Культура мира, права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:39, реферат

Описание работы

В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать военные кон¬фликты, обостряться отношения между различными группами, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось.
Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли можно рассчитывать, что эта глобальная проблема «Проблема мира» разрешится автоматически, без целенаправленной деятельности всех людей. Поэтому такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по поводу обучения в духе мира, прав человека и признали, что эффективное обучение по данной проблеме вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.

Файлы: 1 файл

Культура мира, права человека.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Культура мира, права человека

 

§ 1. Культура мира

 

Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...

Д. Лихачев

 

Жизнь - это все... Мысли, чувства, действия ограничиваются рамками жизни, сквозь которые человек не может проникнуть. Она дается человеку один раз, и никто не имеет права ее отнять.

Глубокий нравственный и философский смысл заложен в первой библейской заповеди «Не убий». Жизнь каждого живого существа одинаково ценна как для него самого, так и для окружающего мира. Но с эволюцией человека, совершенствованием технических возможностей человечество все более и более стало нарушать эту заповедь. Возникли войны.

Д. Лихачев, создавая заповеди человечности, в первой из них писал: «Не убий и не начинай войны». Война не нужна человечеству, это не способ разрешения конфликта. Жить нужно, созидая, поддерживая ее во всех проявлениях.

Мировое сообщество, пережившее десятилетия холодной войны, на протяжении недолгого времени лелеяло надежду, что окончание этой борьбы означает новую эпоху - эпоху мира, толерантности, прав человека и демократии.

В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать военные конфликты, обостряться отношения между различными группами, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось.

Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли можно рассчитывать, что эта глобальная проблема «Проблема мира» разрешится автоматически, без целенаправленной деятельности всех людей. Поэтому такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по поводу обучения в духе мира, прав человека и признали, что эффективное обучение по данной проблеме вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.

В 1993 г. Международной организацией ЮНЕСКО была подготовлена и утверждена Программа культуры мира, а 2000 год был объявлен Годом культуры мира.

 

Декларация о культуре мира Статья 1

  • Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют:
  • уважение к жизни и ко всем правам человека;
  • отказ от любых форм насилия и приверженность делу предупреждения ненасильственных конфликтов путем устранения в корне причин их возникновения и решения проблем посредством диалога;
  • приверженность всестороннему участию в процессе справедливого удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений в области развития и окружающей среды;
  • приверженность принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами и между отдельными людьми.

Иными словами, Культуру мира можно определить как культуру мирного сосуществования всех народов и государств.

В соответствии с этим определением, Культура мира является всеобщим процессом глубоких преобразований и долгосрочных действий, направленных на укоренение в сознании людей и их образе жизни устойчивых традиций, таких, как:

  • уважение к правам и свободам людей;
  • отказ от любых форм проявления насилия и нетерпимости;
  • толерантное отношение к национальным, религиозным, культурным различиям между народами;
  • приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, согласия, солидарности и плюрализма.

Примечательно, что в русском языке слово «мир» обозначает и состояние, противоположное войне, и одновременно всю планету, все ее население. В программе ЮНЕСКО культура мира связана с первым значением. Программа содержит призыв укоренять в сознании людей идею защиты мира.

Тем не менее, двойное значение слово «мир» в русском языке имеет большой философский смысл. Оно может интерпретироваться как означающее, что планета не выживет, если населяющие ее люди не откажутся от войны, или, другими словами, что нам не удастся создать глобальное общество, свободное от войны, если мы не привлечем к решению этой задачи все правительства и все народы.

В материале ЮНЕСКО, подготовленном для ООН, подчеркивается, что культура мира базируется на основополагающих ценностях, ради которых и была создана Организация Объединенных Наций и во имя которых она осуществляет свою деятельность.

Что такое ООН, ты уже знаешь из уроков истории и обществоведения.

 

Культура мира базируется на стремлении сделать эти ценности основой взглядов и поведения людей на всех уровнях человеческого общества. Нельзя не согласиться с тем, что Культура мира является задачей, в решение которой может внести весомый вклад любое государство, как большое, так и малое и Российская Федерация является первой страной, которая поставила в качестве своей национальной задачи создание культуры мира.

И еще одна особенность понятия «культура мира».

Вы можете задать вопрос: «Причем здесь культура мира, когда речь идет о борьбе за мир?».

Культура в этом контексте понимается в широком значении этого термина, который позволяет воедино свести различные стороны человеческой деятельности, направленные на развитие самого человека, человеческого сообщества.

В то же время Культура мира не означает отсутствия конфликта. В мире, где царит большое разнообразие, конфликт будет продолжать оставаться частью жизни. Вместо того, чтобы бояться конфликта, мы должны научиться ценить его аспекты, связанные с ненасилием: смелость, героизм, творчество, восстановление справедливости.

 

Из всего сказанного делаем вывод: философия Культуры мира основана на несомненных ценностях:

  • уважения прав и свобод человека;
  • толерантности;
  • миролюбия и ненасилия;
  • демократии.

Уважение прав и свобод человека в этом случае означает соблюдение всех прав человека и прав всех людей. Стало быть, конец эксплуатации!

Демократия означает демократию на всех уровнях и применительно ко всем путям принятия решений. Это имеет радикальное значение и потому, что означает конец принуждению.

Терпимость, диалог, культурное многообразие и примирение означают, что нет больше врагов, нет конфронтации, что положен конец насилию.

Миролюбие означает конец вражды, расширение информации о других, активный обмен знаниями и расширение подготовки для обретения навыков жизни в условиях мира, демократии и развития -это, прежде всего, ненасилие.

Конечно, становление Культуры мира является длительным процессом изменений в образе мышления и поведения людей. Этому надо учиться, поэтому Культуру мира надо понимать как школу, в которой мы все учимся жить вместе.

История человечества знает немало выдающихся людей, которые обращались к человечеству с призывом решать все радикальные преобразования ненасильственными средствами.

Много таких людей было и в России, наиболее известный нам - это Лев Николаевич Толстой: «.. .Должно сделать то, чтобы чувства братства и любви к ближним, доступные теперь только лучшим людям общества, стали привычными чувствами, инстинктом всех людей».

 

Вопросы и задания

Задание 1.

  1. Что подразумевается под понятием «Культура мира»?
  2. Назовите три довода о пользе знаний о Культуре мира.
  3. Можете ли вы описать общество «Культуры мира»?

Задание 2.

  1. Самостоятельно составьте список основных сфер и главных участников деятельности, направленной на содействие культуре мира.
  2. Обсудите полученные списки в группах. Сделайте общий список группы.
  3. Перепишите общие списки на ватман, обсудите всем классом: какие позиции были внесены в список всеми группами? Какие лишь некоторыми группами?
  4. Не противоречат ли ваши выводы Декларации Культуры мира? Дайте объяснение.

 

Упражнения

  1. Из нижеследующего списка отберите высказывания, начиная с бесспорных, а затем переходя к высказываниям, связанным с предупреждениями в отношении возраста, пола, национальности.
  2. Определите свое отношение к ним по следующим параметрам: «абсолютно согласен», «частично согласен», «абсолютно не согласен», «частично согласен».
    • Девочки способнее мальчиков.
    • Футбол интереснее других видов спорта.
    • Детей должно быть видно, но не слышно.
    • Женщина должна заниматься домашним хозяйством.
    • Мальчикам не следует играть в куклы.
    • Чернокожие должны жить в своих кварталах.
    • Белые относятся к цветным несправедливо.
    • Японцы способнее других национальностей.
    • Детям должно быть предоставлено право учиться на своем языке.
    • Слабоуспевающих учащихся надо объединять в специальные классы.
    • Дети должны иметь те же права, что и взрослые.
    • Дети-инвалиды должны учиться вместе со здоровыми детьми.
    • Людей, достигших возраста шестидесяти лет, следует отправлять на пенсию.
    • Большинство евреев религиозны.
    • Женщина должна заниматься домашним хозяйством, пока мужчины на работе.
  3. Проголосуйте за каждое утверждение, т.е. займите место под табличками в разных углах класса.
  4. Обратите внимание, что каждый из вас постоянно меняет группу. Как вы думаете почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Права человека

 

Сэр, каждому живому существу от природы дано свойство, что жизнь его не подлежит вмешательству или посягательству со стороны, ибо каждый есть личность со своими качествами, своей собственностью, и всякая попытка покуситься на то, что составляет это «Я», есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ природы, и Закон справедливых отношений между людьми, между Вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими; я представляю собой личность со своими свойствами, своей собственностью и заявляю свое «я» - не менее, но и не более того; я не должен преступать пределов данного мне и посягать на право другого человека, над которым не властен. Ибо по самой природе людей и рождению их для всех них равно ценны собственность, свобода и независимость...

Ричард Овертон. Стрела против тиранов. Англия, 1646 г.

 

Понятие «права человека». Уже около трехсот лет человечество на разных языках повторяет эти два слова: «права человека».

Прежде чем дать определение понятию «права человека», давайте подумаем о значении этих важных слов и определимся с понятийным аппаратом.

В юридической литературе, государственных и международных документах часто употребляется понятие «права и свободы человека». Так, в ст. 2 Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека.

Так, остановимся на термине «свобода». Термин «свобода» в юридической литературе употребляется в двух значениях. В общем смысле он означает состояние отдельного человека, всего народа, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению.

Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, свобода слова и т.д.).

Таким образом, понятие «свобода человека» характеризуется как отсутствие каких-либо ограничений, стеснений человека в чем-то (деятельности, поведении). Она нужна, потребна, но не всегда допускается властью, государством, законом.

Свобода требует определенного, достаточно высокого уровня развития граждан, терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в поведении. Ф.М. Достоевский в свое время говорил, что свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими свой долг гражданина.

Рассмотрим понятия «права человека», «права личности», «права индивида». Хотя эти понятия и являются однопорядковыми, но, тем не менее, они не тождественны.

Из курса обществоведения Вы знаете, что человек, с одной стороны, - часть природы, с другой - существо социальное. Индивид - тоже индивидуум - отдельный живой организм, особь. Понятие «личность» отражает социально значимое в человеке.

Поэтому из выше сказанного следует сделать вывод, что «права человека» включает в себя понятия «права индивида» (как часть природы, как человеческой особи) и права личности (как части общества).

 

А теперь вернемся к главному понятию «права человека».

Давайте зададим себе простые, на первый взгляд, вопросы:  Что подразумевается под понятием «права человека»? Чем объясняется важность вопроса о правах человека? Почему надо знать права человека?

 

Существует множество вариантов понятий прав человека. Так, например, есть такие определения:

«Под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»

«Права человека - это общепринятые принципы справедливости и правосудия»

«Права человека - это всеобщие моральные права, принадлежащие в равной степени всем на основании того, что они люди».

В словаре-справочнике «Международное право» дано следующее определение: «Права человека - права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо».

Если обобщить все определения, то можно сделать вывод: «Права человека-это комплекс возможностей и притязаний человека в личной, социальной, экономической, политической и культурных сферах, присущие его природе, характеризующие его правовой статус по отношению к государству

Права человека признаны и законодательно оформлены во внешнем (международном) и во внутреннем (государственном) документе и должны гарантироваться всем международным сообществом, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо» ...(Устинов В.С. и др. Обеспечение конституционных прав и свобод личности. - Н.Новгород, 1999.-С.37.).

 

Таким образом, права человека неотъемлемы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений. Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочивания их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, конфликтов, а понимать права человека - значит знать, какими правами должен обладать человек, и определить, какие права его должны быть ограничены.

 

 

 

§ 3. История развития идей прав человека

Информация о работе Культура мира, права человека