Культура мира, права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:39, реферат

Описание работы

В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать военные кон¬фликты, обостряться отношения между различными группами, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось.
Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли можно рассчитывать, что эта глобальная проблема «Проблема мира» разрешится автоматически, без целенаправленной деятельности всех людей. Поэтому такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по поводу обучения в духе мира, прав человека и признали, что эффективное обучение по данной проблеме вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.

Файлы: 1 файл

Культура мира, права человека.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами, и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества... стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего эффективного признания и осуществления их как среди народов государств- членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

 

Вопросы и задания

Прочитайте приведенный выше текст преамбулы и ответьте на вопросы по содержанию.

  1. В Преамбуле Всеобщей Декларации прав человека указывается на ряд обстоятельств, которые принимались во внимание ООН при ее создании. Какие из них вам кажутся наиболее значительными?
  2. Что, по мнению авторов Декларации, является основой свободы, справедливости и всеобщего мира? Согласны ли вы с этим утверждением?
  3. Нравится ли вам выражение «все члены человеческой семьи»? Как вы думаете, что авторы Декларации хотели подчеркнуть этим выражением? Подберите аналогичные по смыслу выражения.
  4. Проанализировав позиции Декларации, попытайтесь ответить на вопрос: «Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом?»
  5. Прокомментируйте последний абзац преамбулы, начинающийся словами «Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи...». К кому обращена данная Декларация? Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод?

 

Основные положения Декларации

Всеобщая Декларация прав человека (извлечения)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подчиненной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

 

Вопросы и задания

/. Определите, какие принципы отношения к человеку сформулированы в этих статьях.

2. В  статье 1 утверждается, что «все люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласны ли вы с этим утверждением? Не противоречит ли этому утверждению жизненная реальность? Чем объяснить появление этой строки в Декларации?

 

Всеобщая Декларация прав человека провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.

Первую группу составляют гражданские и политические права и свободы (ст. 3-19), вторую - социально-экономические и культурные права (ст. 20-27).

Гражданские права нередко называют также личными правами, так как они включают главные, коренные условия существования человека как личности, индивидуальности. К ним относятся естественные права человека на жизнь, на свободу; достоинство личности, право самостоятельного выбора жизненного пути. Гражданские права защищают личность от произвола государства, от вмешательства государства в личную жизнь человека. Для подтверждения этого назовем ряд гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека:

  • право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность (ст. 3);
  • свобода от рабства и подневольного состояния (ст. 4);
  • запрещение пыток и жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 5);
  • право на признание правосубъективности (ст. 6);
  • равенство перед законом и право на равную защиту законом (ст. 7);
  • право на восстановление в правах (ст. 8);
  • запрещение произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9);
  • право обвиняемого в уголовном преступлении на гласное рассмотрение его дела справедливым независимым и беспристрастным судом (ст. 10);
  • право на объективное и всестороннее рассмотрение судом дела в отношении человека, обвиняемого в совершении преступления (ст. 11);
  • право на защиту законом от произвольного вмешательства в семейную и личную жизнь человека (ст. 12);
  • неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции (ст. 12);
  • защита от посягательств на честь и достоинство человека (ст. 12);
  • право свободного передвижения в пределах каждого государства и выбора места жительства (ст. 13);
  • право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13);
  • право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем (ст. 14);
  • право каждого человека на гражданство и его изменение, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства (ст. 15);
  • право человека на вступление в брак и создание семьи (ст. 16);
  • право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими людьми (ст. 17);
  • право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18);
  • право на свободу убеждений и на свободное их выражение (ст. 19).

 

Вопросы

1. Объясните избранную в Декларации последовательность гражданских прав.

  1. Какие права непосредственно связаны с правом человека на жизнь?
  2. Как вы понимаете, что является высшей ценностью в жизни людей? А в обществе?
  3. Какие из перечисленных прав непосредственно направлены на защиту человека от произвола властей, судебных и правоохранительных органов?
  4. Должны ли сохраняться права человека в местах лишения свободы?
  5. В каких правах закреплена возможность самостоятельного выбора человеком своего жизненного пути?
  6. Как вы понимаете защиту законом гражданских прав человека?
  7. Каково ваше отношение к отмене смертной казни в России?

 

От гражданских прав неотделимы политические права- права гражданина участвовать в управлении общественными и государственными делами. Уже названные права на свободу убеждений и их выражение (свобода слова), на возможность получать и распространять информацию (свобода печати), выражать свое отношение к политике государства, к событиям в обществе дают возможность влиять на общественное мнение. В то же время есть и специальные статьи, провозглашающие политические права, распространяющиеся лишь на граждан государства.

 

Всеобщая Декларация прав человека (извлечения)

Статья 20

  1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
  2. Никто не может быть принужденным вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

  1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно и через посредство свободно избранных представителей.
  2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
  3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля: должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования

 

Вопросы

Подумайте и ответьте.

  1. Что дает человеку осуществление политических прав? Какими могут быть последствия их отсутствия либо ограничения - для личности, общества, государства?
  2. Для каких политических режимов характерно ограничение либо прямое запрещение некоторых из политических прав и свобод?
  3. Могут ли быть определенные законодательные ограничения в отношении свободы слова?

 

Гражданские и политические права имеют более длительную историю, чем другие категории прав и свобод. Они появились в эпоху буржуазных революций, когда стали приниматься первые декларации прав человека.

Позже в законодательствах отдельных стран появились социально-экономические права, во многом как результат борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Свое обоснование эти права получили в различных социалистических учениях и идеях.

Особенность социальных, экономических и культурных прав человека- необходимость обязательных усилий со стороны государства для их осуществления. Законодательно закрепляя социально-экономические и культурные права своих граждан, государство тем самым берет на себя обязательство создавать для всех своих граждан благоприятные условия материальной жизни и духовного развития, т. е. проводить «сильную социальную политику», выделяя для этого необходимые средства из государственного бюджета.

Естественно, что у разных государств разные экономические возможности для материальной поддержки жизни, здоровья и духовного развития своих граждан. Поэтому провозглашение в Декларации социально-экономических и культурных прав человека создает эталон, образец для национальных законодательств, для социальной политики государств.

В то же время для международных организаций гуманной направленности, и в первую очередь для ООН, становится необходимым оказание материальной помощи тем странам, народы которых оказались в особенно критическом экономическом положении, не позволяющем обеспечить гражданам социально-экономические и культурные права.


Во Всеобщей Декларации прав человека провозглашены следующие социально-экономические и культурные права:

  • право на социальное обеспечение (ст. 22);
  • право на труд и защиту от безработицы (ст. 23);
  • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд (ст. 23);
  • право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и
  • входить в них (ст. 23);
  • право на отдых и досуг, на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24);
  • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи; право незащищенных слоев населения на заботу со стороны государства (ст. 25);
  • особое попечение и помощь материнству и младенчеству (ст. 25);
  • право на образование (ст. 26);
  • право свободно участвовать в культурной жизни общества, в научном прогрессе и пользоваться его благами (ст. 27);
  • право на защиту моральных и материальных интересов авторов трудов в области культуры и науки (ст.2 7).

 

Вопросы

1. Какое значение имеет для человека реализация всей совокупности перечисленных прав?

  1. Как влияет осуществление социально-экономических и культурных прав человека на развитие общества, на отношения между государством и его гражданами?
  2. Существуют ли ограничения для отдельной категории граждан на создание профсоюзов?

4. Что может быть препятствием для повсеместной реализации социально-экономических и культурных прав человека?

5. Как вы понимаете принцип взаимозависимости политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав?

 

 

Таким образом, рассмотрев положения Всеобщей Декларации прав человека в области экономических, социальных, культурных прав, можно сделать вывод о том, что в ней признается приоритет человеческой личности.

В завершающих статьях (ст. 28-30) Всеобщей Декларации прав человека сформулирован ряд условий и требований к осуществлению провозглашенных в ней прав человека.

 

Приведем текст этих статей.

Всеобщая Декларация прав человека (извлечения)

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

  1. Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
  2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.   I
  3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

 

Вопросы и задания

1. Прочитайте и прокомментируйте содержание ст. 29. Как вы понимаете положения 1,3 данной статьи? Проиллюстрируйте положения частей 1 и 2 конкретными примерами.

2. Сформулируйте, в чем смысл и значение ст. 30 Всеобщей Декларации прав человека.

Информация о работе Культура мира, права человека