Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:37, курс лекций

Описание работы

Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Личность в политике участвует в решении общих дел, что вызывает у нее ощущение причастности к человеческому роду, его институциональным образованиям. Через самостоятельную сознательную причастность к общему делу личность обретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что участие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.

Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация, выбор представительных органов власти, участие в различных кампаниях, проводимых партиями, общественно-политическими движениями, членство и активная деятельность в политических организациях и т. п. Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность.

Политический процесс и его структура

Политическая система общества – единое целое образование. Одной из важнейших характеристик всякой социальной целостности является то, что ее элементы находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом. Следовательно, важнейшей стороной исследования политической сферы является рассмотрение политической системы с ее динамической стороны, то есть анализировать ее как политический процесс. Чаще всего политический процесс трактуется как совокупная деятельность всех субъектов, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. Такое понимание политического процесса базируется на той идее, что данный процесс складывается из бесконечной суммы политически значимых действий всех включенных в него участников. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Важнейшей составной частью политического процесса выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения могут не затрагивать основных структур и механизмов политической власти (например, могут меняться лидеры правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления властью сохранятся в прежнем качестве), а могут вести к замене базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния. Политический процесс расположен в соответствующем его содержанию политическом пространстве. Структура политического процесса включает: субъект процесса (реальную власть или ее носителя, которому власть делегирована), объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса,средства, методы, ресурсы исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Термин «государство» употребляется в двух значениях: как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти, и как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.

Признаки государства:

1) наличие публичной власти, распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения: чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и др.);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т. п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т. д.);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Типы партийных систем

Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.

В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.

Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.

Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

– демократические — широкие гражданские права и свободы человека;

– авторитарные — непререкаемое подчинение власти;

– тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

– многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

– «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются:

– восприимчивость к запросам и нуждам общества;

– способность трансформировать их во властные решения;

– возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.

Функционирование Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности.  
 
В механизме любого государства выделяют по меньшей мере четыре структурные части:  
 
1. Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т.д.), призванные к установлению основополагающих норм права.  
 
2. Исполнительные органы, призванные обеспечить исполнение законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов (кабинеты министров, министерства, ведомства, администрация и т.п.).  
 
3. Органы юрисдикции, которые следят за законностью, возлагают ответственность, решают споры (суд, арбитраж, прокуроры, следственные органы).  
 
4. Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т.п.), в задачи которых входит проведение карательных мер, принуждение к правомерному поведению, реагирование на правонарушения, исполнение наказаний.  
 
Понятие механизма государства отражает структуру государства в его статике. Но государство — живой организм. Его органы постоянно функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому уместно использовать и другое понятие — механизм функционирования государства.  
 
Под механизмом функционирования государственной власти понимается вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости.  
 
Для характеристики названного механизма следует ответить по меньшей мере на три вопроса:  
 
1) что приводит в действие государство;  
 
2) что объединяет (связывает) один орган государства с другим;  
 
3) что способствует или, напротив, тормозит реальное выполнение функций тем или другим органом государства.  
 
В состав элементов механизма функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия (взаимодействия), объекты последнего и средства воздействия одной системы на другую, одного органа на другой. Серьезную нагрузку несут такие блоки, как принятие решения, доведение решения до адресатов, контроль за выполнением решений.  
 
К механизму функционирования государства относится все то, что связано с внутригосударственным управлением и самоуправлением.  
 
Праву в механизме функционирования государства обыкновенно отводится первостепенная роль.

 

правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. 
Признаки правового государства: 
1. Приоритет правовой личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и гражданами перед государством 
2. Верховенство гуманистических законов (запрещено все, что не разрешено законом) 
3. Сферы отношений между государством и личностью и обществом регулируются не только законом, но и нормами демократического самоуправления граждан 
4. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием 
5. Социальная основа – это зрелое гражданское общество. 
Принципы правового государства. 
1. Принцип приоритета права.  
Приоритет права означает:  
а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;  
б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;  
в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;  
г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.). 
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.  
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

3. Принцип единства права  и закона. В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.  
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе. В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Информация о работе Лекции по "Политологии"