Лекции по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)
Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Файлы: 1 файл

IPPU.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Объединенными усилиями церковных  и светских властей и лолларды и табориты были разгромлены.

Вывод: Несмотря на разгром, оппозиционные церкви идеи сохранились в народе. Они подготовили почву, а частично вышли в духовный арсенал широкого общественно-политического движения в ряде стран Западной и Центральной Европы, известного в истории как Реформация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средние века - период спада в истории  политических и правовых учений по сравнению с античным миром. Перемещение  центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты святого писания и каноны церкви - все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин.

Но и в период Средневековья  политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях, задачах государства, о его отличии от церкви. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом, как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека.

Демократические и революционные  тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологи ряда еретических  движений средних веков.

Применяя к государству и  праву тексты святых писаний о  равенстве людей перед Богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом  их право участвовать в решении  не только церковных, но и государственных  дел.

 

 

 

Тема 4

УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА

ВВЕДЕНИЕ

Генезис русской политической мысли  принято связывать с возникновением древнерусского государства. Значительным экономическим и культурным подъемом было отмечено княжение Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.). С его именем связана первая кодификация и инкорпорация всей совокупности русского правового материала, приведшая, в конечном счете, к созданию корпуса книг "Русской правды", а также принятию Церковного Устава, в котором наряду с византийскими каноническими положениями, содержались и нормы русского права. Обсуждение и разрешение подобной проблематики возможны только на основе серьезных достижений в области политико-правовой культуры.

1. Политико-правовые воззрения  Древней Руси

Первый политический русский трактат "Слово о Законе и Благодати" был написан в ХI веке киевским митрополитом Илларионом. "Слово..." Илларион написал тогда, когда был  еще священником в Церкви святых апостолов в селе Берестове приблизительно между 1037-1050 гг. Он затронул в "Слове..." большие темы: соотношение "Закона" и "Благодати", значение крещения для Русского государства. Илларион выступает как идеолог прогрессивных сил, заинтересованный в создании единого русского государства.

Трактат состоит из трех частей:

В 1-ой части трактата Илларион дает понимание "Закона" и "Благодати" и их взаимосвязей, рассуждает о  взаимосвязи "закона" и "истины".

Соотношение закона, истины и благодати

Постижение "истины" и связанного с этим фактом достижения "благодати" воспринимается Илларионом как некий абсолютный идеал совершенства.

Под истиной Илларион понимает совокупность и теологических, и юридических  правил.

Четко различает закон, как внешнее  проявление того или иного установления и истины, которая выражается в высоком нравственном состоянии человека, уже не нуждающегося, в силу своего совершенства, в регулятивной деятельности закона.

Илларион не дает классификацию  законодательства и не разделяет  законы на божественные и человеческие. Вся схема его рассуждений основана на противопоставлении закона, как выполнения обязательного предписания (из какого бы источника она не исходила), истине, как результату реализации свободной воли человека, содержание которой определяется внутренним сознанием человека, воспитанного морально-этическими заповедями Нового Завета.

Илларион различает понятие "закона", как внешнего предписания, регулирующего  посредством запретов поведение  человека в обществе, и "истины", с постижением которой он связывает постижение высокого нравственного статуса христианином, не нуждающегося, в силу своего совершенства, в регулятивной деятельности Закона, относительность которого и его приходящий характер очевидны.

"Закон бо предтеча, бо и  слуга Благодати и Истине." Илларион сравнивает Закон со светом луны, а Истину - с лучами солнца.

Он полагает, что Истина явилась  не сразу, а постепенно открывалась  человечеству через Благодать, получаемую при крещении, но затем "она всю  землю покрыла, как вода морская".

Подзаконное состояние он выводит  из дикого взаимоистребляющего существования  людей, оно рассматривается автором  как временное, доставляющее людям  только оправдание, т.е. возможность  поступать по закону. Но оно не делает людей свободными, ибо заложенное в его основание подчинение чужой воли (исполнение внешний предписаний еще не является свободой.) Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения и личную ответственность за свои действия с наличием свободы воли.

Интересно отметить, что Закон и Истина у Иллариона не противопоставляются друг другу: "Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему, ибо и Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а, напротив, исполнить его". Это положение представляет собой весьма интересное в юридической науке идею о соотношении закона и нравственности с глубокой аргументацией предпочтительности нравственных критериев при оценке поведения человека в обществе.

Закон сохраняет человечество, ограничивая насильственно эти столкновения. Закон - это первая ступень в развитии и совершенствовании человека.

Свободным делает человека познание истины, которая представляет собой  свободу выбора и ответственность  за свои действия. Таким образом, истина - это высшая ступень по отношению к закону. Он говорил: " Рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода... Истина воспринимается благодаря закону, закон предтечие и слуга благодати и истины. Душа закона омывается водой закона, чтобы вместить молоко благодати".

Истина высшая ступень в сравнении  с подзаконным состоянием

В своем труде он утверждал и  идею о равноправии всех христианских народов, неоднократно подчеркивая, что "время избранничества одного народа прошло, поскольку миссия Христа заключалась  в спасении всех языков (народов)". Ныне, утверждал Илларион, наступил другой период, когда все равны перед Богом, который не делает различия между эллином и иудеем и иным народом, так как он "помиловал" в равной мере всех. Его Учение распространяется на всех без исключения людей, независимо от социального состояния и расовой принадлежности.

Поставив себе задачей достижение во всех сферах социально-политической жизни нравственных начал, Илларион обращается к обсуждению группы политических проблем, связанных с выяснением происхождения, сущности и употребления власти.

Сущность государства (власти) - божественна, так как в своем назначении она реализует божественную линию. Носитель верховной власти - "причастник" и "наследник" небесного Царства.

Происхождение власти - наследственное, а родословная современных князей Илларион исчисляет, начиная от "старого Игоря" (отца Олега).

Политические успехи в стране Илларион связывает с наличием образованности и распространенности книжного знания.

Полномочия князя, его основные функции

Илларион рассматривает деятельность великого князя, который предстает  в виде единодержца и главы  Русской земли.

Власть должна употребляться "праведно"(законно). Этот тезис приводит автора к обсуждению формы правления, способов и методов  реализации власти.

Князь должен быть "единодержцем" своей земли. Применяемая Илларионом формула "единодержец своей земли" означает в его понимании, представление  о единодержавии как о единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли.

Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво: "мало казни, много милуй". Иллариону представляется наиболее приоритетным воздействие на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой природе человека.

Илларион первым в истории русской политической мысли создал образ правителя христианского типа, разработав нравственные критерии, которым он должен соответствовать. Впоследствии данная тема широко обсуждается в политической средневековой теории, а из близких Иллариону мыслителей найдет подробную разработку у Владимира Мономаха, который практически воспринял и развил весь комплекс идей, рассмотренных Илларионом. В дальнейшем они получат свое продолжение в произведениях Даниила Заточника, а затем станут активно обсуждаться в политической литературе Московского государства.

Вторая часть его трактата посвящена  восхвалению князя Владимира  и начинается с похвалы Русской  земли. Необходимо отметить, что Илларион впервые в русской политической теории поставил вопрос и об ответственности  князя перед подданными. Князь обязан, утверждает Илларион, "без блазна же перед Богом данные ему люди управившу", ибо он несет отвественность "за труд паствы людий его".

В области внешнеполитических задач  Илларион одной из первых считал обеспечение  мира. Он положил начало определенной традиции, от которой впоследствии практически не отступали русские мыслители.

В третьей части своего произведения, в которой в виде молитвы сформулированы пожелания своей стране на будущие  времена, Илларион прежде всего советует правителям избавить страну от войн.

Князь обязан заботиться о мире и  не развязывать кровавых войн, которые  могут плачевно кончиться для  народа или принесут невзгоды чужому народу, а в результате, Бог разгневается на завоевателя и его народ, ибо  ни свой, ни чужой народ не следует "попущать скорби и глада и напрасных смертей, огня и потопления".

Кроме этого, 3-я часть трактата рассматривает определенные перспективы  развития Русской государственности, выраженные в виде молитвы-пожелания. Прежде всего это:

1. Мощная верховная власть.

2. Высоко моральный облик правителя.

3. Законность происхождения и  деятельности власти.

4. Мирный курс внешней политики.

5. Четко подчеркивается значимость  Русской земли.

Вывод: По кругу затронутых проблем  и широте политического горизонта, а также по писательскому мастерству трактат Иллариона был высоко оценен как современниками, так и потомками. Илларион создал идеальный образ верховного правителя христианского типа. Выработав определенные моральные и юридические критерии, с помощью которых он оценивал его личность и деятельность.

Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли  является русская летопись. Источником современной осведомленности русских  летописцев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из трудов античных авторов и оригинальные памятники (былевой эпос, сказания, песни и т.д.).

Создание "Повести временных  лет", явившейся впоследствии основанием всего летописания, приписывается  монаху Киево-Печерской Лавры Нестору. Летописец задался целью выяснить: происхождение Русского государства, законность княжеской династии, историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также роль и место Руси во всемирно-историческом процессе.

Происхождение государства имеет традиционно-легендарное объяснение, основанное на неписаном договоре в виде акта призвания трех норманских князей Рюрика, Синеуса, Трувора, которое исходило будто бы от ильменских племен. Они были призваны для объединения местных племен.

Подобное "объяснение" разрешало сразу несколько политических проблем: утверждалась законность происхождения верховной власти (не насилием, не обманом, а призванием, приглашением) и братства князей, основанного на родоначалии правящей династии, в результате чего они должны объединиться.

В идее призвания содержалась необходимость  показать единство русского государства, законность деятельности великого князя  и недопустимость сопротивления  со стороны вассалов-князей.

В современной литературе ведется  много споров о построении этим первым историком Русского государства концепции "приглашения" варяжских династий.

Описание политических событий  Нестор дополнил некоторыми современными фактами. Он рассказал о набеге половецкого  хана Боняка и походе Святополка на половцев, проведя идею необходимости отражения врагов Русской земли в целях сохранения ее единства и независимости. Летописец отметил мирный характер политики славян.

Информация о работе Лекции по "Истории политических и правовых учений"