Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:56, курс лекций
Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
Признаки права: общеобязательность; нормативность; право устанавливается государством или санкционируется им; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права; право охраняется государством, право выше традиций, морали и обычаев; всегда выражено в официальной форме.
11. Правительство РФ.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.
Процедура формирования
После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.
Компетенция Правительства РФ: 1) Общая компетенция — полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др. 2) Специальная компетенция — полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.). 3) Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти — полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.
Конституция предполагает, что основа
Правительства РФ должна
12. Судебная система в РФ.
Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность — правосудие. Правосудие — деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.
Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: 1) основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.2) дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.
Для кандидатов на должность
судьи вышестоящих судов
Суды |
Возраст судьи |
Стаж работы судьи по юридической профессии |
Конституционный суд РФ |
40 |
15 |
Верховный суд РФ |
35 |
10 |
Высший Арбитражный суд РФ |
35 |
10 |
Принципы судебной власти РФ: осуществление правосудия только судом; законность; независимость судей; коллегиальность; состязательность и равноправие сторон; гласность судебного разбирательства; право на пользование квалифицированной юридической помощью; недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление; презумпция (лат. praesum-ptio — предположение, основанное на вероятности) невиновности; принцип национального языка судопроизводства
Структура судебной власти в РФ:
• Конституционный суд РФ — высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.
• Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.
• Высший Арбитражный суд РФ — высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.
Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
13. Правоохранительные органы в РФ.
Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Виды правоохранительных органов: органы судебной власти, органы выявления и расследования преступлений, органы юридической помощи, органы обеспечения правопорядка и безопасности.
К правоохранительным органам относятся; суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции.
Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций: конституционный контроль, осуществление правосудия, прокурорский надзор, расследование правонарушений, обеспечение безопасности, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, охрана общественного порядка, оказание юридической помощи, профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правовой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным.
14. Административное право в РФ: предмет, метод, источники.
Административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области реализации исполнительной власти.
В предмет административного права входят следующие группы отношений: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти. Они складываются между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации функций управления органами исполнительной власти; 2) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности. Сюда относится внутреннее распределение компетенции органа. внутриаппаратное перемещение служащих, а также информационное и материально-техническое обеспечение определенного государственного органа; 3) общегосударственные контрольно-организационные отношения. Данная деятельность осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой, Уполномоченным по правам человека в РФ; 4) организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений
государственных органов.
Среди методов административного права принято выделять: 1) метод рекомендаций (лицо, которому адресуются рекомендации, может их принять либо оставить без последствий); 2) метод согласований, при котором субъекты согласуют свои позиции по определенным вопросам; 3) метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом; 4) административно-договорный метод.
В качестве основных источников административного права можно выделить: Конституцию РФ, ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2EФКЗ «О Правительстве РФ», Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195EФЗ (КоАП РФ), Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти в РФ» и другие нормативно-правовые акты.
15. Административное
правонарушение и
Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих
основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, применяемое в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь
своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Законодательством предусмотрены следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного
физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ
иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.
16. Гражданские правоотношения: понятия, виды, субъекты.
Гражданские правоотношения – это основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности участников общественные отношения между субъектами гражданского права, которые связаны гражданскими правами и обязанностями, возникающими из оснований, предусмотренных законом.
Характерные черты гражданских правоотношений:
1) обособленность и независимость друг от друга субъектов гражданских правоотношений;
2) равенство участников общественных отношений – в гражданских правоотношениях обязанный субъект во всех случаях находится в равном положении с управомоченным субъектом;
3) самостоятельность участников общественных отношений;
4) наличие юридических гарантий, которые реализуют свойственные гражданскому праву меры защиты субъективных гражданских прав, обладающие преимущественно имущественным характером.
Виды гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения можно классифицировать по различным основаниям:
1) по объекту:
а) имущественные отношения – имеют экономическое содержание и возникают по поводу какого-либо имущественного блага;
б) личные неимущественные отношения – не имеют экономического содержания, возникают по поводу нематериальных благ;
2) по субъектному составу:
а) относительные, в которых управомоченному лицу всегда противостоит конкретное обязанное лицо (договор купли-продажи);
б) абсолютные, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц (отношения собственности);
3) по способу удовлетворения интереса носителя права:
а) вещные, в которых для удовлетворения интереса конкретного лица достаточно его собственных действий, а третьи лица не должны ему в этом препятствовать (отношения собственности);
б) обязательственные, в которых для удовлетворения интересов конкретного лица требуется совершение активных действий обязанным лицом;