Впрочем, новшество может
ударить не только по таким
псевдопартиям, но и по вполне
реальным политическим объединениям.
Из известных на федеральном уровне
партий поправки в закон могут существенно
осложнить жизнь, например, «Гражданской
платформе» Михаила Прохорова, на счет
которой только за последние полгода поступило
более 24 млн рублей. Но, кроме самого бизнесмена,
в руководстве партии других представителей
крупных корпораций просто нет. Теперь
Прохоров не сможет перечислять на счет
партии более 4,3 млн рублей в год и его
участие в судьбе своего детища может
существенно сократиться.
По мнению экспертов, жизнь
новым партиям осложнит и финансовый
аудит. Постоянные проверки могут просто
парализовать их работу. Ежегодный оборот
в 60 млн рублей только на первый взгляд
может показаться внушительной суммой.
На самом деле только для того, чтобы содержать
региональные отделения в половине российских
субъектов, а также составлять ежегодные
отчеты, партии требуется как минимум
25—30 млн рублей. И эти деньги, по словам
Андрея Богданова, необходимы для содержания
«спящей партии» из 500 человек, которая
на самом деле существует лишь в списках
Минюста. В случае же, если ее создатели
захотят не просто сохранить за собой
громкое партийное название, но и начнут
участвовать хотя бы в одной избирательной
кампании, расходы тут же возрастут в разы.
«В случае если партия
станет размещать рекламные материалы
в СМИ, развешивать билборды с именами
своих кандидатов, то ее траты моментально
превысят 60 млн рублей в год. Если сейчас
такую партию не могут проверять чаще
чем раз в три года, то скоро их смогут
проверять хоть каждый день. Постоянный
аудит может стать реальным инструментом
для прекращения работы несистемных партий»,
— утверждает Богданов.
С этим согласны и в
КПРФ, чей ежегодный бюджет превышает
834 млн рублей, из которых всего
160 млн приходит из госказны. По
мнению коммунистов, для малых
партий подготовка ежегодных финансовых
отчетов может стать настоящей головной
болью. «Для того чтобы ежегодно предоставлять
отчеты в налоговые органы и в ЦИК, мы вынуждены
держать сегодня около 100 бухгалтеров.
В регионах у нас 84 человека и больше 10
— в центральном аппарате. Для малых партий
предоставить такую отчетность будет
очень накладно и в организационном, и
в материальном плане. Кроме того, придется
дополнительно платить за аудит. Это удержит
политиков от создания новых партий»,
— отмечает Вадим Соловьев.
«Философия закона
одна: максимально ужесточить получение
партиями независимых финансовых
средств, — отмечает руководитель
региональных программ Фонда
развития информационной политики
Александр Кынев. — Для этого
уменьшаются объемы разовых поступлений
средств, вводятся запреты на получение партиями
кредитов. В выигрыше оказываются партии,
поддерживаемые государством. Понятно,
что одни получают госфинансирование,
а другие — нет».
С ним соглашается
и член федерального гражданского
комитета партии «Гражданская платформа» Ксения Зеленцова. По ее
словам, обязательный аудит создает дополнительные
сложности для партий в первую очередь
из-за высокой стоимости таких услуг. По
ее мнению, гораздо правильнее было бы
применять аудит только к партиям с госфинансированием,
а те, кто живет на пожертвования спонсоров,
должны сами решать, нужна им проверка
или нет.
На практике законопроект
приведет не только к удорожанию
содержания партий, но и к появлению
многочисленных цепочек посредников
между спонсором и партийным
кошельком, предупреждают политтехнологи. «Уже
сейчас перед выборами, для того чтобы
наполнить избирательные счета партий,
у их отделений нередко выстраивается
очередь из студентов, которые за 500 рублей
кладут на счет партии, к примеру, по миллиону.
Таким образом, партия может получить
спонсорскую помощь в размере 100 млн рублей
неизвестно от кого и зачем», — рассказывает
Андрей Богданов.
Примечательно, что
законопроект Минюста, который
подготовлен для повышения финансовой
прозрачности партий, фактически
не затрагивает интересов главных политических
игроков — четырех думских партий. Их
доходы складываются вовсе не из частных
пожертвований, а, наоборот, из отчислений
фирм и предприятий. Так, в 2011 году на счет
«Единой России» поступило почти 4 млрд
рублей, из которых госфинансирование
составило лишь 894 млн. Еще 2,7 млрд партии
подарили 260 компаний. Частные лица (в 2011
году их было всего 95 человек) перечислили
в партию всего 38 млн. Большинство же спонсоров
«Единой России» — общественные фонды
поддержки партии в регионах. Они как под
копирку перечисляли в «Единую Россию»
от 500 тыс. до 40 млн рублей.
Однако законопроект
не вводит каких-либо ограничений
для перечислений средств со
счетов юридических лиц. Они
по-прежнему смогут переводить
в партийные кошельки крупные суммы — до 43 млн рублей в год. При
этом кто скрывается за безвестными фирмами,
никому не известно. Кынев уверен, что
и с принятием нового закона партии, поддерживаемые
властью, по-прежнему останутся в выигрыше.
К ним претензий, вероятнее всего, не будет.
«Ни для кого не секрет, что у нас в стране
действуют двойные стандарты правоприменения.
Закон усиливает положение только привилегированных
получателей госфинансирования. Главная
философия этого закона — поставить независимые
партии под жесткий колпак», — считает
Кынев.
Тем не менее
даже крупным политическим партиям
все труднее станет получать
денежные подарки от своих
анонимных спонсоров. После того
как одного из самых богатых
депутатов Госдумы от «Справедливой
России» Олега Михеева лишили
депутатской неприкосновенности, он заявил «Профилю»,
что политика становится все менее привлекательной
для бизнесменов, а значит, вкладывать
в нее деньги больше не имеет смысла. Особенно
если речь идет о финансировании оппозиционных
партий, которые, как оказалось, не в состоянии
отстоять своих депутатов ни перед правоохранительными
органами, ни перед парламентариями. «В
Думе у бизнеса больше нет возможностей
для лоббирования интересов, все законопроекты
вносятся сверху, и мы на них никак не влияем.
Кроме того, если какие-то бизнесмены начинают
поддерживать оппозиционные партии, тут
же идет накат на их бизнес», — признался
«Профилю» Олег Михеев.
18.03.2013 У НАС ЕСТЬ МАМА: Кто же стал главой ЦБ?
Президент Владимир Путин
сидел у себя в кабинете и хмуро
смотрел на печку-буржуйку, которую накануне наскоро
смастерили сотрудники ФСО.
Труба от печки тянулась
вдоль стены и выходила в форточку.
«Средневековье какое-то! — ворчал
глава государства. — Нельзя, что
ли, просто объявить?» Президенту предстояло
сделать непростой выбор: назначить папу Центрального банка.
Путин прикрыл глаза и задумался. Вариантов
у него было немного. С одной стороны, Алексей
Кудрин и еще несколько кардиналов из
Конгрегации святой либеральной веры.
«Они, конечно, мужики умные, образованные,
но какие-то скучные, — размышлял президент.
— Уперлись и талдычат свое: «Финансовая
дисциплина! Экономия! Низкая инфляция!»
А какая тут может быть дисциплина? Силовикам
— дай, военно-промышленному комплексу
— дай, бюджетникам — дай. И этой... «Единой
России» — тоже дай. Деньги нужны до зарезу!»
На другой чаше весов была кандидатура
кардинала Глазьева из Конгрегации священного
советского предания. Он давно уже рисовал
перед взором президента прельстительные
картины, нашептывал: вот, мол, прогоним
либералов, включим печатный станок, напечатаем
денег вволю, и вы, ваше вашство, сможете
выполнить все свои предвыборные обещания,
не оглядываясь на всяких там гарвардских
зануд. Это, конечно, звучало заманчиво!
«Пенсии повысим, — прикидывал в уме президент,
— еще пару атомных подлодок заложим...»
Но что-то мешало ему поддаться глазьевским
чарам. Он еще хорошо помнил старые времена
и знал, чем кончилось советское предание.
«Если Кудрин — белый дым, если Глазьев
— тогда красный, — думал Путин. — Кого
же выбрать?» И тут его осенило. «А назначу-ка
я им не папу, а маму, — решил он. — Вот
хоть Набиуллину! Она не такая упертая,
как эти наши записные либералы, но и без
глазьевских закидонов. По деньгам с ней
можно будет договориться». Довольный
собой, Путин пошуровал в печке, и из трубы,
к вящему удивлению собравшихся под окнами
людей, повалил розовый дым. «Вот пусть
теперь поломают голову, что это значит,
— пробормотал Путин, прикрывая заслонку.
— Аналитики!..»
22.03.2013 Ошибка премьера Медведева
Премьер Дмитрий Медведев
грустил. В последнее время он почему-то часто вспоминал
недолгое свое президентство.
Ах, какие были надежды!
Какие идеи роились в голове! Какие
интересные предложения выдвигались!
Вот взять хотя бы проект создания
российского аналога компьютерной
игры World of Warcraft! А «кремниевая долина» в Сколково? А
переименование милиции в полицию? А включение
бадминтона в школьную программу? А перенос
министерств за МКАД? Ну почему, почему
толком ничего не получилось? Этот вопрос
не давал Дмитрию Анатольевичу покоя.
Чтобы отвлечься от печальных размышлений,
премьер включил айпад и стал просматривать
новости. Информленты полнились сообщениями
с Кипра, власти острова перед лицом надвигающегося
дефолта строили планы спасения один фантастичнее
другого. «А ведь там заблокированы средства
российских госструктур, — озабоченно
подумал премьер. — Надо что-то делать...»
И тут Дмитрию Анатольевичу пришла в голову
блестящая, как ему показалось, мысль.
Он снял трубку и вызвал помощников. «Послушайте,
я по поводу Кипра, — начал премьер. —
Если такие страсти там кипят, может, нам
подумать и какую-то зону создать на Дальнем
Востоке? У нас мест много хороших: Cахалин,
Курилы. Заодно, может быть, часть наших
денег, которые на Кипре, к нам переедут,
а?» Помощники переглянулись, и один, помявшись,
обратился к премьеру:
— Оно, конечно,
можно, Дмитрий Анатольевич... Да
только...
— Что — только?
— нетерпеливо спросил Медведев.
— Да только
не поедет туда никто, —
неожиданно твердо закончил помощник.
— Почему это
— не поедет? — поинтересовался
премьер.
— Есть уже такой
офшор.
— Как — есть?
— удивился Медведев. — Где?
— На Дальнем
Востоке, на острове одном... Сингапуром
называется. Туда из Европы уже
лет десять деньги утекают.
И наши люди там тоже... интересуются.
— А чем же
этот Сингапур лучше нашего Сахалина? — запальчиво спросил Дмитрий
Анатольевич.
— Разное бают…
— неопределенно произнес помощник.
— Спокойнее там как-то, надежнее...
Банковская тайна строгая, налоги
благоприятные. И еще говорят,
что Сингапур этот по части
борьбы с коррупцией то ли на 9-м месте в мире, то ли на 10-м... А Россия
— на 126-м.
И тут премьера
словно током ударило: «Вот
оно что! Коррупция! Вот чем
надо было заниматься-то! А я
все — бадминтон...» Но он
поспешил прогнать от себя
неприятные мысли.
09.04.2013 Высочайший контроль
Проверкой деклараций чиновников
займется администрация президента
Президент Владимир Путин
подписал два указа о порядке
декларирования расходов чиновников.
До 1 июля чиновники, депутаты, муниципальные
служащие, а также руководители госкомпаний
и госкорпораций обязаны будут отчитаться
не только о доходах и имуществе, но и о
расходах — в том случае, если стоимость
приобретенной недвижимости, ценных бумаг
или транспортного средства окажется
больше совокупного дохода чиновника
и его супруги за последние три года.
Изменяется и порядок
контроля над декларациями госслужащих.
Если раньше достоверность указанных
чиновником сведений проверяли
кадровые службы соответствующих
ведомств, то теперь президент
Владимир Путин и руководитель
его администрации Сергей Иванов могут поручить Управлению по
вопросам государственной службы и кадров
осуществить проверку достоверности и
полноты сведений о доходах, расходах,
предоставляемых лицами, замещающими
любые должности, вплоть до чиновников
муниципального уровня. Причем проверку
продолжат осуществлять и кадровые органы
других подразделений, но у администрации
президента появляется право затребовать
и проверить декларацию любого из более
чем миллиона чиновников, которые подают
декларацию. Интересно, что в президентском
указе не упоминается, кто будет проверять
декларацию самого президента и главы
его администрации.
Директор Центра
технологии государственного управлении
Российской академии народного
хозяйства Владимир Южаков отмечает,
что хотя в обязанности вышестоящего
руководителя входит проверка деклараций
своих подчиненных, но насколько она окажется
объективной и всеобъемлющей, будет зависеть
от публичности поданных чиновником сведений.
В этом случае, отмечает Южаков, общественные
организации и журналисты смогут проверить
их наравне с сотрудниками президентской
администрации и указать им на недостоверность
чьих-либо сведений. Однако сроки обнародования
обновленных деклараций в президентском
указе не установлены.
18.04.2013 Депутатские парашюты
Региональным депутатам
разрешили получать «выходное пособие»
Конституционный суд
РФ позволил региональным депутатам
получать денежные вознаграждения в
случае прекращения полномочий с
учетом экономических возможностей
субъекта.
Ранее суды общей
юрисдикции по инициативе прокуратуры запретили Архангельскому областному
собранию устанавливать гарантии выплаты
вознаграждений депутатам. Архангельские
депутаты обратились с запросом в КС РФ.
Суд фактически уравнял региональных
депутатов с федеральными, которые в случае
роспуска Госдумы имеют право на выплату
денежного пособия в размере трех ежемесячных
зарплат, а в случае неизбрания в новом
созыве — в размере одной зарплаты. Аналогичные
компенсации сейчас выплачиваются также
судьям, государственным гражданским
и муниципальным служащим. Теперь региональные
Заксобрания должны будут самостоятельно
определить размеры выплат в различных
случаях прекращения полномочий своих
депутатов, а также, в каком случае парламентарий
не будет иметь права на дополнительные
оклады (например, в случае вынесения ему
обвинительного приговора суда).
В мире:
03.03.2013 ЕСТЬ КОНТАКТ!
Джон Керри побеседовал с Сергеем
Лавровым
В переговорах по ПРО
речь должна идти о гарантиях ненаправленности
противоракетной системы против
ядерного потенциала России
Госсекретарь США Джон Керри, назначенный на этот пост
в феврале, провел первую встречу со своим
российским коллегой, главой МИДа Сергеем
Лавровым.
В ходе беседы госсекретарь
признал проблему усыновления российских
детей американцами и пообещал лично
принять меры, чтобы обеспечить контроль за приемными семьями.
В то же время дипломатам не удалось сблизить
позиции по вопросу размещения американской
системы ПРО в Европе. По словам Лаврова,
в переговорах по ПРО речь должна идти
о гарантиях ненаправленности противоракетной
системы против ядерного потенциала России.
«Если мы не можем договариваться о совместной
системе, как Россия не раз предлагала
еще начиная с 2007 года, когда президент
Путин посещал США, то нужно вести, конечно,
речь не об очередных декларациях, а о
гарантиях», — подчеркнул глава российского
МИДа. Еще одной темой переговоров Лаврова
и Керри стала ситуация в Сирии. По итогам
встречи дипломаты подтвердили готовность
привести оппозицию и власть Сирии к диалогу.