Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
ТЕМА 12. Политические процессы и политические отношения.
План.
1. Понятие политического процесса, его содержание и структура.
2. Типы и стадии
развития политического
3. Политические отношения, их субьекты и объекты.
1. Понятие политического процесса, его содержание и структура.
Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые учёные отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.
Все эти подходы, так или иначе, характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса.
Политический процесс
Политический процесс
В силу такой интерпретации
В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер с деятельностью харизматического лидера, Парсонс - с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.
Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Содержание понятия «
Данное понятие подчёркивает объективность,
естественноисторический
В целом политический процесс включает
механизмы становления и
В структуре политического
1) субъекты (акторы) политического процесса (институциализированные и неинституциализированные);
2) политические интересы данных субъектов;
3) политическая деятельность
4) политические отношения,
2. Типы и стадии политических процессов.
С содержательной точки зрения выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Они различаются специфической предметной сферой, особыми способами взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и закономерностями развития.
С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации её базовых, системных свойств. К ним можно отнести политическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством. В таком же смысле можно говорить и о процессе государственного управления, определяющем основные направления целенаправленного использования материальной силы государства. В то же время периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления), развитие местного самоуправления.
Политические процессы могут отражать изменения, протекающие в явной или скрытой форме. Явный политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. Скрытый процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также не властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Открытые и закрытые политические процессы. Закрытые процессы- тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые -изменения, которые не позволяют предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна.
Стабильные и переходные политические процессы. Стабильные выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определённого типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и др. В переходных процессах отсутствует чёткое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти, исключающих возможность качественной идентификации изменений.
В науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизованной основе. Так, Л. Пай выделял «незападный» тип политического процесса, относя к его особенностям склонность политических партий претендовать на выражение мировоззрения и представления образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и институтов и т.д.
Внутри цикла политического процесса можно выделить несколько фаз или стадий осуществления в нём основных функций политики, как это сделали, например, Г. Алмонд и Г. Пауэлл. Они постулируют наличие системных (социализации, рекрутирования и коммуникации) и процессуальных функций политики, к которым относят функции артикуляции интересов, их агрегирования, а также выработки конкретных политических мер и их осуществления. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определённую стадию в развёртывании целостного политического процесса.
На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные группы интересов (профсоюзы, объединения предпринимателей и пр.).
Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», то есть процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий обобщённый политический интерес, выразителем которого уже выступают крупные политические партии, объединения, движения и т.д.
На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определённой политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти. Хотя во многих случаях (как, например, в нынешней России) направленность вырабатываемого политического курса в немалой степени зависит и от исполнительной власти.
Четвёртая стадия обычного цикла политического
процессов заключается в
3. Политические отношения, их субъекты и объекты.
Под «отношением» вообще с античных времён принято понимать «взаимную определённость, по меньшей мере, двух предметов» (Аристотель). Определённость эта появляется как бы в результате сравнения предметов по тому или иному признаку, если «предметами» в общественных отношениях всегда являются либо индивиды, либо группы, то их «сравнительными признаками» (т.е. основаниями отношений) выступают, как правило, различные социальные ценности. Если, например, отношения между социальными группами складываются по поводу производства и распределения материальных благ, то это отношения экономические. Если в качестве основания отношения взять моральные нормы, то это нравственные отношения.
Основанием же политических отношений между различными социальными группами выступает политическая, т.е. прежде всего государственная власть, а также политические права и свободы. Завоевания, удержание и использование государственной власти составляет основное содержание политических отношений.
Политические отношения - это отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования политической, главным образом государственной власти, а также политических прав и свобод.
Разница позиций в сфере политической власти (близость или удалённость от рычагов управления, распределения ресурсов, обладание или лишение права на легальное применение силы и пр.) конституирует, «взаимно определяет» различные социальные общности или даже отдельных индивидов в качестве субъектов политических отношений.
Некоторые из общественных отношений имеют тенденцию переходить в устойчивые, стабильные состояния, в которых они могут пребывать достаточно долго. Если в том есть общественная потребность (разделения управленческого и исполнительского труда, например), то эти отношения будут самовоспроизводиться как бы автоматически, объективно и неизбежно. Такие устойчивые самовоспроизводящиеся формы общественных отношений называются социальными институтами. В общем массиве общественных отношений они начинают играть роль своеобразного «скелета», жёсткого каркаса всей разнородной конструкции, именуемой обществом в целом.
Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.
Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.