Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:37, курс лекций

Описание работы

Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Государство как основной институт политической системы, его функции. 
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права. 
Концепции происхождения государства: 
• Патриархальная (Конфуций, Аристотель). 
• Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский). 
• Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк). 
• Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович)  
• Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия. 
Признаки государства: 
1. единая территориальная организация политической власти. 
2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством.  
3. органы и учреждения наделены властными полномочиями. 
4. Суверенитет и независимость. 
5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения. 
Функции государства: 
I. Внутренние функции: 
1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами. 
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы. 
3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности. 
4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе. 
5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды. 
6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности. 
II. Внешние функции: 
1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. 
2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества. 
3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

 

Формы государственного устройства и правления. Типы государств. 
Формы административно-территориального устройства: 
• Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ). 
• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ). 
• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.). 
• Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская. 
Формы государственного правления. 
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии: 
• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман). 
• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония). 
• Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко) 
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики: 
• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть). 
• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции. 
• Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

 

 

 Законодательная власть. Структура и функции. 
Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.  
Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ. 
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. 
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.  
Основные полномочия Палаты представителей: 
• Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь; 
• Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов; 
• Назначение выборов Президента РБ; 
• Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра. 
Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом. 
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.  
Парламент выполняет следующие функции: 
- Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов; 
- Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан; 
- Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов. 

 

Понятие и сущность исполнительной власти. 
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. 
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть. 
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. 
Основные функции Правительства: 
• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; 
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; 
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении; 
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения; 
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 
• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью; 
• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента. 
Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ. 
Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

 

Исходя из природы партий и их социальной опоры, можно выделить партии, представляющие интересы отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции), нескольких классов и социальных групп, возникающие, например, на основе национально-освободительных движений. По принципу организации различаются кадровые, массовые, универсальные. Партии кадровые объединяют в своих рядах профессиональных политиков. Они немногочисленны. В них отсутствует механизм официального приема, они действуют в основном в период предвыборных кампаний. Массовые партии включают в себя большое количество членов, основным источником финансов являются взносы членов партии.Универсальные партии считают вторичным рост своих рядов, но стараются собрать максимальное количество избирателей. По идеологическому признаку различаются идейно-политические, или так называемые мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются идеологическими принципами, и прагматические, или так называемые избирательные партии, которые не имеют идеологических программ, а ставят своей целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь среди идейно-политических партий выделяются: 1) консервативные политические партии, стремящиеся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения; 2) реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при условии сохранения его основ; 3) революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью замену его другим; 4) реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю. По способу функционирования 6ыделяются партии демократические, авторитарные, тоталитарные. Демократические партии не регулируют четко прием в члены партии, признают в партии фракции и фракционную борьбу. Это партии конституционные, действующие строго в рамках закона. Для тоталитарных и авторитарных партий характерны строгая регламентация отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствует фракционность, оппозиция. Это партии монополистические, директивные. Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти: легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные. Оппозиция - противопоставление - в политике означает противопоставление своей политики другой политике, либо выступление против большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или иных структурах. Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (предлагающая деловые предложения), деструктивная (разрушительная). 

 

 

Власть – это  один из видов социального взаимодействия, отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. 
 
  Концепции власти: 
 
1).Реляционистская – власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. 
 
2).Телеологическая – власть как способность достижения поставленных целей. 
 
3).Бихевиористская – власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. 
 
4).Структурно-функциональная – власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. 
 
5).Системная ( и структуралистская) – власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы. 
  Элементы власти: субъект, объект, ресурсы. Субъектом власти может быть личность, орган, организация, социальная общность. Для реализации властных отношений субъект должен обладать: желанием властвовать, волей к власти, знать настроение подчиненных, обладать авторитетом. 
 
  Власть – всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там и нет власти. 
 
  Мотивы подчинения объекта власти субъекту власти: страх перед наказанием, интерес, личная заинтересованность. 
 
   
 
  2.Ресурсы власти – это совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект. 
 
  Ресурсы подразделяются на: 
 
-утилитарные – материальные и другие социальные блага; 
 
-принудительные – меры уголовного и административного воздействия; 
 
-нормативные – средства воздействия на внутренний мир, нормы поведения человека. 
 
  В соответствии с важнейшими сферами деятельности ресурсы подразделяются на: 
 
-экономические –это материальные ценности(деньги, продукты питания, полезные ископаемые); 
 
-социальные – это способность повышения ( или понижения) социального статуса (должность, престиж, образование); 
 
-культурно-информационные – это знания и информация , средства их получения:институты науки и образования, СМИ и др;

 

Партийные системы. В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается  партийная система, под которой понимается совок всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Итальянский политолог Дж.Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

система с одной партией;

система с партией, осуществляющей  гегемонию;

система с преобладающей партией;

двухпартийная система;

система ограниченного плюрализма;

система крайнего плюрализма;

система атомизирования.

Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.

Избирательная система

Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных органов полит власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе зак-ва, кот детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.

Типы избирательных систем. Существуют два основных типа изб систем: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная характер тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют изб системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система относит большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.

Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем:

пропорциональная система на общегос уровне. В этом случае изб голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не выделяются; система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах.  

личность в политике

Личность в политике — субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международное и др.).

Личность является основным субъектом политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в соответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Даже не понимая данного положения, например голосуя на выборах, личность, опуская бюллетень в урну, совершает индивидуальный акт коллективно-политической значимости.

Информация о работе Лекции по "Политологии"