Лекции по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)
Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Файлы: 1 файл

IPPU.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Божественная сущность верховной  власти является неоспоримой, и он приходит к выводу и о божественности персоны  носителя верховной власти, а, следовательно, и к его непосредственному обожествлению.

Цель государства Крижанич определял  как "достижение общей пользы" для всех членов общества. "Долг короля обеспечить балгочестие, справедливость, покой и изобилие, веру, суд, мир  и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем".

Принципы государства:

* "Недопустимо в государстве  раболепство";

* "Равнение на чужеземцев  не приемлемо ни в какой  степени; 

* "Недостаточно знать законы  страны, необходимо учить законы  долговременных государств и знать их;

* "Важно готовые вещи продавать  за рубеж, но ценности продавать  так, чтобы самим их не лишаться".

Формы правления

Следуя Аристотелю, Крижанич делит  все существующие формы правления  на правильные - совершенное самовладство (абсолютная монархия), боярское правление и общевладство (посадское правление или республика). Неправильные - тирания (людодерство), самовладство (олигархия) и анархии, которые соответствуют правильным формам правления. кроме этих форм он выделяет: ксенархию (власть чужеземцев); геннекархию (власть женщин).

Наилучшей формой из них является совершенное самовладство, т.к. она  наилучшим образом обеспечивает наличие справедливости, согласия в  народе и сохранения покоя в стране. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Как Симеон Полоцкий, он считает обязательным наличие у правителя знаний, хорошо также, когда знания есть у всего народа. Здесь мы встречаемся с элементами теории просвещенной монархии: монарх должен заботиться о подданных, а они, в свою очередь, обязаны быть "во всем покорны царю-государю, как Божьему наместнику".

Отношение к рабству

Крижанич подобно современным  ему западноевропейским мыслителям различает два вида рабства: социальное (крепостничество) и политическое (подданство).

Он осуждает крепостное право, поскольку, по его представлению, истинная свобода может быть только в такой стране, где каждый человек пользуется своим трудом и распоряжается своим имуществом.

Из всех видов неволь мыслитель  признавал только кабальное холопство, считая его добровольным выражением сознательной воли индивида. Политическое рабство он рассматривал как форму беспрекословного повиновения самовладству, отмечая, что быть рабом царя и народа дело славное и представляет собой один из видов несвободы, к тому же является долгом каждого гражданина и выражает честь, а не унижение.

Власть

Много внимания уделяет Крижанич исследованию вопроса о происхождения верховной  власти. Он явно отдает предпочтение наследственной монархии. Наследование трона должно происходить по "отечеству" (т.е. переходить к старшему в роду сыну, который специально готовиться к этой миссии). Следует запретить в законодательном порядке наследовать престол женщинам и чужестранцам. Он считал, что наследование предпочтительнее выборов, от которых бывает много смут, злодеяний, обманов.

Необходимые изменения существующего  строя

Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. "Тираническое правления определяется как господство, при котором правитель не заботиться о благе народа (государство не достигает цели) преследует личные интересы, нарушает "природные законы". Но покарать такого правителя может только Бог, а не люди (народ не имеет права на восстание).

Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить  превращение "совершенного самовладства" в тиранию:

* наличие на троне монарха-философа;

* принятие и соблюдение хороших  законов, соответствующих Божественным  и "природным" установлениям; 

* нормальная регламентация всех  сословий и чинов в государстве,  согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу и обусловлены их сословные права;

* обеспечение хозяйственного благополучия  торгово-промышленным сословиям,  а для этого следует предоставить  умеренные "слободины", т.е. необходимо городам дать известную самостоятельность в ведении всех своих дел;

* городам полезно учреждать  органы городского самоуправления, состоящие частично из должностных  лиц, назначенных приказами, а  частично выбранных городским  населением, способных решать местные дела;

* ремесленникам мыслитель советует  предоставить права "соединяться  в свои дружины" со своими  наставниками, а крестьянам обеспечить  свободу труда. 

Законы

В деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьезные требования для составления законов (новых): необходимо изучить законы и обычаи своей страны, а также законы "долговременных" государств (законы Солона, Ликурга и современные законы французских королей) и позаимствовать их опыт.

Изменения в судебной системе

Он предлагал и некоторые меры по упорядочению судебной системы. Высшей судебной инстанцией должен стать Боярский суд, которому следует разрешать серьезные уголовные дела большинством голосов, а рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел доверить какому-либо судье "из числа бояр". В приказах следует иметь судей, назначенных правительством, а на местах судебные полномочия вручить воеводам и городским судьям, выбранным горожанам.

Главный порок и причина падения  государства - это "чужебесие", в  виде любви к чужим вещам и чрезмерного уважения, доверия к чужеземцам.

Во второй половине ХVII в. в государственном  строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, развитие которых  стимулировалось задачами, стоящими перед экономикой страны, нуждавшейся  в протекционаизме со стороны сильной государственной власти. Они получили свое выражение в политических учения о "просвещенной" абсолютной монархии, способной, якобы, наилучшим образом обеспечить "общее благо" для всех подданных. Такие политические доктрины, как правило, сопровождались различными проектами, содержащими программы экономических преобразований в стране.

С одной из подобных теорий выступил в середине ХVII в. псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1680 гг.), видный политический деятель  и дипломат при дворе Алексея Михайловича.

Предлагает программу развития страны по двум направлениям:

* развитие местного самоуправления, прежде всего городов; и 

* поощрение предпринимательства  (для этого нужна сильная армия  и флот, чтобы защитить силой  оружия купцов в случае необходимости).

Будучи сторонником усиления власти монарха, Ордин-Нащокин тем не менее  отлично понимал, что развитие экономики  возможно только при условии предоставления известной самостоятельности местным  торгово-промышленным центрами. Он предлагал предоставить городам самоуправление, возвращающее выборный авторитет земским избам и ущемлявшее всевластие воевод.

В своих предложениях Ордин-Нащокин  предпринял попытку объединить систему  мероприятий, осуществляемых государством по руководству экономикой страны с требованиями развития частной инициативы и всемерного поощрения предпринимательства:

* В организации промышленности  и торговли он считал необходимым  заимствовать опыт передовых  западноевропейских стран; 

* Городам предоставляется свобода в ведении торговли;

* Русским купцам предоставляется  равное юридическое положение  по сравнению с иностранными  купцами; 

* Государству рекомендовано субсидировать  развивающиеся отрасли промышленности;

* Теория "меркантилизма", имевшая  распространение в Западной Европе.

Высказывал он предложения и  по военным вопросам. Он настаивал  на замене дворянской армии ополчением из "даточных" людей, обученных "иноземному строю" и вооруженных огнестрельным  оружием. Он полагал, что необходимо начать строительство отечественного флота на Балтийском и Каспийском морях.

Внешнеполитические взгляды Нащокина ориентированы на установление мирных добрососедских отношений с окружающими  странами, из которых он особенно выделял  славянские государства, настаивая  на заключении более тесных экономических и военных союзов с ними под руководством России. Он выступал активным сторонником мира и дружественных отношений между государствами.

4. Политико-правовые воззрения  нарождающейся буржуазии

В ХVIII в. сложилась абсолютная монархия как форма правления. Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях. Некоторые из них ставили перед собой задачу оправдания уже приведенных реформ, для усвоения их общественным мнением, другие предсказывали дальнейшие пути возможного политического и экономического развития России.

Крупным мыслителем петровского времени  был Иван Тихонович Посошков (1652 - 1726 гг.). Он родился в подмосковном селе Покровское. Он прошел путь от денежного мастера до хозяина фабрики игральных карт. Уже тогда он состоит в переписке с высокопоставленными лицами, высказывая предложения по многим аспектам экономической, политической и идеологической жизни государства. Результатом его проектов улучшения политического устройства и экономического положения в государстве стала адресованная царю Петру "Книга о скудности и богатстве" (1724).

Основной задачей "Книги" является выяснение причин народной скудности  и существующего в государстве  беззакония. Главное внимание автора сосредоточено на определении модели развития народного хозяйства: сельского и промышленного.

Промышленное развитие хозяйства

Он требовал запрещения заниматься торговой деятельностью для всех сословий, кроме купеческого. Право  торговать должно быть предоставлено только лицам, записанным в купеческое сословие. Дворян, по его мнению, следует полностью отстранить от торговых операций, ибо торговля отвлекает их от основного дела - военной службы.

Государство, в свою очередь, должно оказывать купцам покровительство и помощь, обеспечивая выгодные условия для внутренней и внешней торговли. Посошков настаивал на введении "уставной цены" на основные виды товаров, полагая, что цену на них необходимо устанавливать одинаковую как в первой лавке, так и в последней, а также добиваться равного изобилия товаров в любом месте страны.

Крестьянское устройство

Серьезное внимание Посошков в своей "Книге" уделил и вопросам крестьянского  устройства. Он полагал, что должен быть издан специальный закон, который  бы точно определял размеры крестьянских повинностей и пределы барщинных работ. Подушную подать он считал необходимым заменить на поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей.

Он настаивал и на обучении всех крестьянских детей грамоте и  счету, но при этом он советовал сохранять строгий контроль помещиков за крестьянами.

Но Посошков в крестьянском вопросе  не был последовательным. С одной  стороны, он боялся открыто высказываться  против крепостного права и требовать  его отмены, но с другой - остро  понимал всю сложность разрешения проблемы с наймом рабочей силы для промышленных предприятий.

В числе мер по упорядоточению правового  статуса земельных владений в  государстве Посошков настаивал  на введении прогрессивного налога на землю в зависимости от ее размера, мотивируя это мероприятие тем, что вся земля является собственностью государства и поэтому недопустимо ее бесплатное использование.

Обязанности различных сословий

В качестве безоговорочного права  и одновременно обязанности он оставлял за дворянами несение военной службы. Административный чиновничий аппарат он предлагал укомплектовать государственными чиновниками, предоставляя им места в нем согласно способностям и знаниям претендентов.

Духовенство он также рассматривал как привилегированное сословие. Священников он считал необходимым наделить полицейскими функциями, а совершение таинств подвергнуть строгому учету и записям, торговать же духовному сану должно быть строжайше запрещено.

Судопроизводство

Посошков выступает с проектом устройства "прямого правосудия", которое осуществляется судьями-чиновниками государства, находящимися на его содержании - жалованье. Должность судьи следует предоставить "низкородным" людям из купцов, разночинцев и даже черносошных крестьян, а дворян к этой деятельности не привлекать, т.к. в большинстве своем, взяточники и мздоимцы. За неправосудную деятельность Посошков требует установления сурового наказания вплоть до смертной казни.

Он настаивал на введении в государстве  скорого, без волокиты вершения правосудия с обязательным участием в процессе всех заинтересованных лиц. Суд в государстве должен быть единым для всех.

Судебный процесс Посошков предлагал  производить по определенным правилам, предусмотренным законом, и выражал  желание видеть в суде протокольную запись судоговорения, доход же от суда направлять прямо в казну.

В обязанности судей мыслитель  вменяет также проверку всех задержанных. Для осуществления правосудия в  стране он предлагал "сочинить книгу  с полинным рассуждением на всякие дела". Для создания подобной книги необходимо проведение большой кодификационной работы, при осуществлении ее следует рассматривать не только отечественное законодательство, но и обращаться к немецким судебным и другим иноземным уставам, привлекая то, "что к нашему правлению будет пригодно".

Информация о работе Лекции по "Истории политических и правовых учений"