Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

1. Роль политики в экономической жизни общества.
2. Особенности современного политического процесса в России.
3. Проследите хронику политических событий в мире, России и Удмуртии по материалам СМИ в течение двух месяцев и сделайте обзор важнейших из них.

Файлы: 1 файл

контр. политология.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 7.

1. Роль политики  в экономической жизни общества.

2. Особенности  современного политического процесса в России.

3. Проследите  хронику политических событий в мире, России и Удмуртии по материалам СМИ в течение двух месяцев и сделайте обзор важнейших из них.

 

1. Роль политики  в экономической жизни общества.

 

 

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая  сфера, то есть все то, что связано  с производством, распределением, обменом  и потреблением созданных трудом человека благ.

 

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

 

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

 

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

земля со всеми ее богатствами;

труд, зависит от количества населения и его образования  и квалификации;

капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

предпринимательские способности.

 

В течение многих столетий проблема — как удовлетворить многочисленные потребности людей — решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.

 

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

 

Главные вопросы экономики  — что, как и для кого производить.

Различные экономические  системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

 

С традиционной экономики  начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

 

Централизованная (или  административно-командная) экономика  строится на основе единого плана. Она  господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде государств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности.

 

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяемые рынком, цены.

 

Указанные выше экономические  системы в чистом виде практически  не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значительна. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы — использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономики. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом  ряда бывших социалистических стран  от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переходной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок  из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над детьми — это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

 

Любое стабильное, устойчиво  развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое  «нормальная», «здоровая» семья? Это  малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция — по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощущение защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться сомнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказывании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

 

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье  приводит к созданию так называемого  «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

 

Авторитарный стиль  взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете, может развить жестокость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс неполноценности.

 

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотношений, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая служит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

 

 

3. Вам исполняется  16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?

 

В данном случае 16-летнему  несовершеннолетнему необходимо представить  работодателю: паспорт и справку  о предварительном медицинском  осмотре (обследовании).

 

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство  государственного пенсионного страхования.

 

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать  трудовой договор. Причем, в рассматриваемом  случае — срочный трудовой договор.

 

В трудовом договоре работнику  следует обратить внимание на следующие  пункты:

место работы;

трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

дата начала работы;

срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

условия оплаты труда;

режим рабочего времени и времени  отдыха и др.

 

Также необходимо помнить, что согласно со статьей 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  современного политического процесса в России.

 

Политический процесс  в России представляет собой широкую  палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые  задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.

 Первая особенность  политического процесса в России  состоит в нерасчлененности политики  и экономики, социальных и личных  отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

 В условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство как организованная сила. Однако, поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.

 Отсюда вытекает  вторая особенность политического  процесса в России - отсутствие  консенсуса между участниками  политического жизни. В России  не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить  за несколько лет реформ. Другая  же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

 Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

 Третья особенность  политического процесса в России  состоит в его неструктурированности  и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще-ства весьма условны.

 Во-первых, потому, что  интересы гражданского общества  только начинают формироваться,  а сами партии, кроме лидеров  и их ближайших сторонников,  мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее  на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

 Отсутствие дифференциации  и специализации политических  ролей и функций у субъектов  и носителей власти обусловлено  российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в советское - у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.

 В современных условиях  ситуация концентрации политического  господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую  декларацию принципа разделения властей и функций. Только теперь большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

 Четвертая особенность  политического процесса в России  выражается в отсутствии интеграции  среди его участников, что является  следствием отсутствия в обществе  единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"