Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:13, курс лекций

Описание работы

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Файлы: 1 файл

Lektsii_Politologia.doc

— 542.00 Кб (Скачать файл)

Структура политической системы:

— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

— политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической власти и политической системы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

— политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс  функционирования политической системы.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение  политической власти определенной  социальной

группы или  большинства членов данного общества (политической

системой устанавливаются  и осуществляются конкретные формы  и методы властвования — демократические  и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация  средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление  и представительство интересов  различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение  интересов различных субъектов  политических отношений посредством  распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция  общества, создание необходимых  условий для взаимодействия различных  элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая  социализация (посредством которой  формируется политическое сознание индивида и он “включается” в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация  политической власти (т.е. достижение  определенной степени соответствия  реальной политической жизни  официальным политическим и правовым  нормам).

Типология политических систем

Категория политической системы выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой — представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем.

В зависимости  от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, по господствующим способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

В зависимости  от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

Характерные черты политической системы демократического типа:

— правление большинства;

— свобода критики  и оппозиции правительству;

— защита меньшинства  и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу;

— право народа на участие в решении государственных  дел;

уважение и  охрана права человека.

Характерные черты авторитарной политической системы:

— использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

—ограничение  политических свобод граждан, подавление оппозиции;

— централизация  управления, подавление региональной и личностной автономии;

— сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

— отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

— стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);

— ломка всесильным политическим механизмом автономии  всех общественных отношений;

— радикальное  ограничение инициативы индивида, его  полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

Место и роль государства в политической системе общества

Прежде чем  отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия “политическая  система общества” и раскрыть ее структуру (см. ответ на вопрос 32).

Государство —  это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов

(классовых,  общечеловеческих, религиозных, национальных  и т.п.) в пределах определенной  территории.

Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе. Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти.

Понятия “государство”  и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.

Всеобщее значение велений государственных органов  обусловлена самим фактом существования  общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения  общих для него проблем.

Именно в  этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

— выступает  в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территориальных

границ по признаку гражданства;

— интегрирует  общество, придает ему качества единого  социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

— является носителем  государственного суверенитета;

— располагает  специальным аппаратом (публичной  властью), Предназначенным для управления обществом;

— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,

милицией, службой  безопасности и т.п.);

— имеет, как  правило, монополию на правотворчество;

— владеет специфическим  набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

Происхождение государства

Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о  происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая  и историческая науки дают все  новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются  различные причины возникновения  государства: в теологической — Божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической—социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т.д.

В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Таким образом, возникновение государственности  обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения, прежде всего социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Формирование  государства — длительный процесс, у различных народов мира он шел  разными путями.

На Востоке  наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказа

лись социально-экономические  структуры родового строя — земельная  община, коллективная собственность  и другие. Первые государства, возникшие  на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому  историческому пути шел процесс  в Афинах и Риме, где рабовладельческое  государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это  самая чистая, классическая форма  возникновения государства из классовых  антагонизмов, развившихся внутри родового строя.

В Риме образование  государства было ускорено борьбой  бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства  в значительной степени связано  с завоеванием обширных чужих  территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другие'государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Понятие и признаки государства

Центральным институтом политической системы общества является государство. Термин “государство” в политологии обычно употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском, болгарском и т.п. государствах) и в узком, собственном смысле слова. Последнее понимание — строго научное. В его рамках государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Признаки  государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества:

1) наличие публичной  власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и Другие учреждения);

2) система налогов,  податей, займов (необходимы для  материального обеспечения государственной  политики: экономической, социальной, оборонной и т.п., а также для  содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное  деление населения (государство  объединяет своей властью и  защитой всех людей, населяющих  его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т.д.);

4) суверенитет  (присущее государству верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях);

5) право (государство  не может существовать без  права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем

самым делает ее легитимной, определяет юридические  рамки и формы осуществления  функций государства и т.п.);

6) монополия  на легальное применение силы, физического принуждения (возможность  лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Государственный суверенитет

Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и  т.п. Однако высшей властью, решения  которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.

Информация о работе Лекции по "Политологии"