Лекции по "Истории политических и правовых учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 18:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ, ЕЕ НАУЧНАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тема 2. УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
Тема 3. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (X - XV ВВ.)
Тема 4. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА, СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА
Тема 5. УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА

Файлы: 1 файл

IPPU.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Правовая теория

Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное.

Естественное право выступает  как вечный закон, обязательный для  всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: "кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя". Он не писан, и имеет врожденный характер.

Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное,  т.к. оно существовало до государства.

Под естественным правом он понимал:

* не вредить другим, если не  будешь спровоцирован несправедливостью; 

* не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.

Цицерон вслед за софистами использовал  различие позитивного и естественного  права, для критики позитивного  права с позиции естественного  права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н.э., когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

Вслед за Платоном, Цицерон уделяет  внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой  и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: "Под действие закона должны попадать все". И государство - это общий для всех правопорядок.

Вывод: труды Цицерона изучили христиане, он сделал шаг в направлении теории правовой государственности, оказал большое  влияние на всю последующую человеческую культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политико-правовая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на последующие развитие политико-правовой идеологии Западной Европы. Под их воздействием складывается философские и социально-политические взгляды мыслителей Возрождения и ранней буржуазной идеологии.

 

 

 

Тема 3

УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ  В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(X -XV ВВ.)

ВВЕДЕНИЕ

Учения о государстве и праве  раннего средневековья представляет собой тот длительный отрезок  в истории европейской политико-правовой мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те ученые, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью отличалась средневековая политическая мысль от античной и последующих учений Ренессанса.

Другим источником политических учений была общественно-политическая мысль  античности. Особенно значительное влияние  оказали сочинения Аристотеля и  Платона. Средневековые ученые по-своему рассматривали вопросы о форме государства, полномочиях власти, ее отношения с сословиями, роли гражданина, но при этом учитывали опыт античности.

1. Социально-политические идеи  раннего христианства.

Христианство возникает в I - II столетии нашего тысячелетия в римской провинции Иудее.

Время его возникновения характеризовалось  глубоким кризисом, переживаемым Римской  империей. Могучая государственная  машина жестоко подавляла восстания  рабов и свободных бедняков и  покоренных народов (во второй половине 60-х годов прошла тяжелая иудейская война). В этих условиях оставалось лишь верить и надеяться на помощь сверхъестественных сил, на чудо.

В самом Риме царил внутренний распад, страшная опустошенность и моральная  распущенность верхов. Официальная  Римская религия не могла предложить утешения массам, ибо она была слишком тесно связанна с государством. Атмосфера неуверенности и ожидания конца благоприятствовала возникновению различных культов восточных религий (культа египетских богов - Изиды и Осириса, иранского бога - Митры, и т.д.), в которых были подчеркнуты те элементы, которые позднее заимствовало у них христианство, - страдание умирающего бога и его воскрешение, надежда на загробную жизнь.

Эту веру принесла новая религия - христианство, которое, кроме всего прочего, обратилось ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед богом.

Христианство зародилось в лоне иудейской религии, но скоро отклонилось  от нее. Иудаизм - первая монотеистическая религия (признающая единого бога), возникла более трех тысяч лет назад.

Основными постулаты иудаизма:

* евреи - избранный народ, т.к.  бог через Моисея дал им  закон. Приняв этот закон, евреи  вступили в особые отношения  с богом, заключили с ним  договор, который обеспечивал  им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

* согласно Библии, история целенаправлена, суть ее - не в разрушении первоначально  созданного совершенства, а в  движении к своей высшей точке,  к установлению царства божьего  на земле. Оно приведет к вознаграждению за добрые дела, к воскрешению праведников.

* вера в пришествие мессии - спасителя,  посланного богом Иеговой для  установления справедливости. Ветхий  завет содержал предсказание, что  мессия должен происходить из  рода царя Давида.

Иисус Христос (Христос по гречески означает "мессия"), для его последователей - христиан он и был таким мессией. Иудеи предали его суду как самозванца. Это и привело к выделению христианства в качестве особой религии, которая к священным книгам иудеев, ставшим у христиан называться Ветхим или Старым заветом, прибавила новый завет Иисуса Христа, не признававшийся евреями.

Новый завет  - главный источник суждения о политической мысли раннего  христианства. Он состоит из четырех  евангелий: (благовестий, в переводе с греческого) от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, деяний апостолов и Откровения Иоана Богослова, более известного под греческим названием "Апокалипсис".

Первоначально христианство осуждало рабовладельческий Рим. Так,  в "Апокалипсисе", написанном в 60 годы I века рисуется жуткая картина конца света и страшного суда, содержавшая суровую критику Рима.

Христиане ждали пришествия мессии, Христа - избавителя, который в схватке  со "зверем - императором", сокрушит царство зла и будет установлено  обещанное пророками тысячелетнее царство справедливости.

В ожидании скорого пришествия христьяне  стремились обособится от царства зла  в своих общинах, где вели совместную жизнь по обычаям, прямо противоположным  римским.

Основные положения христианства:

* в общине была преодолена  идея богоизбранности отдельных народов;

* провозглашено равенство всех  верующих;

* отношение к физическому труду  в Риме отрицательное (считали  физический труд позором, уделом  рабов), а в христианской общине  все обязаны были трудиться. "Если  кто не хочет трудиться, тот не ешь". Послание апостола Павла фессалоникийцам (2 Фее. 3,10);

* римское право защищало интересы  частной собственности, а в  общинах первых христиан все  было обще;

* распределение по труду или  по потребности: "Разделяли всем, смотря по нужде каждого" и "не было между ними никакого нуждающегося" (Деян. 4,32 -35;

* в Риме господствовал культ  роскоши, а у христиан культ  сдержанности. Первые христиане  осуждали богатство, связывая  его с угнетением бедных. Стяжательство  объявлялось несовместимым с верой в бога: "Не можете служить богу и мамоне" (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13).

Эти принципы позволяют говорить о "христианском коммунизме". Особенность  его в том, что он замкнут в  религиозных общинах, а не является всеобщим, и носит потребительский  характер, а не производительный характер.

Идея христианства того периода: "кто  откажется от стремления к власти в замен получит спасение души". Политико-правовая реальность осуждалась.

Связь между общинами поддерживали бродячие проповедники (апостолы), не имевшие никаких привилегий. Община кормила апостола несколько дней, после чего он должен был идти дальше, либо работать со всеми.

В I и II вв христианские общины распространились по всей Римской империи. Ряды приверженцев новой религии росли, они начали пополняться также выходцами из имущих и образованных слоев. Это привело к изменению социального состава, организационных принципов и идеологии христианских общин. Вместе с тем, эволюция христианства предопределялась несбыточностью провозглашенного идеала, разочарованием в надеждах на скорый приход мессии.

К середине II века складывается церковный  аппарат. Руководство общинами переходит  в руки епископов, пресвитеров, дьяков, образующие стоящий над верующими  клир (духовенство).

Существенному изменению подвергалось первоначальное учение христиан. Идея "близкого пришествия мессии" и "тысячелетнего царства" были заменены догматами уже бывшего пришествия, распятия и воскресения Христа, а также "загробного воздаяния".

Всеобщее равенство было истолковано  как равенство перед богом во всеобщей греховности. Проповедуя "любовь к врагам", духовенство объявило тяжким грехом осуждение Римской империи.

Постепенно происходит приспособление к политической реальности. Обосновывается принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности. Так, апостол Павел в послании римлянам говорит: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены".

Это положение стало для христианства основополагающим и открыло ему  путь сначала для легитимизации, признания наряду с другими религиями (Миланский эдикт 313 г. императоров Константина и Лициния), а вскоре и к превращению христианства в господствующию религию (324 г н.э. Константин стал первым христианским императором). Церковь освятила его власть, возник союз трона и алтаря. Гонимая церковь стала господствующей.

Однако проблема соотношения духовной и светской властей, возникшая с  христианством, сохранилась и даже стало основой для политической мысли на многие столетия.

Вывод: христианство в этот период из религии гонимой, становиться религией господствующей. Постепенно происходит приспособление к реальной политической жизни, обосновывается принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности.

2. Политико-правовые учения Аврелия Августина (354 - 430).

Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства -- 1V - X в. Он - один из отцов церкви. Наследие его - часть патристики, т.е. трудов церкви. Как мы уже говорили в первом вопросе, в период IV-V в. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу.

Августин стоит между античностью  и средневековьем. Он родился в  городе Тагасте в Нумидии (Северная Африка). Отец был римским патрицием-язычником, мать -христианкой.

Августин отличался образованностью. В Карфагене, Риме и Милане изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала верил, что найдет ее у манахийцев, в их учении о дуализме добра и зла. Они объявляли весь телесный мир (природно-космический, социальный и человеческий) порождением дьявола. Извечным воплощением зла, заслуживающим презрения и уничтожения.

В конце концов, истину Августин находит  в христианстве, которому он переходит  в 387 г. В возрасте 33 лет, принял христианство и всю оставшуюся жизнь посвятил разработке и пропаганде основополагающих идей католицизма, а также непреклонной борьбы с ересью.

 

В 395 году стал епископом Гиппона  и на этой должности оставался  до конца своих дней. Гиппон был  осажден вандалами, и Августин молил Бога, чтобы он призвал его к себе, если епископский город не удастся спасти. Молитва его была услышана, и он умер во время осады в 430 г. За аскетический образ жизни и строгое следование догматам церкви Аврелий Августин - был прозван блаженным.

Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его  основными произведениями являются: "Исповеди" ("Confessions") в 30 книгах; "О троице"(De trinitate" 400 - 410 гг.), где систематизированы теологические  воззрения, и "О граде божьем"("De sivitate dei" 412 - 426 гг.). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его взгляды как историко-философские, так и политико-правовые взгляды.

Поводом для написания послужило  взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410 г. Это шокировало интеллектуальный Рим. Начались поиски причин поражения: часть населения обвинило христианство, так как, пока была языческая религия никто Рим не покорял. В ответ Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. Далее он развивает идею о двух града.

Разработанной античной философией диалектический подход был воспринят Августином Блаженным и применен к мистическому объяснению исторического процесса как "борьбы двух градов". В качестве "града земного" и "града божьего" у него выступает два противоположных вида человеческих общностей, их отличие в направленности любви.

Информация о работе Лекции по "Истории политических и правовых учений"