Лекции по правоведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:56, курс лекций

Описание работы

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
Признаки права: общеобязательность; нормативность; право устанавливается государством или санкционируется им; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права; право охраняется государством, право выше традиций, морали и обычаев; всегда выражено в официальной форме.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 181.37 Кб (Скачать файл)

Виды  доказательств:   а) объяснения сторон и третьих лиц (ст. 86 ГПК  РФ); б) свидетельские показания (ст. 69 ГПК РФ);      в) письменные доказательства (ст. 71 ГПК РФ);     г) вещественные доказательства (ст. 73 ГПК РФ);      д) аудио- и видеозаписи (ст. 77 ГПК РФ); ) заключение эксперта (ст. 86 ГПК РФ).    

Свойства  доказательств: 1)В соответствии с п.3 ст. 67 ГПК РФ и п.2 ст.71 АПК  РФ суд (арбитражный суд) оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. 2) П.3 ст.71 АПК РФ раскрывает содержание свойства достоверности доказательств: доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и  исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют  действительности. 3) Никакие доказательства не имеют для суда (арбитражного суда) заранее установленной  силы (п.2 ст. 67 ГПК РФ, п.5 ст.71 АПК РФ).

Доказательства  представляются сторонами и другими  лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Лица, не имеющие возможности представить требуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф. Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду.

 

39. Производство  в суде первой инстанции.

При подготовке к судебному заседанию: 1) Судья изучает поступившее в суд уголовное дело и единолично устанавливает наличие или отсутствие фактических данных и юридических оснований для решения вопроса о внесении дела в судебное заседание для его последующего судебного разбирательства. 2) Установление соблюдения должностными лицами всех обязанностей по направлению дела в суд, обеспечение процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, устранение препятствий к рассмотрению дела в суде. 3) Решаются основные вопросы дальнейшего движения уголовного дела: о направлении уголовного дела по подсудности; о назначении предварительного слушания; о назначении судебного заседания.

Решение по поступившему в суд уголовному делу должно быть принято не позднее 30 суток с момента его поступления. Если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья обязан принять решение не позднее 14 суток с момента поступления этого уголовного дела в суд.

Закон обязывает судью  при подготовке к судебному заседанию  выяснить по поступившему в суд уголовному делу в отношении каждого из обвиняемых следующие обстоятельства: 1) подсудно ли уголовное дело данному суду; 2) вручены ли ему копии обвинительного заключения или обвинительного акта; 3) подлежит ли отмене или изменению избранная обвиняемому мера пресечения; 4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы; 5) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества; 6) имеются ли основания для проведения предварительного слушания.

Уголовно-процессуальный закон  определяет основания, при наличии  которых может быть изменена территориальная  подсудность уголовного дела. Изменение  территориальной подсудности уголовного дела допустимо лишь до начала судебного  разбирательства, и поэтому вопрос о подсудности дела при обнаружении  указанных выше обстоятельств решается в стадии подготовки к судебному  разбирательству.

Судья решает также вопрос о частичном или полном удовлетворении заявленных ходатайств или жалоб. Поводом  для проведения предварительного слушания является ходатайство стороны или  собственная инициатива судьи. Основанием для прекращения уголовного дела закон признает: истечение сроков давности уголовного преследования; смерть обвиняемого; отсутствие заявления  потерпевшего по делам, возбуждаемым по его заявлению; отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела и привлечение в качестве обвиняемого лиц,

Судья решает вопросы о месте и времени проведения судебного заседания, о единоличном или коллегиальном рассмотрении дела, о назначении защитника, вызове в судебное заседание участников судебного разбирательства, об открытом или закрытом судебном заседании, о мере пресечения. Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала. Судья открывает судебное заседание, проверить явку в суд, разъяснить права участникам судопроизводства, выяснить имеющиеся у них ходатайства и разрешить их с соблюдением установлений регламента судебного заседания. Предварительное слушание проводится судьей единолично с участием сторон в закрытом судебном заседании.

В результате проведения предварительного слушания судьей могут быть приняты  решения, изменяющие направление движения уголовного дела вплоть до его прекращения.

Прекращение судом уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования, т.е. всей процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения  в целях изобличения обвиняемого  в совершении преступления.

 

40. Производство  в суде второй инстанции.

Производство в суде второй инстанции включает в себя производство в судах апелляционной и кассационной инстанции. Апелляционная инстанция - это суд, рассматривающий уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда (мирового судьи). Кассационная инстанция – это суд, рассматривающий уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой (за исключением мировых судей) и апелляционной инстанции. Объединяет апелляционную и кассационную инстанции как суды второй инстанции то, что и те, и другие осуществляют проверку судебных решений, не вступивших в законную силу. Апелляционное и кассационное рассмотрение судебных решений в уголовном процессе – это форма проверки их законности, обоснованности и справедливости вышестоящим судом. Она имеет своей задачей выявить ошибки, допущенные при рассмотрении и разрешении дела, и принять меры по отмене или изменению вынесенных решений. Апелляционный порядок пересмотра приговоров и иных судебных решений в уголовном судопроизводстве существует только для проверки решений, вынесенных мировыми судьями. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой (за исключением решений мировых судей) и апелляционной инстанции. При этом обжалование определения или постановления, вынесенного в ходе судебного разбирательства, не приостанавливает судебное разбирательство.

В апелляционном и кассационном порядке не могут быть обжалованы следующие определения или постановления, вынесенные в ходе судебного разбирательства: 1) о порядке исследования доказательств; 2) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства; 3) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, за исключением определений или постановлений о наложении денежного взыскания.

В апелляционном и кассационном производстве 1) действует принцип свободы обжалования; 2) предметом проверки является законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения, не вступившего в законную силу. Закон устанавливает одинаковые сроки для апелляционного и кассационного обжалования судебных решений. Участники судебного разбирательства реализуют свое право на апелляционное или кассационное обжалование путем принесения, соответственно, апелляционной или кассационной жалобы, а государственный обвинитель в лице прокурора или должностного лица органа дознания по поручению прокурора – апелляционного или кассационного представления. Апелляционная и кассационная жалоба и представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.

Жалоба и представление  на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы сторонами в апелляционном или  кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. В течение срока, установленного для апелляционного или кассационного  обжалования судебного решения, уголовное дело не может быть истребовано  из суда. Жалобы, поданные с пропуском срока, остаются без рассмотрения. Подача жалобы приостанавливает приведение приговора в исполнение, за исключением случаев исполнения приговоров в части немедленного освобождения подсудимого из-под стражи в зале суда.

По истечении срока  апелляционного или кассационного  обжалования суд, постановивший  приговор или вынесший иное обжалуемое решение, направляет уголовное дело с принесенными жалобой, представлениями  и возражениями на них в суд  апелляционной или кассационной инстанции для рассмотрения, о  чем сообщает сторонам.

До начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции лицо, обжаловавшее приговор или иное судебное решение, вправе отозвать поданную жалобу или представление  до начала заседания суда апелляционной  или кассационной инстанции. Принесение апелляционной или кассационной жалобы или представления приводит в действие правовой механизм защиты прав граждан и юридических лиц, законные интересы которых связаны с принятыми в обжалуемом приговоре, определении или постановлении решениями, обязывая суд второй инстанции установить, правосуден ли приговор, дать мотивированный ответ на каждый довод жалобы или представления, принять меры к устранению нарушений прав и законных интересов лиц, обеспечению законности и обоснованности обжалованного судебного решения. Принесение апелляционной или кассационной жалобы или представления способствует тому, чтобы исполнялись лишь законные и обоснованные приговоры, что необходимо и в интересах личности, и в интересах правосудия. Этим определяется сущность и значение апелляционного и кассационного производства в уголовном процессе.

 

41. Трудовое  право: предмет, метод.

Трудовое право (ТП) — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.          В России основным источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР.

Предмет ТП - система общественных отношений, возникающих по поводу носящего договорной характер труда подчиненного работодателю работника, выполняющего его лично, очно и за определенную плату. К предмету ТП относятся: 1) отношения по содействию занятости и трудоустройству у данного работодателя; 2) трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда; 3) отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией; 4) отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений; 5) отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; 6) отношения надзорных и контрольных органов (Рострудинспекции, государственных специализированных и профсоюзных инспекций и т.д.) с работодателем, администрацией производства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда; 7) отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; 8) отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой; 9) отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров, возникающие лишь у некоторых работников и отдельных рабочих коллективов. Когда появляется такой трудовой спор, второй стороной этих отношений является орган, решающий данный спор (комиссия по трудовым спорам, суд и т.п.).

Метод ТП - комплекс следующих 6 способов правового регулирования, т.е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении: 1) сочетание централизованного и локального регулирования, нормативного и договорного; 2) договорный характер труда и установление его условий; 3) равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации; 4) участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда, контроле за соблюдением трудового законодательства; 5) специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива с судебной защитой по индивидуальным правам; 6) единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

 

42. Источники  трудового права.

Источники трудового  права - нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений.

Классификация источников трудового права: по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты. Законы обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими источниками: 1) международные договоры (двусторонние, многосторонние); 2) Конституция; 3) Трудовые законы (Трудовой кодекс); 4) принятые высшими органами исполнительной власти (постановления и распоряжения; правительства; 5) принятые Президентом (декреты, указы, распоряжения); 6) изданные центральными органами государственного управления (Министерством труда и социальной защиты); 6) принятые органами местного самоуправления (решения).

 

 

44. Трудовой  договор: понятие, признаки.

Трудовой  договор (ТД) – это соглашение между работником и работодателем является трудовым договором при условии составления его в письменной форме и соблюдении нескольких требований:

  1. Работодатель обязан: а) предоставить принятому сотруднику работу, оговоренную в заключенном договоре, б) обеспечить условия труда соответствующие указанным условиям в законодательстве Российской Федерации условия труда, в) в полном размере и своевременно выплачивать заработную плату.
  2. Работник должен: а) выполнять определенную в трудовом договоре трудовую функцию; б) обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, в которую был принят.

Трудовой договор должен быть составлен в двух экземплярах и обязательно подписан каждой из сторон. Стоит помнить, что не заключенный трудовой договор считается вступившим в силу, если работник приступил к работе по поручению работодателя. В данном случае трудовой договор необходимо оформить в срок не позднее 3-х дней со дня фактического допущения работника к работе. Таким образом, трудовые отношения между работником и работодателем возникают независимо от того, оформлен трудовой договор или он на стадии подписания.

Информация о работе Лекции по правоведению