Коррупция и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Содержание работы

Введение

1. История и основное понятие коррупции

2. Формы коррупции в России

2.1 Элитарная коррупция

2.2 Низовая коррупция

3. Последствия коррупции

4. Борьба с коррупцией

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ.docx

— 38.16 Кб (Скачать файл)

 

В качестве организационных  мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной  раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с  учетом последних достижений науки  и техники.

 

В целях совершенствования  оперативно-розыскного и уголовно-процессуального  законодательства в целях повышения  эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих  принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения  прав и свобод граждан, а тем более  их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование  должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в, целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти  на существенные материальные затраты  в деле борьбы с коррупцией.

 

Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как  криминального явления должно быть основаны не только на закреплении  всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении  и невозможности государственных  органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое ни будь отношение  к какой-либо хозяйственной деятельности. Я имею в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую  деятельность, так как, любое отношение  к хозяйственной деятельности порождает  у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях.

 

Властная государственная  и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном  лице, не должны осуществляться одной  организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений  такое совмещение двух различных  видов деятельности деформирует  каждую из них. В настоящее время  отчетливо видно, что занятие  одновременно хозяйственной деятельностью  и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия  для злоупотребления властью  и проникновения коррупции в  государственный аппарат. Орган  государственной власти, осуществляя  присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

 

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных  органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими  правилами:

 

1) государственные органы  и органы местного самоуправления  не должны получать доход или  извлекать для себя иную выгоду  из осуществления властных полномочий;

 

2) они также не должны  осуществлять наряду с властными  полномочиями какую-либо иную  деятельность, направленную на извлечение  для себя дохода или получение  иной выгоды.

 

Первым нормативным актом, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России явился УКАЗ Президента от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной  службы"

 

Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и до принятия других нормативных  актов призванных регулировать борьбу с коррупцией не смотря на свой малый  объем, установил основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных  лиц властных органов государства.

 

Это:

 

1. Запрет служащим государственного  аппарата:

 

заниматься предпринимательской  деятельностью;

 

оказывать любое не предусмотренное  законом содействие физическим и  юридическим лицам с использованием своего служебного положения;

 

выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской  и творческой деятельности);

 

быть участником хозяйственных  обществ и товариществ.

 

2. Установление для государственных  служащих обязательного представления  декларации о доходах, движимом  и недвижимом имуществе, вкладах  в банках и ценных бумагах.

 

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности  иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Указ Президента России "О  борьбе с коррупцией в системе  государственной службы, несмотря на свою своевременность и важность, не лишен известных дефектов (узость круга решаемых вопросов, недостаточная  проработанность с точки зрения юридической техники и др.). Отсутствие проработанного механизма реализации Указа и контроля за его выполнением  создает серьезные препятствия  эффективному применению, как самого указа, так и всего скудного законодательства по борьбе с коррупцией.

 

До сих пор не принят Закон о коррупции, проект которого несколько раз был отклонен Президентом. Именно в этом законе дано определение  качественно нового правонарушения - правонарушения связанного с коррупцией.

 

Итак, правонарушение, связанное  с коррупцией это - противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к  нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ  с использованием своего должностного положения или статуса органа (учреждения), в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность  субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов (учреждений).

 

Сложность, с которой Государственная  дума сталкивается в принятии этого  законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон  в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный  акт не может определять какие  деяния считаются преступными, а  какие нет. Тоже можно сказать  и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским  кодексом. Некоторые нормы устанавливаемые  Законом идут в разрез, с той  огромной массой законов и др. нормативных  актов, которая в настоящий момент и составляет существующую систему  права. К сожалению, нормы Закона, позволяющие более менее адекватно  настоящему времени регулировать борьбу с коррупцией неминуемо идут в  разрез и противоречат существующему  законодательству, и, следовательно, в  случае принятия Закона, дестабилизируют  и без того раздираемую различными интересами систему права. В первую очередь необходимо проверить все  законы на коррупционноемкость, то есть может ли использоваться этот закон  в целях получения взятки. Здесь  наверняка всплывут многие лобби - законы.

 

Неверно полагать, что в  этой проблеме виновна судебная система. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных  органов и должностных лиц  судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы  среднего и крупного бизнеса, где  и так налажена и отработана административная система.

 

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

 

1.  Общественное осознание  опасности коррупции и ее последствий

 

2.  Предупреждение и  предотвращение коррупции

 

3.  Верховенство закона  и защита прав граждан.

 

Существуют основы, без  которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых  средств массовой информации с ней  бороться бессмысленно, потому что  никакая коррумпированная власть без  внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее навиду, показывать, что  государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить  медленное, постепенное образование  в это сфере, молодые люди будут  осознавать, что взяточничество в  России пресекается на корню, и уровень  коррупции постепенно начнет падать.

 

Если вы подавляете независимую  прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете  избирателей. Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень  коррупции. И третье непременное  условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции.

 

Заключение

 

Для того, чтобы уровень  коррупции в нашей стране начал  хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать систематически и  прогрессивно.

 

·  Дать полную свободу  печати другим СМИ, ведущим свои независимые  расследования.

 

·  Необходимо создавать  различные структуры контроля за работой чиновников.

 

·  Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть  за появлением новых видов правонарушений.

 

·  Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов  и др. денежных расчетов.

 

·  Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать  на людей любого социального уровня.

 

·  Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.

 

·  Уличать сотрудников  государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что  надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли  и увеличение доходов в краткосрочном  периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

 

Список литературы

 

1.  Кардаполова Т.Ф., Руденкин  В.Н. Политология. Учебно-методический  комплекс. Екатеринбург УИЭУиП. 2006г.

 

2.  Катаев Н.А. Сердюк  Л.В. Коррупция Уфа 1995г.

 

3.  А.С. Дементьев. Состояние  и проблемы организации борьбы  с коррупцией. Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД,  Московский ин-т. 1996, Т.1, с.25.

 

4.  Коррупция: политические, экономические, организационные  и правовые проблемы. Под ред.  Лунева В.В. М., Юристъ 2001 г.

 

5.  Граждан Валерий.  Коррупция: одолеют ли ее россияне? // "Власть" 12’2004

 

6.  Замятина Т. Россия  и коррупция: кто кого? Эхо планеты, 2002 г., № 50

 

7.  Сатаров Г.А. Тепло  душевных отношений: кое-что о  коррупции Общественные науки  и современность, 2002 г., № 6

 

8.  Симония Н. Особенности  национальной коррупции // Свободная  мысль - XXI, 2001 г., № 7


Информация о работе Коррупция и методы борьбы с ней