Культура мира, права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:39, реферат

Описание работы

В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать военные кон¬фликты, обостряться отношения между различными группами, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось.
Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли можно рассчитывать, что эта глобальная проблема «Проблема мира» разрешится автоматически, без целенаправленной деятельности всех людей. Поэтому такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по поводу обучения в духе мира, прав человека и признали, что эффективное обучение по данной проблеме вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.

Файлы: 1 файл

Культура мира, права человека.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро!

А. Радищев

 

Подумайте и ответьте:

Существуют ли права, данные каждому из нас «природой», потому что мы люди? Если существуют, то что же это за права и почему они у нас есть?

Из чего же исходит человек, определяя свои права?

Где найти ориентиры, которые бы определяли права и свободы?

 

Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.

К содержанию прав человека и распределению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международных документах, - результат длительного исторического пути.

Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононорм», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права. Для мононорм характерно, что они никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия которых строго регламентировались.

На смену первобытному строю приходит эпоха классообразования. Тогда возникают нормы права. Минимальный уровень свободы, который содержали эти правовые нормы, был установлен только для свободных людей, из состава которых исключались рабы.

Специфичной разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии.

Полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы правами человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?

 

Прочитайте, обдумайте, задайте вопросы. Сделайте выводы.

...Вы сами поклялись, граждане  афинские, во всем следовать законам. Благодаря им существует равенство для всех, и всеми благами, которыми вы пользуетесь, вы обязаны именно законам.

Демосфен

Равенство кажется справедливым, и так оно есть, но только не 
для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливым, и так и есть на самом деле, но опять таки не всех, а лишь для неравных.

Аристотель

 

Самое истинное и наилучшее равенство... большему уделяет больше, чем меньшему - меньше, каждому даря то, что соизмеримо его природе. Особенно большой почет воздает оно всегда людям наиболее добродетельным; противоположное же тем, кто меньше преуспел в добродетели и воспитанности. ...В этом-то и заключается только что высказанная нами мыль о равенстве, установленном в каждом отдельном случае для неравных согласно природе.

В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закрепляющую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников.

В это время были введены в обиход идеи естественного права.

«Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет» (Аристотель. Никомахова этика).

Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.

На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и прекращения практики закабаления храмовых слуг первосвященниками.

Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимание этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение рабов этих прав, были неизбежными для тех этапов общественного развития.

В период средневековья свобода была крайне ограничена, поскольку феодальное общество - это общество всеобщей зависимости. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей.

В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как «по законному приговору равных и по закону страны».

 

Великая Хартия вольностей (извлечения) Англия, 15 июня 1215 г.

Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны.

Никому не будем продавать права..., никому не будем отказывать в них или замедлять их.

...Пусть  будет каждому позволено впредь  выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности.

...И всякое зложелателъство, ненависть и злобу, возникшие между нами и вассалами нашими, клириками и мирянами со времени раздора, мы всем отпускаем и прощаем.

Поэтому мы желаем и крепко наказываем, чтобы английская церковь была свободна и чтобы люди в королевстве нашем имели и держали все названные выше вольности, права, уступки и пожалования надлежаще и в мире, свободно и спокойно, в полноте и целости для себя и для наследников своих от нас и от наследников наших во всем и везде на вечные времена...

 

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции ХVII-ХVIII вв., которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество явилась созданная на новом этапе развития общества, в эпоху Просвещения, теория естественного права. Естественные права - это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, Дж. Локк (1632-1704) считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Гуго Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина - в противном случае наступает хаос и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

 

Практические задания

Прочитай, сравни и подумай, в чем принципиальное различие этих позиций:

«Свобода поданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью ... Если под свободой мы стали бы понимать свободу от законов, то было не менее нелепо, чтобы люди требовали для себя, как они это часто делают, такой свободы, при которой все другие люди могли бы стать хозяевами их жизни. Однако, как это ни нелепо, они именно этого требуют, не зная, что законы бессильны защищать их, если им не приходит на помощь меч в руках одного или многих людей, заставляя исполнять законы.

(Т. Гоббс)

«...Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется воле или законодательной власти другого человека, но руководствуется только Законом Природы.

Свобода человека в обществе заключается в том, что он не подчиняется никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием...

(Дж. Локк)


Свобода человека тесно связана с таким понятием, как достоинство. Французский просветитель Ж.Ж. Руссо отмечал, что достоинство заложено в самой сути человека: «Отказаться от своей свободы - значит отказаться от человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой». Человеческое достоинство вытекает из самой сути человечества, оно присуще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и взрослому человеку, кем бы он ни был.

Есть два вида достоинства: человеческое достоинство и достоинство личное. Достоинство личное близко к понятию чести. Личное достоинство мы зарабатываем сами, оно растет, если мы ведем себя благородно, и падает, если мы совершаем подлость. Основополагающим в концепции прав человека является первое. Человеческое достоинство - это признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности отдельного человека. Достоинство человека - это источник его прав и свобод.

Наши права и свободы - это наш щит, прикрывающий нас, наше человеческое достоинство от посягательств со стороны государства и других государств. Только обладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку самореализоваться, раскрыться как личности.

Понятно, что такие идеи находились в противоречии с реальностью монархического устройства феодальной Европы, но они оказывали сильное воздействие на прогрессивно мыслящих людей, заставляли задуматься, призывали к действию.

Влияние этих людей было настолько велико, что они достигли и берегов Северной Америки. Учение естественного права было развито Томасом Джефферсоном и Томасом Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Виржинии (1776), которую иногда называют первой декларацией прав человека.

 

Декларация прав Виржинии 1776 (извлечение)

«Все люди по природе являются в равной степени свободны и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они -при вступлениях в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каких-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение.»

 

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 г.

1. Прочитайте  отрывок из «Декларации независимости».

2. Ответьте, какие  принципы естественного права  нашли свое отражение в этом  документе?

3. Идеи каких  мыслителей эпохи Просвещения могли оказать свое влияние на Джефферсона?

 

Декларация независимости 1776 (извлечение)

Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую   власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства 'становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или ;уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью.

 

Идеи естественного права стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозгласила презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.

Информация о работе Культура мира, права человека