Лекции по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)
Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Файлы: 1 файл

IPPU.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

2. Генерального Суда Общего Права;

3. Высокого Канцелярского Суда;

4. Апелляционного Суда.

Учитывая отдаленность каждого  вида государственной власти от выражения  ими народности, Джефферсон предлагал  комплекс разнообразных мер удержания  равновесия властей, недопускающих возможности установить деспотическое правление одной из них. Можно выделить следующие основные меры:

* обеспечение невозможности того, чтобы один человек стал одновременно  носителем более чем одного  вида государственной власти;

* ограничение сроков пребывания и регулярная ротация лиц, занимающих выборные или должностные посты;

* рекомендация относительно того, чтобы Конституция принималась  не законодательной ассамблеи,  а специально избранной для  этой цели самим народным конвентом; 

* предложения о создании постоянного суда импичмента, состоящего из представителей трех звеньев власти, которые обладали правом судить и смещать с должности любого представителя высших органов власти в случае нарушения им конституционных принципов и правил;

* постановление о передаче права "вето" на законодательные решения специальному ревизионному совету и о возможности снятия наложенного запрета при повторном рассмотрении данного законопроекта, большинством в 2/3 .

Образование США на основе федерализма  поставило перед Джефферсаном вопрос о демократическом соотношении центрального и местного управления. Заявляя о том, что 17 штатов, объединившихся в единое государство, отдали в ведение федеральной власти то, что связано с их интересами за рубежом штата, а себе оставили все, что "касается внутреннего управления", Джефферсонс подчеркивал, что правительство каждого штата и правительство федерации - равные партнеры.

Серьезной критике подверг Т. Джефферсон Конституцию США 1787 г. за ряд ее антидемократических  черт: отсутствие в ней билля о правах, предусматривающего право на свободу слова, печати и др. По инициативе Джефферсона и других политических деятелей были приняты 10 дополнений к тексту Конституции. Они вступили в силу в 1791 г.

Социальная структура и социальная проблемы

Джефферсон был сторонником  сословного деления общества. Среди  сословий его внимание привлекала лишь аристократия, где он различал: природную  аристократию - те, кто признавался  таковыми за их физическую силу и достоинства; искусственную аристократию - те, которые выделялись своим особым происхождением и богатствами, и духовную аристократию - те, кого выделили за интеллектуальные и нравственные достоинства. Духовную аристократию он называл естественной и считал ее "самым драгоценным даром природы, данным людям для того, что бы учить и ... управлять обществом".

Джефферсон был против рабства. Он заявлял, что природа наделила черных и краснокожих собратьев "равными талантами с людьми других цветов", что рабство и  национальная дискриминация - это моральный  и политический порядок общества, что рабы и индейцы так же обладают естественными правами. В то же время как политическому деятелю ему приходилось считаться с устоявшимся традициям в отношении к неграм и индейцам и той политикой, которую проводили по отношению к ним правительства различных штатов.

.Джефферсон вошел в историю  политической мысли как автор  Декларации Независимости США,  провозгласившей наиболее передовые  политические и правовые идеи  того времени.

2. Вопросы государства и права  в произведениях Томаса Пейна

Томас Пейн (1737 - 1909 гг.) относился к  тому числу наиболее радикальных  представителей демократической, политической и правовой идеологии периода  войны за независимость. Он был уроженцем  Англии, в Америку переселился  в 1774 г. Т. Пейн принимал активное участие во Французской революции. Избирался депутатом Конвента Франции. В ответ на критику якобинского террора был заключен в тюрьму, чудом избежал намеченной Робеспьером казни, затем был освобожден и восстановлен в депутатских правах. По возвращению в Америку Пейн подвергся жестоким гонениям за антирелигиозную критику и умер в забвении.

Основные работы

"Серьезная мысль" 1775 г. в  ней он первый ставит вопрос  об отделении колоний от Англии  и создание независимого государства. "Право человека" 1791 г. защищает демократические права и свободы, провозглашенные Французской революцией. "Век разума"(1794-1795 гг.) - антицерковный памфлет.

Наиболее известное произведение Т. Пейна памфлет "Здравый смысл" 1776 г. Идеи этого произведения были частично отражены в Декларации Независимости США. Памфлет имел характерные подзаголовок "О происхождение и назначение правительственной власти с краткими замечаниями по поводу Английской конституции". В ней открыто провозглашалось, что вопрос о независимости Америки есть вопрос только целесообразности и экономической выгоды. Поэтому решать его надо не в судах, а в торговле, на рынках, и сделать это не трудно, если исходить из здравого смысла и конкретных интересов простых людей. Проведя республиканские идеи, автор памфлета критикует государственное устройство Великобритании.

Подробное исследование "хваленой конституции Англии" приводит его  к убеждению, что она представляла собой нечто благородное лишь в те мрачные времена рабства, когда создавалась. Теперь же легко  показать ее несовершенство и неспособность дать то, что она будто бы обещает.

Составные части Английской конституции  являются порочными остатками двух древних тираний (монархической  тирании в лице короля и аристократической  в лице пэров), к которым примешены  новые республиканские элементы (палата общин). Оба первых учреждений, будучи наследственными, не зависят от народа и поэтому "в конституционном смысле" ничем не способствуют свободе государства.

Естественные и гражданские  права

Как представитель естественно-правовой теории Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе (например: право на счастье, свободу совести, свободу слова, равенство перед законом и др.). Этими правами человек, обладая в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом и сохранялось еще у североамериканских индейцев. Гражданские же права принадлежат человеку, как члену общества и обеспечиваются государством (например право собственности), т.е. с образованием общества люди передают часть своих естественных прав.

Общество и государство

Одним из первых в истории политической мысли он приводит различие между  обществом и государством.

Они различаются не только своей  ролью, но и своим происхождением: "общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками". Первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же - отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь".

Государство, по Пейну, возникает вслед  за объединением людей в обществе, потому что объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Пейн считает, что зарождение и существование государственной власти строиться только на согласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная власть государства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, то есть о праве на восстание. Этими же идеями народного суверенитета и право на революцию Пейн обосновал допустимость отделения колоний от Англии и образование собственного независимого государства.

Формы государственного правления

Все формы государственного правления  Пейн делит на два вида: 1) правление  на основе выборов и представительства; 2) Правление на основе права наследования.

Первое известно под именем республики, второе - монархии и аристократии. Обе  формы различны и противоположны от того, что воздвигнуты на двух различных и противоположных  основах -разуме и невежестве. Поскольку правительственная деятельность требует таланта и способностей, а они не могут происходить по наследству, то очевидно, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканской, а для монархической и аристократической формы.

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права (исходя из принципа естественного равенства людей).

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию 1787 г. Недостаток Конституции он видел  и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового  избирательного права, Пейн был сторонником  однопалатной структуры парламента, в то время как для других мыслителей она представлялась прямой угрозой скорого самовырождения и компрометации. Возражая на этот аргумент, Пейн делал ставку на наличие Конституции. Она должна определять полномочия и устанавливать правила, в рамках которых будет действовать парламент. Такая Конституция, по его мнению, сама по себе более эффективное, сдерживающее средство, чем любой другой контроль.

Важным инструментом, призванным нейтрализовать вредное следствие импульсивности работы однопалатного парламента, он считал единообразный принцип представительства. Слишком большим был (6 лет), по его мнению, срок полномочий сенаторов.

Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом "вето", против несменяемости судей, которые должны были переизбираться и быть ответственными перед народом.

Вывод: Политические взгляды Пейна  выражали интересы наиболее широких  слоев американцев - фермеров. Они оказали большое воздействие на ход Войны за Независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанского колониального господства и способствовали формированию идеологии чартистского движения в Англии.

3.Политические и правовые взгляды  Гамильтона и их воплощение  в Конституции США

Александр Гамильтон (1754-1804 гг.) был  одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения  и практическая деятельность оказали решающее воздействие на создание Конституции США 1787 г.

В период непосредственной подготовки Конституции, и особенно после ее принятия, в стране разгорелась острая политическая борьба между федералистами  и антифедералистами. Основой раскола  на эти политические группировки было отношение к намеченной конституции федеральной форме государственного устройства США.

А. Гамильтон принадлежал к числу  наиболее влиятельных лидеров федералистов. Наполовину англичанин, наполовину француз, он родился в Вест-Индии. Человек выдающихся способностей и ясного ума, прекрасный юрист, умный руководитель, государственный деятель широкого кругозора, Гамильтон определил основную политическую линию федералистов, руководил ее проведением в жизнь и добился ее торжества. Он очень хорошо подходил для такой деятельности, ибо, в отличии от коренных американцев, его не связывали узкие местные интересы. Гамильтон мыслил категориями всей страны, а не одного штата. Он стремился уничтожить самостоятельность местной власти и свести отдельные штаты до положения церковных приходов. К демократии городского собрания и законодательным собраниям, где большинство принадлежало фермерам, он относился с нескрываемым презрением. Гамильтон не знал и не понимал сельского жителя-фермера Америки. Он выражал интересы крупных собственников: плантаторов-земледельцев, богатых купцов, промышленной буржуазии, т. е. антиаграрных классов. По мнению Гамильтона, только сильная центральная власть была способна остановить демократическое движение масс, возросшее после победы в войне за независимость. Федерация будет барьером, препятствующим внутренним раздорам и народным восстаниям.

Государственный строй

Политические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествующий войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под влиянием Монтескье: его теории разделения властей и идеализации конституционного устройства английской монархии. Это устройство Гамильтон считал необходимым положить в основу Конституции США.

Он был убежденным приверженцем английского образца "смешанного правления", в котором законодательная  власть делилась между тремя политическими  формами - монархической в лице короля, аристократической в лице палаты лордов, демократической в лице палаты общин. Однако концепция "смешанного правления", бравшая под защиту интересы имущих "верхов", находилась в противоречии с доктриной естественного равенства Декларации Независимости. Противоречила она и положению Декларации о том, что государство создается для защиты прав на жизнь, свободу, стремление к счастью, а не право на собственность.

В некоторых своих принципах  Гамильтон был также последователем Гоббса. Его философия логически  подводила к государству - Левиофану с высокоцентрализованной, принудительной и действенной властью. Но Гамильтон не был идеалистом и не считал государство божественным вместилищем власти, вечной сущностью, независимой от гражданина и стоящей над ним.

Гамильтон рассматривал государство, как весьма полезное орудие, которое во имя законности и порядка должно служить интересам власть имущих и сдерживать проявления тех, кто лишен власти. Он понимал, что в государстве, основанном на принуждении, а не на доброй воле, вечное брожение среди тех, кому применяется принуждение составляет серьезную угрозу и в конце концов эксплуатируемые могут наброситься на эксплуататоров. Поэтому в таких государствах эгоистические интересы требуют, чтобы общественные беспорядки предавались посрамлению и подавлялись полицейскими силами. Критерий сильного государства заключается в его способности защитить привилегии меньшинства от анархии большинства.

В Конституционном конвенте Гамильтон  горячо отстаивал идею государства, основанного на принуждении. В его планы государственного устройства принцип централизованной власти развивался значительно глубже того, на что было готово пойти большинство, а в выступлениях в защиту этого плана Гамильтон высказывал мысли, которые пугали некоторых его слушателей. Он был откровенным монархистом и отстаивал монархические принципы с гоббсовской логикой: "Принцип, который должен быть принят, - это необходимость постоянной воли. Государство должно строиться на основе, способной сдерживать народный поток".

Информация о работе Лекции по "Истории политических и правовых учений"