Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:24, реферат
Целью нашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака как способа ее создания в древнем Риме.
Общий план введения требует сказать несколько слов об источниках по данной теме. На наш взгляд, литературы по нашей теме предостаточно. Вопросы семьи и брака освещены в них достаточно полно. Конечно, мы не могли использовать все известные научные труды в работе над рефератом, но постарались выбрать наиболее общепризнанные. Особняком стоят XII таблиц. Считалось, что это был основной источник публичного и частного права в Риме, поэтому мы не могли не обратиться к нему.
Введение 3
I. Римская семья. Агнатическое и
когнатическое родство. 4
II. Брак. 6
III. Личные и имущественные
отношения между супругами. 11
IV. Patria potestas. 15
Список источников и литературы 16
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ
Агротехнологический факультет
Кафедра АТПСХП
Реферат на тему:
«Личные и имущественные отношения супругов»
Томск 2012
Содержание:
Введение |
|
I. Римская семья. Агнатическое и
когнатическое
родство. |
4 |
II. Брак. |
6 |
III. Личные и имущественные
отношения
между супругами. |
11 |
IV. Patria potestas. |
15 |
Список источников и литературы |
16 |
Введение
Семья- ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако мы не будем сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейной организации.
Видимо, мы не ошибемся, сделав
утверждение, что от благополучия
каждой отдельной семьи будет
в конечном итоге зависеть
благополучие и поступательное
развитие общества и
Целью нашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака как способа ее создания в древнем Риме.
Общий план введения требует
сказать несколько слов об
источниках по данной теме. На
наш взгляд, литературы по нашей
теме предостаточно. Вопросы
Надеемся, результатом плодотворной работы над данной темой будет глубокое понимание вопросов римского семейного строя.
I. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его "исключительным достижением" римского народа. Что позволяло ему говорить таким образом?
Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный"[1].
Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.
Третья особенность
По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.[4] Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.д. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели. На наш взгляд, об определении степени родства уместно будет рассказать в главе о браке.
II. Брак.
Семья образуется посредством
брака. Классический юрист
Вплоть до Юстиниана римское
семейное право различало
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.[7] По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.[8] Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.
Создавая различный строй
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.[9]
Неоднозначное правовое
1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили, безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
2. Состоянием физической
зрелости и наличием
3. Согласием партнера;
4. Наличием половой связи
между партнерами в браке. Тот
брак, при котором сексуальные
отношения заранее исключаются,
5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.
Отсутствие любого из вышеперечисленных
условий ставит под сомнение правовой
смысл брачного союза, переводит
отношения мужчины и женщины
в другое качество либо служит основанием
для признания брака
Правовой предпосылкой для
Родство определялось по
Брак в Риме заключался
Информация о работе Личные и имущественные отношения супругов