Лекции по правоведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:56, курс лекций

Описание работы

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
Признаки права: общеобязательность; нормативность; право устанавливается государством или санкционируется им; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права; право охраняется государством, право выше традиций, морали и обычаев; всегда выражено в официальной форме.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 181.37 Кб (Скачать файл)

Деяние может выступать в форме действия или бездействия. Действие — это активное поведение субъекта (хулиганство). Бездействие — это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом. Вредные последствия, причиняемые правонарушением, бывают физическими, моральными, материальными, а также значительными и незначительными, восстановимыми и невосстановимыми.

Юридический состав правонарушения составляют: 1) объект правонарушения; 2) субъект правонарушения; 3) объективная сторона правонарушения; 4) субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Под субъектом правонарушения понимается право и дееспособное лицо, совершившее правонарушение.    Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло. Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям, т. е. цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Все это выражается понятием «вина», которое выступает в двух формах: 1) умышленная вина (прямая или косвенная); 2) неосторожная вина (легкомысленная и небрежная). Прямой умысел — это сознание субъектом общественной опасности своих действий, предвидение возможности или неизбежности наступления опасных

последствий и желание их наступления. Косвенный умысел — это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий и не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично. Легкомыслие — это когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Небрежность — это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступление — общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан, причиняющие вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности. Проступки — это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступления.

Юридическая ответственность (ЮО) — это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.

Признаки ЮО: 1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и др.); 2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава; 3) опирается на государственное принуждение; 4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д); 5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; 6) правонарушитель наказывается от имени государства — в отличие, например, от моральной ответственности, при которой наказание исходит от общества; 7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.

Классификация ЮО по отраслевому признаку: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная, материальная, процессуальная и конституционная.

Функции ЮО: карательная, штрафная, предупредительная (превентивная), воспитательная и компенсационная (правовосстановительная).

Принципы ЮО: 1) п законности; 2) п обоснованности; 3) п неотвратимости; 4) п справедливости; 5) п гуманизма; 6) Презумпция невиновности — каждый гражданин предполагается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.

 

7. Конституционный  строй РФ: понятие, принципы.

Конституция (от лат, constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

       Конституционный строй — это система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

         Принципы (базовые начала) конституционного строя Российской Федерации

Наименование  принципа

Его содержание

Статьи 

Конст РФ

Основы организации государственной власти:

• Суверенитет народа

• Федерализм

• Республиканская форма правления

 

 

Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ обладает политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими его реальное участие в управлении делами общества и государства

Ст. 1, 2, 3, 4

Децентрализация государственной  власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления

Ст. 1, 5

Избрание или назначение высших органов власти на определенный срок; сфера компетенции органов  власти разграничена

Ст. 1

• Разделение властей

• Правовое государство

• Приоритет международного права

 

 

Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий

Ст. 10, 11

Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод

Ст. 1, 4, 15, 18

Подписанные и ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ

Ст. 15

Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина:

• Признание человека, его  прав высшей ценностью

• Демократическое государство

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства

Ст. 2

Признание и обеспечение  суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина

Ст. 1, 2, 3, 30, 32

Основы организации жизни гражданского общества:

• Социальное государство

• Светское государство

• Идеологический и политический плюрализм

• Многообразие и равноправие форм собственности

Создание экономических  и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп

Ст. 7

Отсутствие государственной  религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным

Ст. 14,

28

Установление запрета  на признание какой-либо идеологии  в качестве официальной (главенствующей). Основа для утверждения в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции, для утверждения в стране многопартийности

Ст. 13

Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.) Равная защита собственности любой формы

Ст. 8, 9


        Согласно  основным принципам конституционного  строя, закрепленным в Конституции  РФ, Россия по форме правления является республикой, а по форме государственно-территориального устройства — федерацией. Федерация — сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом. Республика — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

 

8. Правовой  статус человека и гражданина  в РФ. Понятие прав, свобод и  обязанностей.

Правовой статус - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов  и обязанностей. Он устанавливается  государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов. Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы.

Закрепляя необходимый, прежде всего с точки зрения государства  и общества, комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы  личности, право предусматривает  гарантии их осуществления, способы  защиты со стороны государства, формы  ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том  числе, и в первую очередь, государственных  органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям.

Обычно различают следующие  виды основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:

1) социально-экономические

2) культурные

3) политические

4) гражданские (личные).

Дополняют эту классификацию  абсолютные и относительные права. Особенность первых состоит в  том, что в демократических государствах ни при каких обстоятельствах  не допускается их ограничение, временное  приостановление. Особенность вторых - при определённых обстоятельствах (режим военного, чрезвычайного положения) допускается их ограничение, временное  приостановление.

 

9. Президент  РФ: порядок избрания, полномочия.

         Президент — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Основные функции  Президента РФ

  • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
  • В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
  • Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  • В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  • Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

          Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: гражданство РФ; постоянное проживание в РФ не менее 10 лет; возрастной ценз — не менее 35 лет.

Избиратели

Избирательное объединение

Избирательный блок

Выдвижение кандидата  на должность Президента РФ осуществляется:

инициативной группой (не менее 100 человек), зарегистрированной в соответствующей избирательной комиссии

тайным голосованием на съезде (конференции)

на съезде (конференции) каждой из входящих в блок организаций

Можно выдвинуть только одного кандидата


        После  выдвижения кандидата в поддержку  для его регистрации происходит сбор подписей избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 1 млн подписей (при досрочных выборах — половину). Число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.

Кандидат на должность  Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имуществе и доходах, а также аналогичные данные о членах семьи за два года, предшествующих выборам.

        Избранным  Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование  по двум кандидатам, набравшим большинство  голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом.

        Срок пребывания в должности президента – 6 лет. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно в случае добровольной отставки; по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

 

10. Федеральное  собрание РФ: порядок формирования, полномочия.

Законодательная власть в Российской Федерации

        Федеральное Собрание РФ — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый на основе выборов.

Российский парламент  — Федеральное Собрание — состоит  из двух палат — Государственной  Думы и Совета Федерации.  Палаты Федерального Собрания РФ: 1) Государственная Дума (Нижняя палата) Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями. 2) Совет Федерации (Верхняя палата). В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти.

Полномочия Федерального собрания РФ: принятие законов; ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов; выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Генерального прокурора РФ, должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека; утверждение изменения границ между субъектами РФ, а также указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности,            невшнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе; обращение в Конституционный суд РФ.

Информация о работе Лекции по правоведению