования полноценного парламента.