Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

4. Функция адаптации. Обладая  возможностью практического предъявления требований к власти, группы давления не только связывают общество и государство, но и обеспечивают организованные формы представительства обобщенных интересов.

2.Общественные организации и их функции.

Общественные организации и  движения характеризуются:

а) системой связей и схожестью  интересов входящих в нее членов;

б) внутренней организационной структурой (формальной или неформальной);

в) способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

г) системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

В любой общественной организации  устанавливаются и неформальные связи, которые являются спонтанным творением, опирающимся на образцы деятельности, обычаи, традиции (свои и чужие). Задача руководителей организации обеспечить гармоническое единство формальных и неформальных связей, не допускать между ними конфликта.

Существенной задачей организации  является гармонизация общесоциальных целей с целями своих общностей и социальных групп. Через общественные организации в значительной мере реализуются идеи общественного самоуправления, демократизации жизни общества. Всякая общественная организация располагает определенными ресурсами (людскими, материальными, мотивационными ценностями и др.), которые и составляют социально-политический потенциал организации.

Закон "Об общественных объединениях" фиксирует неотъемлемое право людей  на добровольное их объединение на основе общности интересов. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, молодежные и детские организации, организации инвалидов, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

Общественные организации создаются  в целях защиты многообразных  прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, иной деятельности, не запрещенной законом. Закон не разрешает создание общественных объединений, целью деятельности которых является изменение конституционного строя, насильственное нарушение единства территориальных границ, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

В основном, все общественные организации  можно классифицировать по трем группам: социально-экономические, общественно-политические, профессионально-творческие.

Социально-экономические организации  различных классов своей главной  задачей считают реализацию непосредственных материальных интересов своих классов. Одним из видов таких организаций  являются предпринимательские союзы (торгово-промышленные организации, отраслевые ассоциации и объединения, объединения работодателей и т.д.). Они оказывают подчас сильное и значительное влияние на политику правительства. Социально-экономическими организациями рабочего класса выступают в основном профессиональные союзы, хотя имеются организации и другого рода, например, кассы взаимопомощи. Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Выполняя свои задачи по защите прав трудящихся, улучшению условий их труда и жизни, профсоюзы всегда играют видную роль и в политической жизни.

Можно выделить три основных вида профсоюзов:

1) цеховые профсоюзы, объединяющие  рабочих и служащих по признаку  профессии;

2) производственные профсоюзы,  особенно характерные для нашего общества;

3) конфессиональные, которые объединяют  рабочих и служащих по вероисповеданию  (объединение христианских профсоюзов  в Германии).

Профсоюзы имеют свои международные  организации, ведущей из которых  является Всемирная федерация профсоюзов (ВФП).

Существуют и социально-экономические  организации крестьянства. Более  распространенными являются различного рода крестьянские союзы, кооперативные объединения, потребительские, сбытовые и др.

Спектр общественно-политических организаций весьма разнообразен - это союзы молодежи, союзы женщин, ветеранов войны и труда, общества "Знание", "Мемориал", комитет солдатских матерей и др. Они не только являются местом развития социальной активности и самодеятельности для своих членов, но и все решительнее включаются в политическую жизнь, организуя свои печатные издания, собрания, митинги, пикеты.

Для нашей страны в переломный момент ее истории характерным является отсутствие авторитетных молодежных организаций. Мировая практика свидетельствует, что в наиболее острых ситуациях жизни тех или иных стран существенную, а порой и определяющую роль играла молодежь. Это не случайная связь, а логичная, имеющая объективную основу, закономерность.

Молодые люди в силу своего возраста находятся в том переходном состоянии  между детством, когда у человека отсутствует или сильно ослаблен инстинкт самосохранения, и зрелым возрастом, когда этот инстинкт становится зачастую доминирующим в определении линии поведения. Они еще не обременены хозяйством, семьей, и поэтому их действия не скованы страхом потерять уже ставший привычным комфорт. Молодые люди более активны в общении между собой, имеют относительно больше свободного времени, что в сочетании с естественно большим их скоплением в учебных заведениях, общежитиях создает благоприятные условия для политической работы. Свойственная молодости категоричность суждений делает коллективы молодежи, как формально образованные, так и неформальные, легко возбудимыми на самые радикальные, порой и опрометчивые действия. Возникает вопрос: почему в нашей явно находящейся в кризисной ситуации стране обладающие громадным политическим потенциалом массы молодых людей и, прежде всего, наиболее революционное в других странах студенчество проявляют удивительную пассивность. Для этого также имеются объективные причины.

Во-первых, это всеобщее крушение прежних  идеалов. У людей, которые внезапно увидели, что их многие годы попросту обманывали, не может не возникнуть в качестве естественной реакции  чувство разочарования и политической апатии. Это настроение быстро распространилось и среди молодежи.

Во-вторых, монополизм в политической жизни общества. Монопольное положение  КПСС было скопировано и в молодежном движении, где функционировала единственная молодежная организация ВЛКСМ, представлявшая собой скорее государственную организацию, нежели общественно-политическую.

В-третьих, определенное значение сыграло  и внезапное проявление комсомолом в 1987-1988 году бурной хозяйственно-экономической  инициативы. Случайно или преднамеренно, но был открыт клапан, направивший инициативу и предприимчивость наиболее активной части молодежи в сторону от политики, в коммерческое русло, что сыграло тормозящую роль в политизации активной части молодых людей. Через некоторое время большая часть этих молодых "бизнесменов" вернется к политической жизни, но пока основная их энергия уходит на первичное накопление капитала.

Первое побуждение при оценке общественно-политической позиции молодежи - досада на ее пассивность. Однако при трезвом размышлении  следует признать, что в сложившейся ситуации это скорее благо для страны, чем вред. Новые партии, занятые заботами своего политического и организационного становления, пока не способны стать центрами кристаллизации политической активности молодежи, что делает ее легкой добычей не только деструктивных сил общества, но и уголовных элементов. Поэтому политическая пассивность молодежи в конкретных условиях жизни может играть положительную роль, хотя, понятно, что она не может продолжаться длительное время, и молодежь, в силу своей природы, перейдет на активные политические позиции.

Весь вопрос в том, по какому пути пойдет молодежь, найдет ли она верные пути вывода страны из кризиса, сохранения ее независимости, возвращения ей былого могущества.

Слабость организаций и движений в общем плане объясняется слабостью общедемократического движения в стране. В то же время эта слабость имеет собственные причины: слабая социально-экономическая и политическая культура людей, малое количество компетентных лидеров, отсутствие прочных связей между различными классами и социальными группами, неадекватное понимание конкретной ситуации жизни страны, амбициозность лидеров и инициативных групп, отсутствие конструктивных предложений по выходу из экономического и политического кризисов. Преодоление этих причин позволит общественным организациям и движениям поднять эффективность своей деятельности на качественно новый уровень.

При всех негативных моментах в деятельности общественных организаций и движений следует учитывать, что в современных  условиях здесь сложилась совершенно иная ситуация. Если раньше государство могло по любому поводу вмешиваться в деятельность неполитических организаций и движений, то теперь законодательно запрещено такое вмешательство со стороны государственных органов и должностных лиц. Более того, каждой общественной организации в лице ее центрального органа предоставлено право законодательной инициативы.

Таким образом, деятельность политических партий, общественных организаций и  движений является реальным показателем  процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.

Тема11. Политические конфликты и способы их разрешения.

ПЛАН:

1.Понятие политического конфликта

2.Типы политических  конфликтов

3.Разрешение  политических конфликтов.

4.Политический  кризис.

1.Понятие политического  конфликта

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях - в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Понятие политического  конфликта обозначает борьбу одних  субъектов с другими за влияние  в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая государственная власть, обладание властью, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством, включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

2.Типы политических конфликтов

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликты интересов.  Конфликты такого рода преобладают  в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).

2. Конфликты ценностей  характерны для развивающихся  государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты идентификации:  характерны для обществ, в которых  происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.

Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

Субъектами позиционных  внутриполитических конфликтов выступают  политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.

Субъектами оппозиционных  внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

Информация о работе Краткий курс лекций по политологии