Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

1) Раскройте основные идеи классической (макиавеллистской) концепции элит
В чем состоит функция политического лидера в демократическом обществе?

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 30.43 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

  1. Раскройте основные идеи классической (макиавеллистской) концепции элит

Макиавеллистская  школа  
          Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководили их государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:                                                                                                    

  1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.                                                                                         
  2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.                  
  3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.                                                                                                           
  4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.         
  5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, Утрате своих выдающихся качеств.    Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств «всеобщего благоденствия», циничное отношение к борьбе за власть. Такая критика во многом не лишена оснований

 

  1. В чем состоит функция политического лидера в демократическом обществе?

У политического лидера выделяют следующие функции:

l) интегративную (объединение  интересов различных слоев общества  в единую программу);

2) координационную (между ветвями власти и общественным мнением);

3) прагматическую (цели и задачи общества реализуются в конкретных программных действиях).

3) Раскройте содержание политической культуры.

Политическая культура —  составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних уче­ных она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают сово­купность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.

Политическая культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся  представлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Следовательно, политическая культура — динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества. В соответствии со сказанным можно дать следующее определение политической культуры: Политическая культура — это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Впервые термин «Политическая  культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное же представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитие теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М. Дюверже и некоторые другие ученые.

Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений  с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько  им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной  жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.

В то же время сосуществование  ценностей и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное  несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют  сосуществовать в ней "логичным", «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В.Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правила, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели «социалистического строительства» в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим строем прошло там достаточно безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.

Однако в разных странах  — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной  и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию насилия, — там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.

Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического (потестарного) учения граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин), понимая свободу как "бесчинство разнузданности" (С.Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распространению болезненных энтофобий и вспышек насилия в обществе.

Констатируя невозможность  построения всех форм участия граждан  в политике на образцах культуры, а  также разную степень обусловленности  институтов власти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

Политическая культура относится  к такому явлению ду­ховной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне полити­ческой зрелости общества. Поступательное развитие поли­тической истории человеческого общества — это не только становление и развитие государства, утверждение и смена тех или иных форм его устройства и правления, политиче­ских режимов и политических систем, но и развитие соци­альных субъектов политики — личности, различных групп населения, общества в целом. В процессе этого развития субъекты политики усваивают ту или иную политическую культуру, которая соответственно своему характеру оказы­вает воздействие на политическую жизнь, политический процесс, политическую систему общества и политический режим. Воздействие настолько сильное, что отдельные по­литологи считают политическую культуру составной ча­стью политической системы общества.

 

4) Какие из нижеперечисленных  определений политики, на Ваш  взгляд, правильны, верны лишь  частично или некорректны (ответ  аргументируйте):

а) концентрированное  выражение экономики;

б) процесс управления;

в) отношения по поводу власти;

г) форма общения  людей.

 

5) Сравните идеологию социализма и коммунизма (параметры сравнения студент определяет самостоятельно).

Социализм - это промежуточный  путь. Первая ступень. В теории Марсизма социализм - это путь развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему.

- Социалистическое общество  выходит из капиталистического  и поэтому «во всех отношениях, в экономическом, нравственном  и умственном, сохраняет ещё родимые  пятна старого общества, из недр  которого оно вышло» Критика Готской программы Карл Маркс.

- Результат труда распределяется  сообразно тому, сколько каждый  индивидуальный производитель вкладывает (трудовой пай), трудодни. Он получает  квитанцию о том, какой он  сделал вклад, и получает такое  количество предметов потребления  из общественных запасов, на  которое затрачено данное количество  труда. Господствует принцип эквивалентности:  равное количество труда обменивается  на равное. Но, так как разные индивиды обладают разными способностями, то они получают не одинаковую долю предметов потребления. Принцип: «От каждого по способностям — каждому по труду».

- В собственность лиц  не может перейти ничто, кроме  индивидуальных предметов потребления.  В отличие от капитализма, запрещено  частное предпринимательство (уголовное преступление)

- Государство представляет  собой революционную диктатуру пролетариата.

В Манифесте коммунистической партии определены следующие возможные  меры по переходу к социализму (именно меры, но не отличительные черты):

- Экспроприация земельной  собственности и обращение земельной  ренты на покрытие государственных  расходов.

- Высокий прогрессивный  налог.

- Отмена права наследования.

- Конфискация имущества  всех эмигрантов и мятежников.

- Централизация кредита  в руках государства посредством  национального банка с государственным  капиталом и с государственной  монополией.

- Централизация, монополия  всего транспорта в руках государства.

- Увеличение числа государственных  фабрик, орудий производства, расчистка  под пашню и улучшение земель  по общему плану.

- Одинаковая обязательность  труда для всех, учреждение промышленных  армий, в особенности для земледелия.

- Соединение земледелия  с промышленностью, содействие  постепенному устранению различия  между городом и деревней.

Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной  его форме. Соединение воспитания с  материальным производством

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"