Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:39, реферат
В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать военные кон¬фликты, обостряться отношения между различными группами, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось.
Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли можно рассчитывать, что эта глобальная проблема «Проблема мира» разрешится автоматически, без целенаправленной деятельности всех людей. Поэтому такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по поводу обучения в духе мира, прав человека и признали, что эффективное обучение по данной проблеме вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами, и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества... стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего эффективного признания и осуществления их как среди народов государств- членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Вопросы и задания
Прочитайте приведенный выше текст преамбулы и ответьте на вопросы по содержанию.
Основные положения Декларации
Всеобщая Декларация прав человека (извлечения)
Статья 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подчиненной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Вопросы и задания
/. Определите, какие принципы отношения к человеку сформулированы в этих статьях.
2. В статье 1 утверждается, что «все люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласны ли вы с этим утверждением? Не противоречит ли этому утверждению жизненная реальность? Чем объяснить появление этой строки в Декларации?
Всеобщая Декларация прав человека провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.
Первую группу составляют гражданские и политические права и свободы (ст. 3-19), вторую - социально-экономические и культурные права (ст. 20-27).
Гражданские права нередко называют также личными правами, так как они включают главные, коренные условия существования человека как личности, индивидуальности. К ним относятся естественные права человека на жизнь, на свободу; достоинство личности, право самостоятельного выбора жизненного пути. Гражданские права защищают личность от произвола государства, от вмешательства государства в личную жизнь человека. Для подтверждения этого назовем ряд гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека:
Вопросы
1. Объясните избранную в Декларации последовательность гражданских прав.
От гражданских прав неотделимы политические права- права гражданина участвовать в управлении общественными и государственными делами. Уже названные права на свободу убеждений и их выражение (свобода слова), на возможность получать и распространять информацию (свобода печати), выражать свое отношение к политике государства, к событиям в обществе дают возможность влиять на общественное мнение. В то же время есть и специальные статьи, провозглашающие политические права, распространяющиеся лишь на граждан государства.
Всеобщая Декларация прав человека (извлечения)
Статья 20
Статья 21
Вопросы
Подумайте и ответьте.
Гражданские и политические права имеют более длительную историю, чем другие категории прав и свобод. Они появились в эпоху буржуазных революций, когда стали приниматься первые декларации прав человека.
Позже в законодательствах отдельных стран появились социально-экономические права, во многом как результат борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Свое обоснование эти права получили в различных социалистических учениях и идеях.
Особенность социальных, экономических и культурных прав человека- необходимость обязательных усилий со стороны государства для их осуществления. Законодательно закрепляя социально-экономические и культурные права своих граждан, государство тем самым берет на себя обязательство создавать для всех своих граждан благоприятные условия материальной жизни и духовного развития, т. е. проводить «сильную социальную политику», выделяя для этого необходимые средства из государственного бюджета.
Естественно, что у разных государств разные экономические возможности для материальной поддержки жизни, здоровья и духовного развития своих граждан. Поэтому провозглашение в Декларации социально-экономических и культурных прав человека создает эталон, образец для национальных законодательств, для социальной политики государств.
В то же время для международных организаций гуманной направленности, и в первую очередь для ООН, становится необходимым оказание материальной помощи тем странам, народы которых оказались в особенно критическом экономическом положении, не позволяющем обеспечить гражданам социально-экономические и культурные права.
Во Всеобщей Декларации прав человека провозглашены следующие социально-экономические и культурные права:
Вопросы
1. Какое значение имеет для человека реализация всей совокупности перечисленных прав?
4. Что может быть препятствием для повсеместной реализации социально-экономических и культурных прав человека?
5. Как вы понимаете принцип взаимозависимости политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав?
Таким образом, рассмотрев положения Всеобщей Декларации прав человека в области экономических, социальных, культурных прав, можно сделать вывод о том, что в ней признается приоритет человеческой личности.
В завершающих статьях (ст. 28-30) Всеобщей Декларации прав человека сформулирован ряд условий и требований к осуществлению провозглашенных в ней прав человека.
Приведем текст этих статей.
Всеобщая Декларация прав человека (извлечения)
Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
Вопросы и задания
1. Прочитайте и прокомментируйте содержание ст. 29. Как вы понимаете положения 1,3 данной статьи? Проиллюстрируйте положения частей 1 и 2 конкретными примерами.
2. Сформулируйте, в чем смысл и значение ст. 30 Всеобщей Декларации прав человека.