Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
Прежде всего, это девиз той или иной политической силы, претендующей на вхождение во властные структуры. Он становится стержнем политической рекламы. С давних времен избирательные кампании кандидатов на пост президента США проходят под определенным девизом, цель которого - привлечь на свою сторону избирателей, установить эмоциональный контакт с ними. Приведем примеры таких девизов. В избирательной кампании Ф. Рузвельта - «Новый курс», Г. Трумэна - «Справедливый курс», Дж. Кеннеди - «Новые рубежи», Л. Джонсона - «Великое общество», Р. Никсона - «Вместе вперед!», Дж. Картера - «Новые горизонты», Р. Рейгана - «Эра национального обновления», Б. Клинтона - «Назрела необходимость перемен».
Российские партии и избирательные объединения в 1995 - 1996 гг. также использовали данную форму политической рекламы. Например, были выдвинуты следующие девизы: НДР - «Стабильность и развитие, демократия и патриотизм, уверенность и порядок», КПРФ - «Россия, труд, народовластие, социализм», «Яблоко» - «Достоинство, порядок и справедливость», «Женщины России» - «Вера в любовь, надежда на семью, любовь к России», АПР - «Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние».
Важной формой политической рекламы являются символы. Как известно, символ Республиканской партии в США - слон, а Демократической - осёл. Изображение этих символов на плакатах, значках, лозунгах говорит, от какой партии проводится политическая реклама. В шествиях, организуемых в ходе избирательных кампаний Республиканской партии, редко обходятся без живого слона.
В политической рекламе большую роль играет такая ее форма, как листовки. Избиратели в своих почтовых ящиках находят их в большом количестве. В листовке важно все - от содержания до качества бумаги, на которой она напечатана. Те, кто организует политическую рекламу, например, в США, понимают, что высокое оформительское качество листовки подсознательно проецируется избирателями на объект рекламы. Формами политической рекламы являются также сувенирная и полиграфическая продукция, наружная реклама, прямая почтовая рассылка и др.
Большую роль в обеспечении политической рекламы и достижении ее цели играют средства, с помощью которых она осуществляется. Первым среди них является телевидение. Это стержень политической рекламы. Особенности данного средства массовой информации позволяют персонифицировать политику, усиливать роль тех способностей кандидата, черт его характера и даже внешности, которые формируют симпатии к нему потенциальных избирателей. Возможности телевидения создавать имидж кандидата практически не ограничены.
Вторым важным средством политической рекламы является использование компьютерных технологий. Сбор информации и ее обработка на компьютере позволяют «корректировать» имидж кандидата в соответствии с выявленными настроениями и суждениями, как отдельных групп избирателей, так и электората в целом. В силу этого появляется возможность достаточно быстро вносить изменения в содержание политической рекламы.
Третье средство политической рекламы — использование элементов шоу-бизнеса. Имеются в виду разного рода массовые увеселительные шествия, концертные программы и т.д. В США и других зарубежных странах это средство политической рекламы применяется достаточно широко. В избирательных кампаниях, проводимых в России, элементы шоу-бизнеса тоже стали использоваться. Например, массовые шествия и народные гуляния в целях политической рекламы проходили во время выборов в городскую Думу Волгограда, в Свердловской области в связи с выборами губернатора.
Несомненно, наряду с перечисленными средствами политической рекламы, в этом велико значение прессы и радио.
В итоге рассмотрения вопроса о политической рекламе можно сделать следующие выводы.
1.Политическая реклама, упрощая содержание программ, с которыми выступают партии и отдельные кандидаты, делает их простыми и доступными для потенциальных избирателей. Она, по существу, сводит содержание этих программ к простым альтернативам. В силу доступности реклама превращается в мощное средство ведения политической борьбы.
2.Политическая реклама
формирует политические
5. Особенности и основные виды политического менеджмента.
Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. Можно выделить их следующие основные виды:
1. Управленческие отношения,
2.Управленческие отношения,
3. Управленческие отношения, где
субъект (политическая
Политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:
1. Укрепление авторитета
2. Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.
3. Расширение числа сторонников
той или иной политической
программы, управленческого
4. Формирование электоральных
5. Организация политических
6. Влияние на политических
7. Оказание воздействия на лиц,
принимающих государственные
8. Мобилизация масс для
Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Он должен не принуждать, а побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т.д.
В соответствии с решаемыми задачами можно выделить следующие виды политического менеджмента:
1. Имиджмейкинг, или создание имиджа,
образа государственного, политического,
партийного деятеля,
2. Корпоративный политический
3. Электоральные технологии как
системная организация
4. Технологии политических
5. Технологии регулирования и
разрешения политических
6. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения. Решение задач в рамках каждого вида политического менеджмента требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты. Такое функциональное разделение труда, подчеркнем, характерно для всех видов политического менеджмента. В его основе лежит сложность решаемых субъектом управления задач. А главным итогом этой функциональной дифференциации стало появление специалистов, исполняющих узкие функциональные обязанности в рамках политико-технологического управления и обладающих для этого соответствующими знаниями, навыками и умениями.
Выделение особых видов профессий дало основание для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием принято выделять следующие виды политического менеджмента:
- аналитическое обеспечение
- политическая реклама;
- политический PR (пиар, public relation) как информационное обеспечение политических кампаний;
- имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения;
- спичрайтинг, или написание
текстов выступлений для
- организация и проведение
Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются новые профессии — ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.
Тема 14. Политическая элита общества.
ПЛАН
1. Понятие политической элиты и ее первые, классические концепции.
2. Современные теории элит.
3. Механизм формирования
и основные функции
4. Политическая элита России.
1. Понятие политической элиты и ее первые, классические концепции.
Различные субъекты политики оказывают на нее явно не одинаковое воздействие. Отдельные граждане и социальные группы обычно не принимают непосредственного повседневного участия в политической жизни. Этим занят особый слой людей, который называют политической элитой.
Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Элиты (в переводе с французского - "лучшее", "избранное") представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования, формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.
Концепция элиты, основанная на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики, была создана теоретиками итальянской школы политической социологии: Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсом. Эту школу называют макиавеллистской, поскольку именно И. Макиавелли, вычленив политику как самостоятельную сферу общества, стал рассматривать ее не как область должного и воображаемого, а как политическую реальность, как практику.
Профессор, депутат, сенатор Г. Моска сформулировал свою теорию элиты в работах «Основы политической науки» (1896 - 1923) и «История политических доктрин» (1923). Анализ «политического класса» Г. Моска осуществлял с помощью организационного подхода. По его мнению, развитие любого общества независимо от способа социальной и политической организации направляется руководящим классом; групповая сплоченность и единомыслие, свойственные общественному классу, обеспечиваются благодаря наличию у него организации, структуры, позволяющих сохранять власть.
Сам правящий класс неоднороден, он состоит из двух слоев: очень малочисленной группы «высшего начальства» (что-то вроде «сверхэлиты» внутри элиты) и гораздо более многочисленной группы «начальников среднего звена».
Вхождение в политический класс предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей. Доступ в политический класс открывают три качества: военная доблесть, богатство, церковный сан, с которыми связаны три формы аристократии - военная, финансовая и церковная. По мере развития цивилизации преобладающим качеством становится богатство. Меньшее значение имеют научные знания, умение применять их практически;