Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:45, контрольная работа
1. Основные модели политической культуры – тоталитарно-авторитарная и либерально-демократичская.
2. Изучение и осмысление всех достижений политологических исследований потребует больших усилий как со стороны наших профессиональных политологов, так и со стороны всех, кто интересуется и занимается политикой.
3. Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.
1. Основные модели политической культуры 3
2. Современные политологические теории 9
3. Определите специфические особенности определений «Демократическое государство», «Правовое государство», «Социальное государство» 18
Список литературы 20
Содержание
Основные модели политической культуры – тоталитарно-авторитарная и либерально-демократичская.
Тоталитарно-авторитарная
модель политической культуры характеризуется
приоритетностью коллективистск
– политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство;
– политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями. Активно практикуется политическая цензура;
– политический язык стандартизирован и скуден. Ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Соответствующая символика маловариантна, однообразна и редкообновляема;
– политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе;
– уровень политической культуры большей части общества невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.
В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.
Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать от дельные либерально-демократические элементы.
Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.
Этой, модели присущи следующие характерные черты:
– политические сознание и ценности общества формируются децентрализовано (многоканально), из многообразных источников. Согласно, им уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан.
Основные ценности: права человека, свобода, плюрализм (т. е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;
– политическое информирование общества многоканально и альтернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется в основании к информации радикального, экстремистского толка;
– существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен, Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;
– политический язык обширен и не стандартен. Непрерывно совершенствуется и обогащается. Политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации;
– политическое поведение многообразно;
– политическая культура общества находится на достаточном уровне. Ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляющийся технико-технологическим прогрессом.
Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.
Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие.
В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. п.) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.
Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике, контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.
Характеристика основных типов политической культуры:
1. «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентаций.
Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.
2. «Открытый» тип. Восприимчив к инокультурному опыту. Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности.
Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демократической модели политической культуры.
З. Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления политической системы.
У людей – носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» В религиозных и социальных стереотипах и традициях.
Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.
4. Подданническая политическая культура. Носители этого типа предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении.
Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.
5. Активистская политическая культура. Отличительной чертой этого типа является отчетливая ориентация гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.
Третий, четвертый и пятый типы политической культуры относятся к категории «чистых», т. е. достаточно ярко выраженных. Наряду с ними существуют и «смешанные» типы политической культуры:
6. Патриархально-подданическая политическая культура.
7. Подданическо-активистская политическая культура.
8. Патриархально-активистская политическая культура. Дело в том, что в реальной политической жизни различные политико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимовлияют друг на друга. В результате этого и образуются «смешанные» типы политической культуры.
9. «Культура гражданина»
(относится к числу «смешанных»
10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку».
В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.
Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна и харизматичность, - то есть ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».
Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью. Он может усиливать в обществе чувство изолированности и разногласия между социальными группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие.
11. Интегрированный тип политическ
На ряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры.
Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»).
Политические субкультуры
К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие:
а) политическая субкультура Запада. Ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политических пристрастий.
Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентаций, отличается многообразием.
Эта политическая субкультура является базовой основой либерально демократической модели политической культуры;
б) политическая субкультура Востока. Ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического выбора. Харизматична.
В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной.
Распространена передача власти по наследству и ее элитарность;
в) региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-государственным признакам.
По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т. п.
г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики.
Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.
Носителями религиозно-
д) этнополитические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав.
В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Ceвepa, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.
Политические субкультуры
е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.
Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ - начале ХХ в. На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологии. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исследований.